г. Вологда |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А05-9465/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Рогатенко Л.Н. и Холминова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 марта 2021 года по делу N А05-9465/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" (ОГРН 1072930000747, ИНН 2921010743; адрес: 163502, Архангельская область, Приморский район, поселок Уемский, улица Заводская, дом 7; далее - общество) о взыскании 343 205 руб. 02 коп. субсидии, 10 769 руб. 87 коп. пеней за период с 13.08.2020 по 18.02.2021 и с 19.02.2021 по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по тарифам и ценам Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 марта 2021 года с общества в пользу министерства взыскано 1 483 руб. 15 коп. пеней. В удовлетворении остальной части иска отказано. Кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 42 руб. государственной пошлины.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, которые, по его мнению, не соответствуют обстоятельствам дела.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, что между министерством и обществом в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп (далее - Порядок N 487-пп), были заключены договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, от 15.01.2018 N 2-В (далее - договор 2018 года) и от 23.01.2019 N 41-В (далее - договор на 2019 год).
В соответствии с условиями договоров обществу из областного бюджета в 2018 и 2019 годы предоставлялась субсидия на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению.
На основании распоряжения от 29.04.2020 N 188-р министерство в период с 08.06.2020 по 07.07.2020 провело в отношении общества плановую камеральную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2018 и 2019 годы.
По итогам этой проверки должностным лицом министерства, проводившим проверку, составлен акт от 07.07.2020 N 203/06-06/63.
В ходе проверки министерство пришло к выводу о том, что общество при расчете потребности в средствах субсидии допустило нарушения, вследствие которых в 2018 и 2019 годах было необоснованно получено 443 233 руб. 01 коп. бюджетных средств.
По итогам проверки министерство, руководствуясь подпунктом 3 пункта 49 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, направило обществу требование от 09.07.2020 N 203/06-06/4745 о возврате субсидии, в котором предложило в течение 10 рабочих дней со дня предъявления этого требования возместить в областной бюджет 443 233 руб. 01 коп. необоснованно полученной субсидии.
Поскольку субсидия обществом не была возвращена, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
С учетом возврата обществом неоспариваемой суммы долга - 100 027 руб. 99 коп. (платежное поручение от 13.10.2020 N 588 на 42 382 руб. 57 коп., платежное поручение от 25.12.2020 N 803 на 56 406 руб. 45 коп., платежное поручение от 18.02.2020 N 74 на 1238 руб. 97 коп.) министерство настаивает на возврате 343 205 руб. 02 коп. необоснованно полученных средств субсидии за 2018 и 2019 годы и 10 769 руб. 87 коп. пеней, начисленных за период с 13.08.2020 по 18.02.2021, а также пеней с 19.02.2021 по день фактической оплаты долга.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о возврате необоснованно полученных средств субсидий, взыскал пени в части в размере 1 483 руб. 15 коп.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из положений пункта 2 этой же статьи следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка N 487-пп (в редакции, действовавшей в спорный период) целью предоставления субсидии является возмещение организациям водопроводно-канализационного хозяйства недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В пункте 5 указанного Порядка предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется министерством на основании заключенных с организациями водопроводно-канализационного хозяйства договоров на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, на текущий финансовый год (далее - договоры).
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 487-пп для расчета размера субсидии используются следующие базовые величины:
а) установленные постановлением агентства для организации водопроводно-канализационного хозяйства: льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения; экономически обоснованные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения;
б) фактически реализованный организацией водопроводно-канализационного хозяйства населению и потребителям, приравненным к населению, объем питьевой воды, технической воды, горячей воды и (или) услуг водоотведения, определенный на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, установленных в соответствии с Правилами N 306.
Фактически реализованный организацией водопроводно-канализационного хозяйства населению и потребителям, приравненным к населению, объем питьевой воды, технической воды, горячей воды и (или) услуг водоотведения, подтверждается данными бухгалтерского учета за отчетный период.
Размер субсидии для организации водопроводно-канализационного хозяйства рассчитывается по формуле: СВ = Спв + Ств + Сгв + Ск,
где:
СВ - размер субсидии для организации водопроводно-канализационного хозяйства, рублей;
а) в случае установления агентством организации водопроводно-канализационного хозяйства тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для населения и потребителей, приравненных к населению, ниже уровня тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для прочих потребителей размер субсидии рассчитывается по формуле:
Спв = (Тпвпр - Тпвн) x Vпвн,
где:
Спв - размер субсидии (в части питьевой воды), рублей;
Тпвпр - тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для прочих потребителей (без НДС), рублей/куб. м;
Тпвн - тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для населения и потребителей, приравненных к населению (без НДС), рублей/куб. м;
Vпвн - фактически реализованный организацией водопроводно-канализационного хозяйства населению и потребителям, приравненным к населению, объем питьевой воды, куб. м;
г) в случае установления постановлением агентства организации водопроводно-канализационного хозяйства тарифов на водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, ниже уровня тарифов на водоотведение для прочих потребителей размер субсидии рассчитывается по формуле:
Ск = (Ткпр - Ткн) x Vкн, где:
Ск - размер субсидии (в части водоотведения), рублей;
Ткпр - тариф на водоотведение для прочих потребителей (без НДС), рублей/куб.м;
Ткн - тариф на водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (без НДС), рублей/куб. м;
Vкн - фактически реализованный организации водопроводно-канализационного хозяйства населению и потребителям, приравненным к населению, объем услуг водоотведения, куб. м.
Согласно пункту 19 Порядка N 487-пп в случае выявления министерством нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а также условий договора средства субсидий подлежат возврату в областной бюджет.
При невозврате средств субсидии в срок, установленный пунктом 19 настоящего Порядка, министерство в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 19 настоящего Порядка, обращается в суд с исковым заявлением о взыскании субсидии, а также пени за просрочку ее возврата (пункт 21 Порядка N 487-пп).
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп (далее - Порядок N 58-пп), установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.
Данным нормативным правовым актом установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета - в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 указанного нормативного правового акта по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
С учетом добровольного возврата ответчиком части средств субсидии, министерство просит взыскать с ответчика 343 205 руб. 02 коп. необоснованно полученных средств субсидии за 2018 и 2019 годы.
Министерство полагает, что общество необоснованно заявило в субсидию за 2018 и 2019 годы объемы холодной воды, поставленной населению, проживающему на территории города Архангельска (КИЗ Силикат) и территории МО "Уемское" (улицы Устьянская, Малиновая, Пригородная).
Как полагает министерство, тарифы для общества на указанных территориях установлены не были, в связи с чем, базовые величины для расчета размера субсидии отсутствуют, что исключает возможность заявления такого объема в субсидирование. По данному нарушению, как полагает истец, ответчиком необоснованно получена субсидия в 2018 году в сумме 199 819 руб. 91 коп., в 2019 году в сумме 93 379 руб. 19 коп., всего в размере 293 199 руб. 10 коп.
Как указано ранее, в соответствии с подпунктом а пункта 14 Порядка N 487-пп одной из базовых величин для расчета размера субсидии являются установленные постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области для организации водопроводно-канализационного хозяйства льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения и экономически обоснованные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлениями агентства от 30.11.2015 N 70-в/7 (в редакции постановлений агентства от 16.12.2016 N 64-в/22 и от 20.12.2017 N 76-в/22), от 20.12.2018 N 78-в/70 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую обществом потребителям.
Согласно акту проверки министерства, сведения о тарифах на питьевую воду и услуги водоотведения, представленные обществом в расчетах фактической потребности в средствах субсидии, за 2018 - 2019 годы соответствуют тарифам, установленным агентством обществу.
Спор касается обоснованности использования обществом в расчетах с льготными потребителями на территории города Архангельска (КИЗ Силикат) и территории МО "Уемское" (улицы Устьянская, Малиновая, Пригородная) тарифов, установленных постановлениями агентства от 30.11.2015 N 70-в/7, от 20.12.2018 N 78-в/70 и, соответственно, обоснованности включения в расчет субсидии объема холодной воды, поставленной данным потребителям.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом N 416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания).
В схеме водоснабжения и водоотведения сельского поселения "Уемское" Приморского муниципального района Архангельской области на 2015 - 2018 годы и на период до 2024 года, утвержденной постановлением администрации МО "Уемское" от 09.10.2015 N 61 (далее - Схема водоснабжения и водоотведения), выделены следующие технологические зоны водоснабжения по территориальному положению водопроводных сетей и сооружений:
система холодного водоснабжения в пос. Уемский ул. Большесельская;
система холодного водоснабжения в пос. Уемский ул. Заводская;
система холодного водоснабжения в дер. Куропти ул. Военный Городок N 130.
В соответствии с информацией, указанной в Схеме водоснабжения и водоотведения, снабжение абонентов холодной питьевой водой надлежащего качества осуществляется через централизованную систему сетей водопровода, а население, не оснащенное централизованным водоснабжением, пользуется индивидуальными скважинами и колодцами, расположенными на территории частных домовладений.
В соответствии с пунктами 14 и 16 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в агентство предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов (далее - заявление) и необходимых обосновывающих материалов.
Согласно пункту 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6.
Постановлением агентства от 30.11.2015 N 70-в/7 (в редакции постановлений агентства от 16.12.2016 N 64-в/22 и от 20.12.2017 N 76-в/22) на 2016 - 2018 годы были утверждены (откорректированы) две производственные программы, установлены долгосрочные параметров регулирования тарифов и тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую обществом потребителям, расположенным по ул. Заводская (кроме дома N 2) и ул. Военный городок N 130 МО "Уемское" Приморского муниципального района".
Как следует из материалов дела, общество направило в агентство заявление о корректировке установленных на 2018 год долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую, в том числе на территории пос. Уемский по ул. Заводская (кроме дома N 2) и дер. Куропти ул. Военный городок N 130 МО "Уемское
К заявлению общество представило: откорректированные проекты производственных программ на 2018 год на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую на вышеуказанных территориях (копии прилагаются); реестр действующих в 2017 году договоров холодного водоснабжения, в котором информация по населению, проживающему в частных домах с указанием их адресов, отсутствовала.
Объем воды, поступившей в сеть, потери воды при транспортировке и полезный отпуск питьевой воды абонентам, расположенным по ул. Заводская (кроме дома N 2), определен на уровне объемов, утвержденных в производственной программе на 2017 год (объем воды на 2017 год был принят на уровне фактически подтвержденных обществом за 2015 год).
Письмом от 18.12.2017 общество дополнительно направило в агентство заверенные копии следующих документов: карточку счета 90.1 за 2016 год по участку "1 ВОДОСНАБЖЕНИЕ УЙМА"; карточку счета 90.1 за 2016 год по участку "1 ВОДОСНАБЖЕНИЕ ВГ 130"; оборотно-сальдовую ведомость по счету 86 за 2016 год; расшифровку объемов потребления холодной воды населением, проживающим в многоквартирных и частных домах, расположенных по ул. Заводская (кроме дома N 2), и домах, расположенных в дер. Куропти по ул. Военный городок N 130; расчет фактической потребности в средствах субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду для населения и потребителей, приравненных к населению, за декабрь 2016 года; ежемесячные отчеты по реализации холодной воды населению с января по декабрь 2016 года, в которых с января по июнь 2016 года расшифрованы объемы потребления воды потребителями частного сектора, расположенными в пос. Уемский по ул. Устьянская и ул. Малиновая Приморского района Архангельской области, отчеты за август - декабрь 2016 года данную расшифровку не содержат.
Письмом от 19.12.2018 N 246 общество направило в агентство уточненное заявление об установлении на 2019 - 2023 годы (второй долгосрочный период) долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую на территории МО "Уемское" по ул. Заводская и ул. Большесельская и дер. Куропти по ул. Военный городок N 130 (вместо ранее заявленных обществом территорий).
К заявлению общество представило:
- два откорректированных проекта производственных программ об установлении на 2019 - 2023 годы тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую организацией на следующих территориях
1) по ул. Заводская и ул. Большесельская
2) по ул. Военный городок N 130;
- реестр действующих в 2018 году договоров холодного водоснабжения, в котором информация по населению, проживающему в частных домах с указанием их адресов, отсутствует (копия прилагается).
На основании указанных выше документов постановлением агентства от 20.12.2018 N 78-в/70 на 2019 - 2024 годы утверждены производственные программы, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую обществом потребителям, расположенным на следующих территориях:
на территории сельского поселения "Уемское" (кроме Военного городка N 130) Приморского муниципального района" (приложения N1,3 и 5 указанного постановления);
на территории Военного городка N 130 сельского поселения "Уемское" Приморского муниципального района" (приложения N 2, 4 и 6 указанного постановления).
Объем воды, поступившей в сеть, потери воды при транспортировке и полезный отпуск питьевой воды абонентам на вышеуказанных территориях на 2019 - 2024 годы определены агентством на уровне объемов, утвержденных в производственных программах на 2018 год.
Как следует из Схемы водоснабжения и водоотведения, население, частные дома которых расположены в пос. Уемский по ул. Устьянская, ул. Малиновая, ул.Пригородная и КИЗ Силикат, потребляет питьевую воду из централизованной системы холодного водоснабжения по ул. Заводская.
Повторно проанализировав отчеты общества, Схему водоснабжения и водоотведения, а также дополнительно представленные в материалы дела ответчиком документы, агентство в письменном мнении указало, что данные потребители получают питьевую воду из централизованной системы холодного водоснабжения по ул. Заводская, следовательно, для них в 2018 году применимы тарифы, установленные приложением N 5 постановления агентства от 30.11.2015 N 70-в/7, в 2019 году - тарифы, установленные приложением N 5 к постановлению агентства от 20.12.2018 N 78-в/70.
В связи с выявленными в ходе судебного разбирательства обстоятельствами постановлением агентства от 04.02.2021 N 5-в/16 были внесены изменения в постановление от 27.12.2019 N 88-в/2, а именно, уточнены территории, на которые распространяется регулируемая деятельность ООО "Предприятие Коммунального Снабжения", которое в настоящее время оказывает услуги водоснабжения на данной территории, в сфере водоснабжения и установленные тарифы на питьевую воду.
У судов не имелось оснований не согласиться с позицией органа регулирования тарифов в части применения к расчетам с потребителями, расположенными в пос. Уемский по ул. Устьянская, ул. Малиновая, ул.Пригородная и КИЗ Силикат тарифов, установленных постановлениями агентства от 30.11.2015 N 70-в/7, от 20.12.2018 N 78-в/70. Доказательств иного истцом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд правомерно посчитал ошибочным вывод истца о необоснованном включении обществом в субсидию за 2018 и 2019 годы объемов холодной воды, поставленной населению, проживающему на территории города Архангельска (КИЗ Силикат) и территории МО "Уемское" (улицы Устьянская, Малиновая, Пригородная), и в удовлетворении требований министерства в указанной части отказал.
В ходе проведенной проверки министерство пришло к выводу о том, что ответчиком не подтвержден данными бухгалтерского учета за 2018 год объем холодной воды в размере 680,213 куб.м. на сумму 50 005 руб. 92 коп.
В ходе судебного разбирательства, ответчиком были представлены карточка счета 90.1 за 2018 год, бухгалтерская справка к карточке счета 90.1 за 2018 год, платежные документы.
Согласно представленным ответчиком документам и пояснениям, в реализации 000275 от 31.05.2018 - отгрузка товаров (продукции) учтена выручка по контрагенту "Население. Коммунальные услуги 1 Уйма" на сумму 1 486 988 руб. 25 коп., которая включает в себя сумму 14 519 руб. 70 коп., состоящую, в свою очередь, из сумм 12 828 руб. и 1691 руб. 70 коп. на ХВС для целей СОИ ул.Заводская и ул.Большесельская, соответственно.
Также согласно представленным ответчиком документам и пояснениям в реализацию 000292 за 30.11.2018 - отгрузка товаров (продукции) включена выручка по контрагенту "Население. Коммунальные услуги 1 Уйма" на сумму 1 559 608 руб. 27 коп. в которую входит сумма 13 074 руб. 79 коп., относящаяся к ХВС на СОИ.
Объем начислений соответствует размеру начислений за содержание помещений по данным оборотно-сальдовых ведомостей начислений.
Таким образом, довод истца о том, что ответчиком не подтвержден данными бухгалтерского учета за 2018 год объем холодной воды в размере 680,213 куб.м. на сумму 50 005 руб. 92 коп., опровергается материалами дела и является ошибочным.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска о взыскании с ответчика 343 205 руб. 02 коп. средств субсидии за 2018 и 2019 годы и соответствующей указанной задолженности суммы пеней.
Пунктом 4.3.6 договоров на 2018 и 2019 годы предусмотрена ответственность получателя средств субсидии в случае невозврата или несвоевременного возврата средств субсидии в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки от суммы задолженности.
В соответствии с пунктом 25 Порядка 487-пп необоснованно полученные средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
Требование министерства получено обществом 29.07.2020, соответственно подлежало исполнению до 12.08.2020.
Как следует из материалов дела, неоспариваемая (признаваемая) обществом сумма необоснованно полученной субсидии составляет 100 027 руб. 99 коп. и возвращена ответчиком платежными поручениями от 13.10.2020 N 588 (42 382 руб. 57 коп.), от 25.12.2020 N 803 (56 406 руб. 45 коп.), от 18.02.2020 N 74 (1238 руб. 97 коп.).
Таким образом, обществом допущена просрочка возврата 100 027 руб. 99 коп. необоснованно полученной субсидии в период с 13.08.2020 по 18.02.2021. в связи с допущенной ответчиком просрочкой возврата необоснованно полученной суммы субсидии в указанном размере, требование министерства о взыскании пеней в соответствующей части долга заявлено правомерно.
В связи с допущенной обществом просрочкой возврата необоснованно полученных в 2018 и 2019 годах сумм субсидии в размере 100 027 руб. 99 коп., иск министерства о взыскании пеней является обоснованным в сумме 1483 руб. 15 коп., в том числе:
- 878 руб. 58 коп. пени за период просрочки с 13.08.2020 по 13.10.2020 (62 дня) (158 912 руб. 38 коп. х 4.25% / 300 х 62 = 878 руб. 58 коп.);
- 596 руб. 15 коп. пени за период просрочки с 14.10.2020 по 25.12.2020 (73 дня) (57 645 руб. 42 коп. х 4.25% / 300 х 73 = 596 руб. 15 коп.);
- 8 руб. 42 коп. пени за период просрочки с 26.12.2020 по 19.02.2020 (48 дней) (1238 руб. 97 коп. х 4.25% / 300 х 48 = 8 руб. 42 коп.);
Обществом доказательств уплаты 1483 руб. 15 коп. пеней не представлено.
При таких обстоятельствах иск министерства правомерно удовлетворен в части взыскания 1 483 руб. 15 коп. пеней. В остальной части в иске отказано.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 марта 2021 года по делу N А05-9465/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9465/2020
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Управляющая жилищная компания"
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области