г. Пермь |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А60-53259/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой И.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя, Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального Военного Округа" в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел": Балах К.А., доверенность N 207/4/1д от 22.01.2021, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области: не явились;
от третьего лица, индивидуального предпринимателя Ермоленко М.Ю.: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 февраля 2021 года по делу N А60-53259/2020,
принятое судьей Хачевым И.В.
по заявлению Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального Военного Округа" (ИНН 6670334962, ОГРН 1116670010148)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928),
третье лицо: индивидуальный предприниматель Ермоленко Максим Юрьевич,
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального Военного Округа" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России антимонопольный орган) о признании недействительными решения по жалобе N 066/06/87-3324/2020 и предписания N 066/06/87-3324/2020 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, вынесенных 12.08.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Ермоленко М. Ю.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2021 (резолютивная часть объявлена 01.02.2021) требования удовлетворены, оспариваемые решение и предписание судом признаны недействительными и на антимонопольный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, антимонопольный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований,
В обоснование апелляционное жалобы ее податель указывает, что закупка N 0862100000220000118 размещена 31.07.2020, следовательно, заказчик при составлении аукционной документации, размещении указанного извещения, внесении изменений в документацию должен руководствоваться положениями Постановления N 616 в редакции от 30.04.2020, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
При внесении изменения в закупочную документацию (ред. от 07.08.2020) заказчиком нарушены положения части 1 статьи 87, части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе.
Заявитель представил отзыв с возражениями на жалобу, решение суда просит оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Участвовавший в заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, просил решение суда оставить без изменения.
Заинтересованное лицо, третье лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.07.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении закрытого аукциона N 0862100000220000119 и аукционная документация на поставку канцелярских принадлежностей для нужд федерального казенного учреждения "Объединенное стратегической командование Центрального военного округа" в 2020 году (г. Самара).
06.08.2020 в Свердловское УФАС России поступила жалоба ИП Ермоленко М.Ю. о нарушении заказчиком в лице ФКУ "ОСК Центрального военного округа", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения закрытого аукциона на поставку канцелярских принадлежностей для нужд ФКУ "Объединенное стратегической командование Центрального военного округа" в 2020 году (г. Самара) (извещение N 0862100000220000119) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией Свердловского УФАС России принято решение от 12.08.2020 N 066/06/87-3324/2020, которым жалоба ИП Ермоленко М.Ю. признана обоснованной; в действиях заказчика в лице ФКУ "ОСК Центрального военного округа" выявлено нарушение части 1 статьи 87, части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе.
На основании указанного решения заявителю выдано предписание от 12.08.2020 N 0 66/06/87-3324/2020 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в соответствии с которым заказчику в лице ФКУ "ОСК Центрального военного округа" предписано устранить нарушения Закона о контрактной системе, установленные решением от 12.08.2020 N 066/06/87-3324/2020, путем отмены всех составленных в ходе поведения аукциона протоколов, внесения изменений в аукционную документацию в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Полагая, что принятое антимонопольным органом решение и вынесенное предписание являются незаконными, ФКУ "ОСК Центрального военного округа" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил совокупность оснований для признания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными и удовлетворил требования.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Как следует из решения от 12.08.2020 N 066/06/87-3324/2020, Комиссия Свердловского УФАС в ходе рассмотрения жалобы ИП Ермоленко М.Ю. выявила в действиях заказчика в лице ФКУ "ОСК Центрального военного округа" нарушения части 1 статьи 87, части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований к составу второй части заявки (подп. "и" пункта 1.1. документации о закрытом аукционе), не соответствующих положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616), что может привести к предоставлению участником закупки в составе второй части заявки документа, не предусмотренного действующим на момент публикации закупки N 0862100000220000119 законодательством, и не предоставление требуемых таким законодательством документов.
Согласно части 1 статьи 86 Закона о контрактной системе под закрытым аукционом понимается закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закрытого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги.
На основании пункта 2 части 1 статьи 87 Закона о контрактной системе, документация о закрытом аукционе должна содержать, в том числе, требования к содержанию и составу заявок на участие в закрытом аукционе в соответствии с частью 2 статьи 88 настоящего Закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать: документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае, если закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в закрытом аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 6 Постановления N 616 в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Пунктом 10 Постановления N 616 предусмотрено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В соответствии с извещением о проведении закрытого аукциона N 0862100000220000119 и аукционной документацией, объектом закупки является поставка канцелярских принадлежностей для нужд федерального казенного учреждения "Объединенное стратегической командование Центрального военного округа" в 2020 году (г. Самара).
Согласно подпункту "и" пункта 2 подраздела 1.1 раздела 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закрытом аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации, вторая часть заявки на участие в закрытом аукционе должна содержать:
- документы (копии документов), предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14-ФЗ N 44-ФЗ (при отсутствии в заявке на участие в закрытом аукционе документов (копий документов), предусмотренных настоящим пунктом, эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами). Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и подтверждается участником закупки предоставлением одним или несколькими следующими документами:
- выписка из реестра российской промышленной продукции и (или) реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07. 2015 N 719.
В случае отсутствия в реестрах российской и (или) евразийской промышленной продукции информации о закупаемом товаре предоставляется декларация о стране происхождения товара.
На момент публикации извещения о проведении закрытого аукциона установлено, что в реестре российской промышленной продукции, который размещен в государственной информационной системе промышленности на сайте в сети интернет по адресу https://gisp.gov.ru, а также в реестре евразийской промышленной продукции, отсутствуют товары, планируемые к закупке (канцелярские принадлежности).
Следовательно, на момент размещения извещения о проведении закупки аукционная документация соответствовала действующему законодательству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2020 N1178 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616", вступившим в законную силу 05.08.2020, Постановление N 616 дополнено пунктом 10(1) следующего содержания:
"Выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции, предусмотренная абзацем первым пункта 10 настоящего постановления, не представляется при осуществлении закупок промышленных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, подпадающих под запрет, установленный пунктом 2 настоящего постановления, за исключением закупок промышленных товаров, предусмотренных перечнем.
Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением промышленных товаров, предусмотренных перечнем, требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке декларацию о стране происхождения товара".
07.08.2020 заказчиком внесены изменения в аукционную документацию в части требований к составу второй части заявки (подп. "и" пункт 1.1 аукционной документации), согласно которым вторая часть заявки на участие в закрытом аукционе должна содержать следующие документы (копии документов) и информацию:
- документы (копии документов), предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 ФЗ N 44-ФЗ (при отсутствии в заявке на участие в закрытом аукционе документов (копий документов), предусмотренных настоящим пунктом, эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами):
- декларация о стране происхождения товара.
Указанные изменения соответствуют пункту 10(1) Постановления N 616 (в редакции Постановления N 1178).
По мнению антимонопольного органа, исходя из положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, внесение соответствующих изменений в аукционную документацию недопустимо, так как, подавая заявку, участник торгов, оценив себя на соответствие требованиям, установленным заказчиком в извещении, принимает решение о подаче заявки, однако в случае изменения извещения в части требований к участникам торгов ввиду вступления в силу нормативного акта, возможен риск наступления неблагоприятных последствий в последующем, а именно, отклонение за несоответствие требованиям документации, хотя первоначально извещение таких требований не содержало.
Между тем, указанные выводы антимонопольного органа не основаны на нормах действующего законодательства о контрактной системе и противоречат фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, не менее чем семь дней.
Таким образом, часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе содержит только одно ограничение относительно возможности внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона - об объекте закупке.
В данном случае, спорные изменения в извещение о проведении закрытого аукциона и аукционную документацию внесены заказчиком с соблюдением положений части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе и не изменяли объекта закупки.
Кроме того, обстоятельства настоящего дела позволяют сделать вывод, что внесение заказчиком соответствующих изменений в аукционную документацию было направлено на адаптирование проводимой закупки под требования действующего законодательства, а также на исключение заведомо неисполнимого, исходя из объекта закупки, требования о предоставлении в составе второй части заявки выписка из реестра российской промышленной продукции и (или) реестра евразийской промышленной продукции. После внесения изменений в документацию у потенциальных участников закрытого аукциона появилась реальная возможность предоставления информации о стране происхождения товара, а у заказчика - возможность проведения аукциона и заключения государственного контракта на поставку необходимых для нормального функционирования учреждения товаров.
Ссылки антимонопольного органа на положения пунктов 1, 2 статьи 4, пункт 2 стать 422 в рассматриваемых обстоятельствах правого значения не имеют, поскольку Постановление Правительства РФ от 04.08.2020 N 1178 было принято и соответствующие в связи с этим изменения в извещение о проведении закрытого аукциона внесены заказчиком на стадии подачи заявок на участие в аукционе, что допустимо согласно пункту 6 статьи 63 Закона о контрактной системе, то есть когда договорных отношений у сторон еще не возникло.
Таким образом, антимонопольным органом не доказано наличие в действиях заказчика в лице ФКУ "ОСК Центрального военного округа" нарушений части 1 статьи 87, части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными судебная коллегия считает обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции по настоящему делу следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2021 года по делу N А60-53259/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53259/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Ермоленко Максим Юрьевич