г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А56-118008/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Короткевичем В.И.
при участии:
от заявителя: Жаровских Е.Д. по доверенности от 27.11.2020
от заинтересованного лица: Филичева Т.Б. по доверенности от 07.05.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-12205/2021, 13АП-13785/2021) государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ООО "Комплекс парадная" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2021 г. по делу N А56-118008/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Комплекс парадная"
к государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным ненормативно правового акта; об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения об удовлетворении заявления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс Парадная" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным приказа от 08.10.2020 N 254-Ф; об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения об удовлетворении заявления ООО "Комплекс Парадная" о финансовом обеспечении предупредительных мер за счёт сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2020 году в размере 1 236 400 рублей.
Решением суда от 11.03.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным приказ Фонда от 08.10.2020 N 254-Ф об отказе в финансовом обеспечении и обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения по заявлению ООО "Комплекс Парадная" о финансовом обеспечении в сумме 1 236 400 руб.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт изменить. Податель жалобы полагает, что суд должен был обязать Фонд принять решения об удовлетворении заявления ООО "Комплекс Парадная".
Не согласившись с решением суда, Фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить. По мнению Фонда, предоставленная Обществом копия лицензии не соответствует требованиям Роспотребнадзора.
От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу Фонда, в котором оспариваются доводы Фонда.
В судебном заседании представители сторон поддержал доводы своих жалоб.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.09.2020 Общество направило в Фонд заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счёт сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2020 году, в размере 1 236 400 рублей.
15.10.2020 Обществом получен ответ от Фонда об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счёт сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2020 году в размере 1 236 400 рублей, о чем был издан Приказ от 08.10.2020 N 254-Ф.
Ссылаясь на неправомерность отказа Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления Общества.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалоб, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в частности, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ субъектами страхования являются - застрахованный, страхователь, страховщик; страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 этого Федерального закона; страховщиком является - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 580н).
Согласно пункту 1 Правил N 580н они определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 580н, финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
В силу пункта 4 Правил N 580н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.06.2020 N 365н срок обращения с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер продлен до 01.10.2020.
Подпунктом "д" пункта 3.1 Правил N 580н предусмотрено, что финансовому обеспечению в 2020 году за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на реализацию мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.
Согласно абзацу 3 пункта 2 Правил N 580н страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
В силу пункта 4.1 Правил N 580н в редакции, действующей в спорный период, для обоснования финансового обеспечения мероприятий, указанных в пункте 3.1 Правил, страхователь либо лицо, представляющее его интересы, дополнительно к заявлению и плану финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения конкретных мероприятий, в том числе копии лицензии на осуществление медицинской деятельности, подтверждающей допуск медицинской организации (медицинской лаборатории) к проведению работ по обследованию (тестированию) работников на COVID-19, а также регистрационного удостоверения на использование на территории Российской Федерации соответствующих тестов (тест-систем).
На основании подпункта "г" пункта 10 Приказа N 580н территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Согласно абзацу 6 пункта 10 Приказа N 580н отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
В рассматриваемом случае Общество подало заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер в размере 1 236 400 рублей с приложением документов, подтверждающих понесенные затраты на организацию тестирования сотрудников на COVID-19, что подтверждается распиской-уведомлением о приеме документов от 25.09.2020.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, Фонд сослался на отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности, подтверждающей допуск медицинской организации (медицинской лаборатории) к проведению работ по обследованию (тестированию) работников на COVID-19.
Из материалов дела усматривается, что с заявлением Обществом были предоставлены лицензии медицинских организаций: ООО "Медицинская компания ЛабСтори" и ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени A.M. Никифорова" МЧС России, подтверждающие право указанных организаций осуществлять медицинскую деятельность по лабораторной диагностике.
Федеральным законом от 04.11.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291 (ред. от 01.08.2020) "О лицензировании медицинской деятельности..." установлено, что деятельность по проведению работ по обследованию (тестированию) сотрудников на COVID-19 не подлежит отдельному самостоятельному лицензированию.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 18.03.2020 N 02/4457-2020-27 "Об организации работы по диагностике COVID-19" лаборатории медицинских организаций, не зависимо от формы собственности, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека III-IV патогенности (далее - лаборатории медицинских организаций) и условия для работы (методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) или другими методами) могут организовывать работу по диагностике COVID-2019 без выделения возбудителя, пользуясь зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации тест-системами в соответствии с инструкцией по применению (п.6).
Ссылка Фонда на письмо Роспотребнадзора от 06.03.2020 N 02/3739-2020-32, в соответствии с которым любые клинико-диагностические и лабораторные работы, связанные с использованием потенциального инфицированного/инфицированного новым коронавирусом (COVID-19) материала, могут проводиться исключительно в лабораториях имеющих лицензию на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных II степени потенциальной опасности, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Письмо Роспотребнадзора от 18.03.2020 N 02/4457-2020-27 составлено позднее и содержит Инструкцию Роспотребнадзора по организации работы по диагностике новой коронавирусной инфекции, в связи с чем подлежит применению к рассматриваемой ситуации.
В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2020 N 231-р тестирование на COVID-19 может осуществляться в лабораториях медицинских организаций, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека III-IV группы патогенности.
Обществом при подаче заявления в Фонд были приложены санитарно-эпидемиологические заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека III-IV группы патогенности., выданные Управлением Роспотребнадзора по г.Санкт-Петербургу медицинским организациям ООО "Медицинская компания ЛабСтори" и ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени A.M. Никифорова" МЧС России.
ООО "Медицинская компания ЛабСтори" и ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени A.M. Никифорова" МЧС России указаны на официальном сайте Роспотребнадзора в перечне лабораторий, допущенных к исследованиям на новую коронавирусную инфекцию (https://www.rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/perechen_lab.php).
Следовательно, Обществом при подаче заявления в Фонд были представлены все установленные законом документы, в том числе лицензии и заключения, подтверждающие право медицинских организаций осуществлять деятельность по проведению работ по обследованию (тестированию) сотрудников на COVID-19.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным приказа Фонда от 08.10.2020 N 254-Ф.
В качестве надлежащего способа восстановления нарушенного права заявителя в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Фонд принять решение по заявлению ООО "Комплекс Парадная" о финансовом обеспечении в сумме 1 236 400 руб.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2021 по делу N А56-118008/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118008/2020
Истец: ООО "КОМПЛЕКС ПАРАДНАЯ"
Ответчик: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ