Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 сентября 2021 г. N Ф05-19542/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А40-244992/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2021 г. по делу N А40-244992/20,
по заявлению ООО "Крона Инвестментс"
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
об оспаривании решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Шеховцов Д.С. по доверенности от 09.11.2020; |
от заинтересованного лица: |
Котов С.А. по доверенности от 15.12.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крона Инвестментс" (далее - Заявитель, ООО "Крона Инвестментс", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Заинтересованное лицо, Москомархитертура) о признании незаконным отказа Москомархитектуры N 001-ГПЗУ-8099/2020-1 от 12.11.2020 г. в выдаче ООО "Крона Инвестментс" градостроительного плана земельного участка площадью 584 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, вл.73, стр. 1А, с кадастровым номером 77:01:0002014:164, обязании Москомархитектуры в течение четырнадцати рабочих дней с момента вступления в законную силу Решения Арбитражного суда города Москвы, выдать ООО "Крона Инвестментс" градостроительный план земельного участка площадью 584 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, вл.73, стр. 1А, с кадастровым номером 77:01:0002014:164, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24 августа 2010 года N 744-ПП "Об утверждении границ охранных зон объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) N 83 и N 84 и режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории кварталов N 348, 349, 350 Центрального административного округа города Москвы", а также Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП (ред. от 17.12.2019 г., с изм. от 25.02.2020 г.) "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее также - ДГИ, Департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2021 г. заявление ООО "Крона Инвестментс" удовлетворено.
Москомархитертура обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Москомархитертуры доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьих лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Крона Инвестментс" на основании Договора купли-продажи здания от 15 ноября 2019 года владеет на праве собственности зданием по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д.73, стр.1А, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 11.02.2020 г. N 77:01:0002014:4526-77/011/2020-6.
В свою очередь земельный участок (далее - Земельный участок) в момент перехода права собственности на здание к ООО "Крона Инвестментс" находился в аренде у продавца на основании договора краткосрочной аренды земельного участка N М-01-514530 от 22.05.2007 г. в редакции дополнительного соглашения от 25.06.2019 г.
В рамках указанного договора и в соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации право аренды на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д.73, стр.1А, занятый зданием, перешло к Покупателю - ООО "Крона Инвестментс".
ООО "Крона Инвестментс" обратилось Москомархитектуру с заявлением N 001-ГПЗУ-8099/2020 от 27.10.2020 г. о предоставлении государственной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков в городе Москве", на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002014:164, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, вл. 73, стр. 1А.
Москомархитектура вынесла оспариваемое Решение от 12.11.2020 г. N 001-ГПЗУ-8099/2020-1 об отказе в предоставлении государственной услуги, мотивированное тем, что ООО "Крона Инвестментс" не является лицом, которое имеет право на получение государственной услуги в соответствии с пунктом 2.10.1.4. Административного регламента, так как не является землепользователем земельного участка. Также указала, что представитель ООО "Крона Инвестментс" Наумова О.А. не может быть представителем при оказании государственной услуги, так как полномочия не подтверждены доверенностью.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно пунктам 13 и 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в соответствии с положениями пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом покупатель здания, строения, сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования, на праве аренды независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. N 73 (ред. от 25.12.2013 г.) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", разъяснено, что по смыслу статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
Таким образом, в силу положений статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 ГК РФ, право аренды Заявителя на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, вл.73, стр.17 возникло в силу закона.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Таким образом, в соответствии с действующим федеральным законодательством, выдача градостроительного плана земельного участка носит заявительский характер и не требует согласия на его выдачу от органа, осуществляющего выдачу градостроительного плана земельного участка.
Порядок подготовки и выдачи градостроительных планов земельного участка в городе Москве регулируется Постановлением Правительства Москвы от 28.06.2017 г. N 396-ПП (ред. от 26.11.2019 г.) "О подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков в городе Москве" (вместе с "Административным регламентом предоставления государственной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков" в городе Москве", "Порядком подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков, предназначенных для проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства федерального значения или объектов капитального строительства регионального значения, в том числе в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы и программы реновации жилищного фонда в городе Москве, а также градостроительных планов земельных участков, права на которые планируется реализовать на торгах").
В соответствии с пунктом 2.5.1. Административного регламента для предоставления услуги Заявитель обращается с соответствующие заявлением. Остальные необходимы документы получает Москомархитектура в рамках межведомственного взаимодействия.
Департамент городского имущества города Москвы обладает информацией о смене собственника здания по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д.73, стр.1А и как следствие смене арендатора земельного участка на ООО "Крона Инвестментс" в силу положений закона.
Доводы Заинтересованного лица о том, что с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка обратилось неуполномоченной лицо - Наумова О.А. также правильно отклонено судом первой инстанции, так как Наумова О.А. в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ является генеральным директором ООО "Крона Инвестментс".
Заявление об оказании государственной услуги подано в электронном виде и заверено электронной подписью ООО "Крона Инвестментс".
Ввиду обращения с надлежащим заявлением об оказании государственной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, наличия информации у ДГИ г. Москвы о переходе прав на здание и по договору аренды земельного участка, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с отсутствием прав на земельный участок является незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как было указано выше, Правительство Москвы приняло постановление N 744 -ПП от 24 августа 2010 года, в котором установлены режимы использования земель и градостроительные регламенты для ряда кварталов в Центральном административном округе города Москвы, в том числе и для квартала 349, в котором находится Земельный участок.
В указанном постановлении определено разрешенное использование Земельного участка, высотность и плотность предполагаемой застройки. То есть указанное постановление содержит исчерпывающую информацию, необходимую для выдачи градостроительного плана земельного участка Заявителю.
Такая же информация содержится в Правилах землепользования и застройки города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП (ред. от 17.12.2019 г., с изм. от 25.02.2020 г.) "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Судом первой инстанции установлено, что ранее в отношении земельного участка был выдан градостроительный план земельного участка N RU77-130000-005898 от 24.09.2013 г.
В соответствии с информационной базой https://isogd.mos.ru/ указанный Градостроительный план земельного участка является действующим.
Таким образом, отказ Москомархитектуры не соответствует статье 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Москвы N 744-ПП, Постановлению Правительства Москвы от 28.06.2017 г. N 396-ПП, нарушает права и законные интересы Заявителя, предоставленные указанными положениями законодательства РФ, в соответствии с которыми Заявитель имеет право на получение градостроительного плана земельного участка.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об удовлетворении заявления ООО "Крона Инвестментс".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2021 по делу N А40-244992/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-244992/2020
Истец: ООО "КРОНА ИНВЕСТМЕНТС"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19542/2021
03.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19542/2021
31.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28212/2021
19.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-244992/20