г. Челябинск |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А76-53131/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,
судей Матвеевой С.В., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой К.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу финансового управляющего Устюгова Андрея Леонидовича - Домась Сергея Владимировича на определение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2021 по делу N А76-53131/2019 об отказе в удовлетворении заявления об обязании перечислять страховую пенсию на основной счет должника.
В заседании принял участие представитель Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинке Челябинской области - Гарась Н.А. (паспорт, доверенность от 02.02.2021).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2020 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Устюгова А.Л. (далее - должник).
Решением суда от 16.11.2020 Устюгов А.Л. признан несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утверждён Домась Сергей Владимирович из числа членов Ассоциации Ассоциации Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих.
Финансовый управляющий Домась С.Н. направил в арбитражный суд заявление (вх. N 105089 от 24.12.2020), в котором просил обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации г. Снежинска по Челябинской области ежемесячно перечислять страховую пенсию по старости и пенсию ДЕМО в размере: 11 449 руб.18 коп. и 14 457 руб.82 коп. (общая сумма: 25 907 руб. 00 коп.), получателем которой является Устюгов А.Л., для включения денежных средств в конкурсную массу должника, по следующим реквизитам: УРАЛЬСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК.
Определением суда от 09.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, финансовый управляющий Домась С.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил судебный акт отменить.
В обоснование доводов жалобы указано следующее. Решением арбитражного суда от 16.11.2020 должнику были установлены ежемесячные выплаты на оплату личных нужд в размере 100% величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Челябинской области 12 030 руб. Размер ежемесячной пенсии Устюгова А.Л. составляет 25 907 руб. (страховая пенсия по старости и пенсия ДЕМО). Пенсионные выплаты являются единственными денежными средствами, с помощью которых финансовый управляющий может обеспечить получение должником указанного прожиточного минимума. Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях, открывает и закрывает указанные счета в кредитных организациях.
25.05.2021 от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинке Челябинской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого судом отказано, поскольку не исполнена обязанность по направлению отзыва в адрес лиц, участвующих в деле (статья 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ответчика возражал по доводам жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, финансовым управляющим было направлено письмо в Отделение Пенсионного фонда РФ г. Снежинска по Челябинской области с требованием о перечислении денежных средств в конкурсную массу.
Отделение Пенсионного фонда РФ г. Снежинска по Челябинской области представило отказ в перечислении пенсии, мотивируя тем, что в рамках выплаты страховой пенсии пенсионеру, признанному банкротом, территориальный орган Пенсионного фонда организует доставку пенсии только в соответствии с заявлением. Каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличным от указанного в заявлении пенсионера, пенсионное законодательство не содержит.
Полагая, что имеются основания для разрешения разногласий в судебном порядке, финансовый управляющий Домась С.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ г. Снежинска по Челябинской области ежемесячно перечислять страховую пенсию по старости и пенсию ДЕМО в размере: 11 449 руб.18 коп. и 14 457 руб.82 коп. (общая сумма: 25 907 руб. 00 коп.), получателем которой является Устюгов А.Л., для включения денежных средств в конкурсную массу должника.
Отказывая в удовлетворении требований суд исходил из того, что Федеральным законом "О страховых пенсиях" установлен исчерпывающий перечень оснований для выплаты страховой пенсии в полном объеме и удержания сумм из установленной пенсионеру страховой пенсии; территориальный орган Пенсионного фонда РФ организует доставку пенсии только в соответствии с заявлением пенсионера (его законного представителя) о доставке пенсии.
Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно п. 1 ст. 213.1 Закона о банкротстве, отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 указанной статьи.
Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством (пункт 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Как следует из материалов дела Устюгов А.Л. является получателем страховой пенсии по старости в размере 11 449 руб. 18 коп. ежемесячно и дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ, и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях в размере 14 457 руб. 82 коп. ежемесячно.
В силу части 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Порядок начисления за текущий месяц сумм страховой пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством РФ, а также порядок определения излишне выплаченной пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения (часть 1 статьи 26, часть 5 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ" дополнительное обеспечение устанавливается при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Законом о страховых пенсиях либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 2 Закона о страховых пенсиях страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон. Указанная норма направлена на недопущение внесения произвольных изменений в правила пенсионного обеспечения, при этом правила выплаты пенсии могут устанавливаться только в самом пенсионном законе. Если же нормы о пенсионном обеспечении содержатся в иных законодательных актах, то они не должны противоречить положениям специальных пенсионных законов.
Порядок выплаты и доставки страховых пенсий, в том числе удержания из сумм указанной пенсии, определен Законом о страховых пенсиях.
Закон о страховых пенсиях определяет, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 этого федерального закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (части 1 и 2 статьи 29 названного закона).
Согласно части 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях выплата страховой пенсии на территории РФ производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 данного федерального закона.
Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку (часть 13 статьи 21 Закона о страховых пенсиях).
Согласно пунктам 23, 24 доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, с которыми территориальным органом Пенсионного фонда РФ заключены договоры. При этом пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда РФ путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, Законом о страховых пенсиях установлен исчерпывающий перечень оснований для выплаты страховой пенсии в полном объеме и удержания сумм из установленной пенсионеру страховой пенсии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что в рамках выплаты страховой пенсии пенсионеру, признанному банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, территориальный орган Пенсионного фонда РФ организует доставку пенсии только в соответствии с заявлением пенсионера (его законного представителя) о доставке пенсии.
Каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличным от указанного в заявлении пенсионера, или на указанный счет финансовым управляющим, пенсионное законодательство не содержит.
С учетом изложенного выплата и доставка пенсии гражданину, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством.
Основное содержание пенсионного обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильности их правового положения, сохранение за ними признанных государством пенсионных прав гарантируется на законодательном уровне.
Следует учитывать, что данная норма конкретизирована в пункте 10 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством РФ, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 N 885н, о том, что выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях.
Согласно правовой позиции, сформированной в решении Верховного Суда РФ от 23.03.2020 N АКПИ20-65, требование финансового управляющего о выплате страховой пенсии гражданина-банкрота на основной счет должника, которая в дальнейшем под контролем арбитражного суда подлежит распределению с выплатой должнику прожиточного минимума, сводится к требованию об обязании осуществить нормативное регулирование, однако в силу действующего законодательства вопрос о принятии каких-либо нормативных правовых актов или внесении в них дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, а не к компетенции суда.
Пенсионным законодательством не предусмотрена возможность изменения порядка доставки страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, по требованию его финансового управляющего (определение Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N 307-ЭС19-9805 (2)).
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с абзацем 3 пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений о размере имущества, месте его нахождения или иных сведений об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение другим лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также незаконное воспрепятствование деятельности финансового управляющего, в том числе уклонение или отказ от предоставления финансовому управляющему сведений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, передачи финансовому управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В связи с чем, апелляционная коллегия обращает внимание должника на необходимость добросовестного исполнения обязанности по передаче в конкурсную массу денежных средств в той части пенсионных выплат, которая превышает подлежащий исключению из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве гражданина, размер прожиточного минимума для пенсионеров в соответствии с пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве.
В противном случае, должник согласно нормам пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве несет риск неосвобождения от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами при рассмотрении вопроса о завершении процедуры реализации имущества гражданина.
Доводы жалобы в целом не опровергают выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2021 по делу N А76-53131/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу финансового управляющего Устюгова Андрея Леонидовича - Домась Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Забутырина |
Судьи |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-53131/2019
Должник: Устюгов Андрей Леонидович
Кредитор: АО "Российский сельскохозяйственный банк", ГУ отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 20 ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, МО "Город Снежинск" в лице муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению имуществом города Снежинска", ООО "Финансовая перспектива", ПАО "Сбербанк России" в лице Челябинского отделения N 8597, Фонд развития предпринимательства Челябинской области - Территория Бизнеса
Третье лицо: Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Снежинске, АССОЦИАЦИЯ ЕВРОСИБИРСКАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ, Домась Сергей Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7691/2021
02.07.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5058/2024
08.02.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17773/2023
03.08.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9070/2023
16.02.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7691/2021
28.11.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14914/2022
16.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7691/2021
05.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8796/2021
01.06.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5638/2021