Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 августа 2021 г. N Ф08-7534/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
02 июня 2021 г. |
дело N А32-7426/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Филимонов В.Ю., доверенность от 11.03.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Микрорайон" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2021 по делу N А32-7426/2020
по иску МУП "Водоканал"
к ответчику - ООО "Микрорайон"
о взыскании задолженности, пени
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" Кропоткинского городского поселения Кавказского района обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Микрорайон" о взыскании задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, потребленных на содержание общего имущества в многоквартирных домах в период с июня по декабрь 2019 года в размере 2154068 руб. 05 коп., пени в размере 108203 рубля 55 копеек за периоды с 16.07.2019 по 05.04.2020, а также пени с 06.04.2020 по день фактического исполнения обязательства (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 108).
Решением от 26.03.2021 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 2154068 руб. 05 коп. задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, потребленных при содержании общего имущества в многоквартирных домах в период с июня по декабрь 2019 года, 108203 рубля 05 коп. пени за период с 16.07.2019 по 05.04.2020, и с 01.01.2021 по день фактического исполнения обязательства в порядке, установленном пунктом 6.4 статьи 13 и пунктом 6.4 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что в период с июня по декабрь 2019 года истец поставил в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, коммунальный ресурс на общедомовые нужды. Оплата задолженности не произведена. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате задолженности к ответчику применена ответственность, предусмотренная Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Неустойка начислена за период с 16.07.2019 по 05.04.2020, и с 01.01.2021 по день фактического исполнения обязательства в соответствии с постановлением Правительством Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что расчет взысканной задолженности противоречит пункту 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Дома, находящиеся в обслуживании у ответчика не оборудованы общедомовыми приборами учета по водоотведению. Истец не выдает технические условия на установку общедомовых приборов учета на водоотведение, уклоняется от обследования многоквартирных домов на предмет возможности установки приборов учета. По мнению заявителя, объем обязательств ответчика должен определяться по нормативу потребления коммунальной услуги водоотведения. Норматив установлен приказом РЭК Краснодарского края N 3/2017-НП от 18.05.2017 как сумма нормативов потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов. Вывод о том, что в данном случае должен применяться норматив потребления соответствует сложившейся судебной практике. Сумма задолженности по нормативу составляет 456965 руб. 23 коп., которая оплачена ответчиком.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "Микрорайон" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель истца в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МУП "Водоканал" в период с июня по декабрь 2019 года осуществило поставку холодной воды и прием сточных вод гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Микрорайон", в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Объем водоснабжения и водопотребления определен в соответствии со сведениями о показаниях индивидуальных и общих приборов учета (на водопотребление).
Стоимость оказанных услуг рассчитана истцом по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
На оплату услуг выставлены счета-фактуры.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО "Микрорайон" обязательств по оплате задолженности, МУП "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Факт оказания услуг в спорный период не оспаривается.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что расчет взысканной задолженности противоречит пункту 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Дома, находящиеся в обслуживании у ответчика не оборудованы общедомовыми приборами учета по водоотведению. Объем обязательств ответчика должен определяться по нормативу потребления коммунальной услуги водоотведения.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В подпункте "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 предусмотрен порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета - на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги, а также объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды.
Согласно подпункту в(4) пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, приведенной в указанном пункте.
По смыслу пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, исполнитель коммунальных услуг обязан возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
В данном случае факт оборудования многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды сторонами не оспаривается, при этом судом первой инстанции установлено, что находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома не оборудованы коллективными приборами учета отводимых сточных вод.
Жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период, и определенного исходя из норматива потребления.
С учетом изложенного, расчет платы за холодную воду, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, правомерно произведен истцом в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, расчет стоимости оказанных услуг по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил.
Ссылка заявителя жалобы на то, что истец не выдает технические условия на установку общедомовых приборов учета на водоотведение, уклоняется от обследования многоквартирных домов на предмет возможности установки приборов учета, не принимается апелляционным судом, поскольку указанные обстоятельства документально не подтверждены и не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Согласно пояснениям МУП "Водоканал", изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, при проведении обследования многоквартирных домов представителями МУП "Водоканал" разъяснено ООО "Микрорайон", что установка общедомовых приборов учета водоотведения возможна практически во всех многоквартирных домах. Место установки общедомового прибора учета и его технические характеристики определяются в проектном решении согласно действующему законодательству.
При этом, возможность оборудования многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета водоотведения находится в ведении ООО "Микрорайон".
Поскольку доказательства оплаты задолженности не представлены, требование о взыскании задолженности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате, истцом заявлено о взыскании пени в размере 108203 рубля 55 копеек за периоды с 16.07.2019 по 05.04.2020, а также пени с 06.04.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, вытекающие из договора, должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Кодекса).
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно части 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно части 6.4 статьи 14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие водоотведение, приобретающие услуги по водоотведению по договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Расчет неустойки проверен судом первой инстанции и признан неправильным.
Неустойка взыскана за период с 16.07.2019 по 05.04.2020, а также с 01.01.2021 по день фактического исполнения обязательства в соответствии с постановлением Правительством Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В части отказа в удовлетворении требований возражения не заявлены.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2021 по делу N А32-7426/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7426/2020
Истец: МУП "Водоканал", ООО "Водоканал"
Ответчик: ООО "Микрорайон"