город Ростов-на-Дону |
|
31 мая 2021 г. |
дело N А32-52398/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новик В.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2021 (резолютивная часть от 01.03.2021) по делу N А32-52398/2020
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к акционерному обществу "Зерновой терминал "КСК" (ИНН 2315006923, ОГРН 1022302398139)
о взыскании задолженности, процентов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании акционерного общества "Зерновой терминал "КСК" (далее - ответчик, АО "Зерновой терминал "КСК") платы за время нахождения на путях общего пользования в сумме 45996,11 руб., в том числе 44352 руб. плата за время нахождения на путях общего пользования, 1644,11 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.01.2020 по 10.10.2020, а также продолжение начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму долга с 11.10.2020 по день фактической уплаты кредитору денежных средств, исходя из размера ключевой ставки банка России, действующей в соответствующие периоды.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного Краснодарского края от 19.03.2021 (резолютивная часть от 01.03.2021) исправлена техническая опечатка, допущенная при изготовлении текста определения суда от 30.12.2020 в части указания суммы исковых требований, которые составляют 44352 руб. плата за время нахождения на путях общего пользования, 1644,11 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.01.2020 по 10.10.2020, а также продолжение начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму долга с 11.10.2020 по день фактической уплаты кредитору денежных средств, исходя из размера ключевой ставки банка России, действующей в соответствующие периоды вместо ошибочно указанной суммы 456996,11 руб. платы за время нахождения на путях общего пользования. В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Российские железные дороги" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии с договором подача вагонов осуществляется локомотивом ОАО "РЖД" на один из свободных путей парка "Восточный", а не на любые свободные железнодорожные пути, входящие в состав парка "Восточный" станции Новороссийск. Отсутствие указания в тексте договора на конкретный номер пути, предназначенный для подачи вагонов в адрес ЗАО "Зерновой терминал "КСК", не означает, что ОАО "РЖД" обязано подавать вагоны на все имеющиеся свободные пути, поскольку договором предусмотрен лишь один свободный путь парка "Восточный". Представленные ОАО "РЖД" акты о простое вагонов на станционных и выставочных путях станции Новороссийск в спорные периоды "бросания" поездов свидетельствуют об ответственности ЗАО "Зерновой терминал "КСК" за задержку вагонов в пути следования и обязанности ответчика по внесению платы за их нахождение на путях общего пользования. Таким образом, с учетом имеющихся доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между действиями ЗАО "Зерновой терминал "КСК" и задержкой ОАО "РЖД" вагонов на промежуточных станциях, а также в связи с ненадлежащим исследованием и оценкой представленных истцом документов, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон. От ответчика поступили возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" и ЗАО "Зерновой терминал "КСК" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Зерновой терминал "КСК" при станции Новороссийск Северо - Кавказской железной дороги N 296/2 от 05.09.2014 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1 данного договора осуществляется эксплуатация принадлежащего контрагенту железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 6 ОАО "НУТЭП" стрелкой N 4. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом контрагента.
Пунктом 12 договора установлен технологический срок оборота вагонов - 6 часов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 дополнительного соглашения к договору от 29.06.2015, контрагент уплачивает перевозчику с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от контрагента, по ставкам Тарифного руководства "Плата нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижное состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ Росси о 29.04.2015 N 127-т/1".
В сентябре 2019 года в адрес ответчика - грузополучателя ЗАО "Зерновой терминал "КСК" на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточной станции в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота вагонов.
Как указывает истец, 20.09.2019 в 12 часов 00 минут на промежуточной станции Отрадно-Кубанская СКВ на основании приказа N 6744 от 20 сентября 2019 отставлен от движения поезд N 2779 с индексом 5363-319-5210 по причине неприема железнодорожной станцией назначения на территории России, зависящей от грузополучателя, владельца путей необщего пользования.
Извещением N 6187 от 20.09.2019 станции Новороссийск грузополучатель уведомлен о том, что на основании оперативного приказа N 6744 от 20.09.2019 на станции Отрадно-Кубанская СКВ в 12 час. 00 мин задержан поезд с индексом 5363-319-5210. Данное извещение получено представителем ЗАО "Зерновой терминал "КСК" 20.09.2019, о чем в извещении имеется подпись.
Согласно оперативному приказу N 6732 от 26.09.2019, временно отставленные от движения вагоны поезда с индексом 5363-319-5210 были отправлены на станцию назначения.
Извещением от 26.09.2019 начальник станции Новороссийск уведомил грузополучателя - ЗАО "Зерновой терминал "КСК" о том, что поезд с индексом 5363-319-5210 отправлен. Данное извещение также получено представителем ответчика 26.09.2019, о чем на извещении имеется подпись.
По факту задержки вагонов станцией Отрадно-Кубанская CKЖД перевозчиком были составлены акты общей формы N 1683 от 20.09.2019 о начале задержки и N 1790 от 26.09.2019 об окончании задержки.
Вагоны, отставленные от движения в составе поезда прибыли на станцию назначения Новороссийск 28.09.2019, однако нормативный срок доставки - 23.09.2019.
По прибытии вагонов на станцию назначения, был составлен акт общей формы для начисления платы N 15/7636 от 02.12.2019, подписанный представителем ответчика с разногласиями.
По ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, за период, указанный в актах общей формы, по накопительным ведомостям начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на сумму 44 352 руб.
Факт нарушения срока технологического оборота, за которые начислена плата, отражен в ведомостях подачи и уборки вагонов N N 095746, 095750, 095751, 095754, 095755, 095758, 095759, 095761, 095764, 095765, 096767, 096770, 096771, 096773, 0967740, 96778.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке, 23.01.2020 истец направил в адрес ответчика претензию исх. N 20/1 с требованием об осуществлении платы за время нахождения вагонов в составе брошенного поезда на инфраструктуре ОАО "РЖД".
Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.д. (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как указано в статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Судом установлено, что с 07.06.2015 вступил в силу Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
Согласно п. 1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы.
Согласно п. 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Согласно п. 2.3 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1.
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26, в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из части 11 статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Суд обоснованно указал на то, что в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по(номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М.
Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Из системного толкования положений статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-t/I, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока - доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" и ЗАО "Зерновой терминал "КСК" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Зерновой терминал "КСК" при станции Новороссийск Северо - Кавказской железной дороги N 296/2 от 05.09.2014.
Указанный договор определяет порядок эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ответчику, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 6 ОАО "НУТЭП" стрелкой N 4.
Согласно п. 2 договора, границей железнодорожного пути необщего пользования являются предельный столбик стрелочного перевода N 4, у которого установлен сигнальный знак "Граница железнодорожного пути необщего пользования".
Согласно п. 3 договора, развернутая длина пути необщего пользования составляет 769 м.
Согласно пункту 5 договора, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Судом первой инстанции установлено, что факт занятости путей общего пользования станции Новороссийск вагонами в ожидании подачи на выставочный путь отражен в акте общей формы N 11/5958 от 19.09.2019, который послужил основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, на станцию назначения.
В то же время, в акте общей формы N 11/5958 от 19.09.2019 в качестве основания для его составления указано следующее: "вагоны, готовые к подаче, находятся на путях общего пользования станции Новороссийск ж.д. в ожидании подачи на железнодорожный выставочный путь парка "Восточный" под выгрузку по причине, не зависящей от перевозчика, в связи с занятостью выставочного пути N 3".
Согласно пункту 7 договора, заключенного между ОАО "РЖД" (в тексте договора - перевозчик) и закрытым акционерным обществом "Зерновой терминал "КСК" (в тексте договора - контрагент), сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из свободных путей парка "Восточный" станции Новороссийск.
В соответствии с вышеприведенным условием договора подача вагонов осуществляется локомотивом ОАО "РЖД" на любой свободный железнодорожный выставочный путь, входящий в состав парка "Восточный" станции Новороссийск, так как конкретный номер пути в тексте Договора не указан, а не только на путь N 3, указанный в акте общей формы N 11/5958 от 19.09.2019.
В соответствии с Техническо-Распорядительным актом железнодорожной станции Новороссийск, парк "Восточный" состоит из 13 железнодорожных путей, из которых 8 выполняют исключительно функцию выставочных путей.
Суд первой инстанции правомерно обратил внимание на то обстоятельство, что акт общей формы N 11/5958 от 19.09.2019, представленный истцом в подтверждение заявленных требований, не содержат информации о занятости всех выставочных железнодорожных путей парка "Восточный", входящих в его состав, по причинам, зависящим от АО "КСК", что исключает доказанность обстоятельства простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от АО "КСК".
В соответствии с пунктом 8 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой контрагенту, устанавливается не более 30 вагонов (120 осей), по весу не более 2900 тонн. Условия приведено с учетом п. 8 Примерного договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, установленного Приложением N 1 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденным Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
В соответствии с пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагона - 6 часов.
На основании вышеприведенных условий пункта 8 и пункта 12 договора, на железнодорожном пути необщего пользования АО "КСК" устанавливается шестичасовой технологический срок оборота партии вагонов в количестве, не превышающем 30 штук.
В соответствии с пунктом 13 договора (в редакции дополнительного соглашения от 29.06.2015), суточная перерабатывающая способность по основным родам грузов составляет -100 вагонов - зерновые грузы.
В акте общей формы N 11/5958 от 19.09.2019 время начала простоя указано: 12 ч. 55 мин. 19.09.2019.
К моменту наступления вышеуказанного начала простоя в соответствии с нижеприведенными памятками приемосдатчиков на территории АО "КСК" находилось 93 вагона, шестичасовой технологический срок оборота которых не истек:
N памятки приемосдатчика на подачу вагонов на пути необщего пользования АО |
Дата/Время подачи вагонов |
Количество вагонов в одной подаче |
Время окончания шестичасового технологического срока оборота вагонов |
38356 |
19.09.19/08:50 |
30 вагонов. |
19.09.19/14:50 |
38357 |
19.09.19/08:55 |
5 вагонов. |
19.09.19/14:55 |
38375 |
19.09.19/11:00 |
28 вагонов. |
19.09.19/17:00 |
38388 |
19.09.19/12:50 |
30 вагонов. |
19.09.19/18:50 |
Итого: |
93 вагона. |
|
В соответствии с техническо-распорядительным актом железнодорожной станции Новороссийск, выставочный путь N 3 парка "Восточный" имеет вместимость 37 вагонов или 43 цистерны, длиной 12,02 метра.
В то же время, в акте общей формы N 11/5958 от 19.09.2019 время начала простоя указывается 12 часов 55 минут 19.09.2019 в отношении 46 вагонов на основании памятки приемосдатчика N 38389, которая составлена в отношении 4 вагонов, в связи с чем, с учетом общей вместимости 37 вагонов, на выставочный путь N 3 парка "Восточный" можно было в 12 часов 55 минут 19.09.2019 подать еще 33 вагона.
Памятка приемосдатчика N 38389 не содержит информации о том, что вагоны, указанные в ней, находились на выставочном пути N 3 парка "Восточный" и занимали данный путь, что послужило основанием составления акта общей формы N 11/5958 от 19.09.2019.
В памятке приемосдатчика N 38389 в графе "место подачи" указано: Ю 2 "Зерновой терминал "КСК".
С учетом содержания памятки приемосдатчика N 38389, данный документ был составлен при передаче 4 вагонов на пути необщего пользования АО "КСК" и не может отражать факт занятости выставочного пути N 3 парка "Восточный" по причинам, зависящим от АО "КСК".
Таким образом, истец в нарушение пункта 8 и пункта 12 договора до истечения технологического срока оборота вагонов необоснованно составил акт общей формы N 11/5958 от 19.09.2019.
Судом обоснованно отмечена сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика, согласно которой сам по себе акт общей формы, на которые ссылается ОАО "РЖД" в исковом заявлении, не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 N 15АП-13577/2018 по делу N А32-21859/2017).
При этом истец как владелец путей общего пользования при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Истец обязан предоставить анализ соотношения занятости путей необщего пользования разгружаемыми вагонами и бросания спорных составов, который бы показывал очевидную невозможность их подачи под разгрузку и, следовательно, угрозу заполнения станции назначения адресованными ответчику вагонами, что блокировало бы нормальную работу истца с другими грузополучателями. Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
В силу абзаца 6 пункта 4.7 упомянутых выше правил, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, временем окончания задержки вагонов в пути следования является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Таким образом, задержание подвижного состава в пути следования непосредственно связано с занятостью фронта выгрузки и станционных путей, т.е. с наличием или отсутствием у станции назначения возможности приема и размещения состава на железнодорожных путях.
В свою очередь невозможность приема вагонов станцией назначения должна быть напрямую связана с действиями (бездействием) ответчика. Только в этом случае последний является надлежащим лицом, несущим ответственность перед истцом в виде уплаты платежей за использование железнодорожной инфраструктуры.
Несоблюдение срока выгрузки в отношении отдельных вагонов, находящихся на путях необщего пользования ответчика, даже при доказанности данного обстоятельства не порождает безусловную необходимость бросания вагонов.
Таким образом, само по себе превышение срока оборота вагонов в отрыве от отсутствия у станции реальной технологической возможности приема "брошенных" вагонов не имеет правового значения.
Следовательно, основанием для бросания является занятость путей, в связи с чем станция назначения не имеет возможности приема поездов. Если же у станции имеется возможность подать вагоны грузополучателю, тогда отдельные факты превышения грузополучателем срока технологического оборота вагонов не имеют правового значения.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, доводы апелляционной жалобы признаются судом несостоятельными.
Истец не доказал, что все пути необщего пользования одновременно были заняты. Доказательств вины ответчика в задержке вагонов истцом в материалы дела также не представлено.
Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов, на которые ссылается истец, без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
По смыслу положений статьи 39 УЖТ РФ, ответчик обязан внести плату за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, только при наличии совокупности следующих обстоятельств:
- из-за объективной невозможности, при осуществлении доставки ж/д состава в нормативно определенный срок, приема его железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования
- при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
При этом недоказанность одного из упомянутых обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 18 статьи 39 Устава, грузополучатели освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в случаях, перечисленных в ст. 39 Устава, в том числе, если вагоны находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Поскольку истцом не представлено надлежащих доказательств того, что задержка спорных вагонов вызвана нарушениями, допущенными ответчиком, которые, в свою очередь, объективно не позволили истцу осуществить доставку поездов в нормативно установленный срок.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2021 (резолютивная часть от 01.03.2021) по делу N А32-52398/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Судья |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52398/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "Зерновой терминал "КСК"