г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А56-109166/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Иванов М.О. по доверенности от 11.01.2021
от заинтересованного лица: Муштаев Д.В. по доверенности от 30.12.2020
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11661/2021) ООО "УК "Смольнинская" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 по делу N А56-109166/2020, принятое
по заявлению ООО "УК "Смольнинская"
к ГЖИ
3-е лицо: ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района"
об оспаривании решений (распоряжений) об отказе во включении в реестр лицензий сведений о многоквартирных домах
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смольнинская" (ОГРН: 1187847110725, адрес: 198205, Санкт-Петербург, ул. Авангардная, д. 26, корп. 1, лит. А, пом. 11Н, оф. 1; далее - ООО "УК "Смольнинская", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решений (распоряжений) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург в части сведений о многоквартирных домах от 15.10.2020 N 3080-рл, N 3086-рл, N 3081-рл, N 3082-рл, N 3083-рл, N 3078-рл, N 3079-рл, N 3077-рл, N 3084-рл, N 3085-рл, от 20.10.2020 N 3145-рл, N 3144-рл, от 23.10.2020 N 3201-рл, N 3202-рл, N 3243-рл, N 3242-рл, N 3200-рл, N 3210-рл, N 3213-рл, N 3203-рл, N 3187-рл, N 3189-рл, N 3214-рл, N 3212-рл, N 3245-рл, N 3224-рл, N 3223-рл, N 3206-рл, N 3192-рл, N 3215-рл, N 3205-рл, N 3204-рл, N 3211-рл, об обязании устранить допущенные нарушения путем включения в реестр лицензий сведений о многоквартирных домах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" (ОГРН: 1089847179839, адрес: 198260, Санкт-Петербург, пр-кт Ветеранов, 78; далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района", третье лицо).
Решением от 19.02.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Смольнинская" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Смольнинская" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ГЖИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество имеет лицензию от 13.09.2019 N 078000652 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
По результатам общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в Санкт-Петербурге по адресам:
ул. Танкиста Хрустицкого, д. 92, лит. А, д. 96, лит. А, д. 102, лит. А, д. 8, лит. А;
пр-кт Дачный, д. 5, корп. 6, лит. А, д. 5, корп. 7, лит. А, д. 16, корп. 1, лит. А, д. 16, корп. 5, лит. А, д. 23, корп. 4, лит. А, д. 23, корп. 5, лит. А, д. 23, корп. 3, лит. А, д. 23, корп. 7, лит. А, д. 29, корп. 2, лит. А, д. 30, корп. 2, лит. А, д. 35, лит. А, д. 36, корп. 2, лит. А, д. 36, корп. 4, лит. А;
пр-кт Народного Ополчения, д. 25, лит. А, д. 29, лит. А, д. 185, лит. А, д. 21, лит. А, д. 27, лит. А, д. 35, лит. А;
пр-кт Ветеранов, д. 59, лит. А;
ул. Лени Голикова, д. 8, лит. А, д. 14, лит. А, д. 21, лит. А, д. 27, корп. 5, лит. А, д. 106, лит. А;
пр-кт Маршала Жукова, д. 56, корп. 6, лит. А, д. 58, корп. 2, лит. А;
б-р Новаторов, д. 90, лит. А;
пр-кт Стачек, д. 120, лит. А,
приняты решения о расторжении договоров об управлении многоквартирными домами (далее - МКД), заключенных с ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района"; согласно протоколам собраний собственники помещений в МКД решили выбрать в качестве управляющей организации МКД ООО "УК "Смольнинская".
ООО "УК "Смольнинская" обратилось в ГЖИ с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в отношении вышеназванных жилых домов.
По результатам рассмотрения заявлений и документов, представленных Обществом, Инспекцией вынесены Распоряжения от 15.10.2020 N 3080-рл, N 3086-рл, N 3081-рл, N 3082-рл, N 3083-рл, N 3078-рл, N 3079-рл, N 3077-рл, N 3084-рл, N 3085-рл, от 20.10.2020 N 3145-рл, N 3144-рл, от 23.10.2020 N 3201-рл, N 3202-рл, N 3243-рл, N 3242-рл, N 3200-рл, N 3210-рл, N 3213-рл, N 3203-рл, N 3187-рл, N 3189-рл, N 3214-рл, N 3212-рл, N 3245-рл, N 3224-рл, N 3223-рл, N 3206-рл, N 3192-рл, N 3215-рл, N 3205-рл, N 3204-рл, N 3211-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург. Основания отказа - несоответствие заявлений и документов требованиям пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), а именно: в Инспекцию поступило постановление судебного пристава-исполнителя Корако Н.Н. от 17.09.2020 N 78022/20/66998 о запрете на совершение действий на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами и совершения действий по переводу многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" на обслуживание к иным управляющим компаниям.
Не согласившись с вынесенными распоряжениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о правомерности распоряжений Инспекции.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N416).
В силу пункта 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден Порядком N 938/пр.
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ.
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, перечисленные в указанном пункте.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов перечислены в пункте 9 Порядка N 938/пр и к ним относятся: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка N 938/пр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Как следует из материалов дела, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Кировского района" (далее - ГУЖА) в письме от 12.08.2020 N ОБ-1699-2110/20-0-1 сообщило Инспекции о поступлении в ГУЖА обращений собственников помещений в спорных МКД, о том, что ими никаких инициатив для проведения собраний не заявлялось, уведомления о проведении собраний не подписывали, своих представителей по доверенности не направляли; просили считать протоколы общих собраний недостоверными. В данном письме также указано, что Общество не зарегистрировано в СРО, не ведет финансово-хозяйственную деятельность, не имеет многоквартирных домов, находящихся в управлении.
Заключениями Инспекции по результатам проверки заявлений и документов, представленных Обществом, установлено несоответствие заявления и документов, требованиям Порядка N 938/пр, а именно: в Инспекцию поступило постановление судебного пристава-исполнителя Корако Н.Н. от 17.09.2020 N78022/20/66998 о запрете на совершение действий на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами и совершения действий по переводу многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района", на обслуживание к иным управляющим компаниям.
В материалах проверки, а также в материалах настоящего дела имеется постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Санкт-Петербургу от 17.09.2020 N 78022/20/66998 о запрете на совершение действий.
Согласно пункту 1 данного постановления, объявлен полный запрет на совершение действий, направленных на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе: совершать действия по переводу жилого фонда, находящегося на обслуживании у ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" на обслуживание к иным управляющим компаниям.
Согласно пункту 2 данного постановления, Инспекции поручено не вносить изменения в реестр лицензий города Санкт-Петербурга, направленные на исключение из реестра и закрепление за иными управляющими компаниями МКД, находящимися на обслуживании у ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района".
Доводы заявителя со ссылкой на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу N А56-76080/2020, в рамках которого рассматривалось заявление ГЖИ к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП ГУФССП России по Санкт-Петербургу об оспаривании постановления от 17.09.2020 N78022/20/66998, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку указанное постановление судом апелляционной инстанции не признано незаконным.
При этом на Инспекцию возложена обязанность принять указанное постановление к исполнению и сообщить о его исполнении судебному приставу-исполнителю. Инспекция предупреждена об ответственности за невыполнение указанного постановления судебного пристава-исполнителя.
Запрет на совершение указанных действий установлен судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа.
Согласно статье 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 113 Закона 229-ФЗ также предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод Общества о том, что постановление пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Санкт-Петербургу от 17.09.2020 N 78022/20/66998 не подлежало применению, поскольку на момент окончания общих собраний собственников помещений МКД договоры управления, заключенные с ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" прекратили свое действие ввиду того, что заключены на 1 год без пролонгации согласно пунктам 7.1 договоров, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с нормами ЖК РФ до смены управляющей компании управление многоквартирным домом продолжает осуществлять прежняя управляющая компания. В силу статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 48000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 февраля 2021 года по делу N А56-109166/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смольнинская" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Смольнинская" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 48 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109166/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"СМОЛЬНИНСКАЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района"