г. Москва |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А40-253465/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Кводранж"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2021 г. по делу N А40-253465/20,
по заявлению АО "Кводранж"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве
о признании недействительным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Каладжан И.Б. по доверенности от 19.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Привалов К.Ю. по доверенности от 14.04.2021; Нейман В.Е. по доверенности от 26.11.2020. |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Кводранж" (далее - Заявитель, АО "Кводранж", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ИФНС N 10 по г. Москве от 03.09.2020 г. N 5147 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2021 г. в удовлетворении заявления АО "Кводранж" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Кводранж" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ИФНС возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основании представленной 02.04.2020 г. Заявителем налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен Акт от 14.07.2020 г. N 4648 и принято оспариваемое Решение, согласно которому Заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 30 223 132 руб., а также привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 6 044 626 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным Решением, обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по г. Москве.
Решением от 01.12.2020 г. N 21-10/185443@ УФНС России по г. Москве (далее - Управление) оставило жалобу Общества без удовлетворения, в связи с чем, АО "Кводранж" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы.
Оспаривая правомерность вынесенного Инспекцией решения, Заявитель ссылается на неправомерное определении налоговым органом налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении недвижимых объектов с кадастровыми номерами 77:01:0001010:2149, 77:01:0001010:2150, 77:01:0001010:2171, 77:01:0001010:2159, 77:01:0001010:2484, 77:01:0001010:2161, 77:01:0001010:2144, 77:01:0001010:1058, 77:01:0001010:2151, 77:01:0001010:2153, 77:01:0001010:2158, 77:01:0001010:2160 исходя из Решения Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N ЗА-234/2020.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ, установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (ред., вступившая в силу с 01.01.2019 г.).
На основании положений статьи 378.2 НК РФ и особенностей определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, установленных статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2018 г. N 1425-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП" определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость на 2019 год.
Как установлено судом первой инстанции, при проведении контрольных мероприятий по налогу на имущество в отношении Общества установлено, что по данным, полученным из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в рамках статьи 85 НК РФ, данной организации на праве собственности в 2019 году принадлежали следующие объекты недвижимого имущества:
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2149, доля собственности - 1/1, общая площадь - 3500 кв. м;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская у., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2150, доля собственности - 1/1, общая площадь - 562.80 кв. м.;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2171, доля собственности - 1/1, общая площадь - 3738 кв. м.;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2159, доля собственности - 1/1, общая площадь - 5075 кв. м.;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2484, доля собственности - 1/1, общая площадь - 3609.60 кв. м.;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2161, доля собственности - 1/1, общая площадь - 3356.20 кв. м.;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2144, доля собственности - 1/1, общая площадь - 1840.20 кв. м.;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:1058, доля собственности - 1/1, общая площадь - 3062.70 кв. м.;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2151, доля собственности - 1/1, общая площадь - 2930.50 кв. м.;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2153, доля собственности - 1/1, общая площадь - 2254.20 кв. м.;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2158, доля собственности - 1/1, общая площадь - 2178.80 кв. м.;
- недвижимое имущество (помещение), расположенное по адресу: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул., 10, кадастровый номер объекта 77:01:0001010:2160, доля собственности - 322194/334379, общая площадь - 1260.20 кв. м.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2018 г. N 1425-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП" адрес: 109012, Россия, Москва г., Никольская ул. 10 включен в перечень объектов, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 2019 год.
Распоряжением департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г." (далее - Распоряжение ДГИ г. Москвы от 29.11.2018 N 40557) кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества на 01.01.2019 г. установлена в размере:
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2149 кадастровая стоимость установлена в размере 790 983 830 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2150 кадастровая стоимость установлена в размере 140 625 378 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2171 кадастровая стоимость установлена в размере 841 722 653 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2159 кадастровая стоимость установлена в размере 1 123 749 079 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2484 кадастровая стоимость установлена в размере 1 215 480 677 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2161 кадастровая стоимость установлена в размере 1 134 680 709 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2144 кадастровая стоимость установлена в размере 643 028 741 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:1058 кадастровая стоимость установлена в размере 1 040 672 230 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2151 кадастровая стоимость установлена в размере 998 169 093 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2153 кадастровая стоимость установлена в размере 778 960 991 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2158 кадастровая стоимость установлена в размере 754 314 461 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2160 кадастровая стоимость установлена в размере 449 613 236 руб.
После принятия закона, указанного в пункте 2 статьи 378.2 НК РФ, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 указанного закона.
Согласно статье 24.17 Закона N 135-ФЗ результаты кадастровой оценки подлежат утверждению заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (исполнительным органом субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления), передаче в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и официальному опубликованию. После этого согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта вносятся в ЕГРН.
В соответствии со статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии статьей 15 статьи 378.2 НК РФ, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В рамках проведения контрольных мероприятий, налоговым органом, в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ, в адрес Заявителя направлено Требование о представлении пояснений от 02.06.202г. N 7552, в связи с выявленными ошибками в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах.
В ответ на вышеуказанное требование, Заявитель 18.06.2020 г. (вх. от 18.06.202г. N N 0035439, 0035441) представил отчет независимой оценки, дополнительную экспертизу, в том числе, Решение Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N ЗА-234/2020.
В соответствии с Решением Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N ЗА-234/2020, кадастровая стоимость на объекты недвижимого имущества, по состоянию на 01.01.2018 г., установлена в размере:
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2149 кадастровая стоимость установлена в размере 98 562 784 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2150 кадастровая стоимость установлена в размере 92 481 796 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2171 кадастровая стоимость установлена в размере 278 576 566 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2159 кадастровая стоимость установлена в размере 873 534 406 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2484 кадастровая стоимость установлена в размере 797 285 697 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2161 кадастровая стоимость установлена в размере 7 265 27 249 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2144 кадастровая стоимость установлена в размере 4 554 041 44 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:1058 кадастровая стоимость установлена в размере 736 018 966 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2151 кадастровая стоимость установлена в размере 663 829 640 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2153 кадастровая стоимость установлена в размере 539 594 525 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2158 кадастровая стоимость установлена в размере 521 780 080 руб.;
- по недвижимому имуществу с кадастровым номером 77:01:0001010:2160 кадастровая стоимость установлена в размере 207 081 663 руб.
На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 НК РФ, сумма к уплате в бюджет по налогу на имущество организаций за 2019 год по следующим объектам составляет:
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2149 составила 1 577 005 руб. (98562784 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2150 составила 1 479 709 руб. (92481796 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2171 составила 4 457 225 руб. (278 576 566 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2159 составила 13 976 550 руб. (873 534 406 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2484 составила 12 756 571 руб. (797 285 697 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2161 составила 11 624 436 руб. (726 527 249 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2144 составила 72 864 66 руб. (455 404 144 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:1058 составила 11 776 303 руб. (736018966 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2151 составила 10 621 274 руб. (663829640 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2153 составила 8 633 512 руб. (539594525 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2158 составила 8 348 481 руб. (521780080 х 1,6%);
- по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2160 составила 3 192 567 руб. (207081663 х 1,6% х 322194/334379).
В представленной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год налогоплательщиком отражена сумма к уплате в размере 65 506 967 руб., что не соответствует данным налогового органа.
По данным налогового органа, сумма, подлежащая уплате в бюджет, составляет 95 730 099 руб. Данные нарушения привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет на 30 223 132 руб.
На момент вынесения оспариваемого Решения Инспекции от 03.09.2020 г. N 5147, Решение Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N ЗА-234/2020 вступило в законную силу (13.08.2020 г.).
Исходя из части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех органов государственной власти и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти и должностных лиц.
Таким образом, на дату вынесения Инспекцией Решения (03.09.2020 г.) решение Московского городского суда от 21.04.2020 вступило в законную силу (13.08.2020 г.) и подлежало исполнению Инспекцией, в связи с чем, использование для целей налогообложения налогом на имущество организаций за 2019 год измененной на основании решения суда кадастровой стоимости является правомерным и соответствует положениям пункта 15 статьи 378.2 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В силу статьи 122 НК РФ, занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
Пунктом 4 статьи 81 НК РФ, предусмотрена возможность освобождения налогоплательщика, совершившего указанное в статье 122 НК РФ нарушение, от ответственности, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет перерасчет подлежавшей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, и уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, а после этого внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи уточненной декларации.
На момент вынесения Акта налогоплательщиком исправления в ранее представленную декларацию по налогу на имущество организаций за 2019 год путем подачи уточненной декларации, внесены не были, доначисленная сумма по налогу на имущество организаций за 2019 год, а также соответствующая сумма пени, в бюджет не уплачена, что подтверждается КРСБ налогоплательщика.
Таким образом, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, условия для освобождения от налоговой ответственности, налогоплательщиком не соблюдены.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, Заявитель правомерно привлечен к налоговой ответственности, в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20 % от неуплаченной в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления суммы налога (30 223 132 руб. х 20%). Таким образом, сумма штрафа составляет 6 044 626 рублей.
11.09.2020 г. Заявитель представил уточненную декларацию по налогу на имущество организаций за 2019 год, уже после принятия Инспекцией оспариваемого Решения (03.09.2020 г.).
Доводы Заявителя о том, что на дату окончания камеральной налоговой проверки и составления Акта налоговой проверки решение Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N За-234/2020 не вступило в законную силу, в связи с чем, налоговым органом необоснованно учтена кадастровая стоимость, установленная указанным решением суда, судом первой инстанции правильно отклонен на основании следующего.
Из пункта 1 статьи 100 НК РФ следует, что, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки фиксирует результаты проведенных проверочных мероприятий и выводы проверяющих, однако, по факту является промежуточным документом. Акт налоговой проверки, наряду с другими документами и информацией, участвует при рассмотрении материалов налоговой проверки и вынесении решения (статья 101 НК РФ). Итоговым документом по налоговой проверке является решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, что следует из смысла статьи 101 НК РФ.
Соответственно, Акт налоговой проверки, в силу своего промежуточного статуса, не может содержать обязательных (императивных) предписаний и сам по себе не может нарушать права и интересы налогоплательщика. Именно поэтому Акт налоговой проверки отдельно обжаловать нельзя. Это подтвердил и Конституционный Суд РФ в одном из своих решений (Определение от 27.05.2010 г. N 766-0-0).
При этом, на дату вынесения оспариваемого решения (03.09.2020 г.), решение Московского городского суда от 21.04.2020 г. но делу N За-234/2020 вступило в законную силу (13.08.2020), о чем указывает и сам Заявитель в исковом заявлении.
Таким образом, использование налоговым органом кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N За-234/2020, является правомерным и обоснованным, а доводы налогоплательщика правильно отклонены судом первой инстанции как необоснованные.
Кроме этого, в ответ на Требование от 02.06.2020 г. N 7552, налогоплательщиком в Инспекцию самостоятельно представлено Решение Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N За-234/2020, а также скриншот с официального сайта Московского городского суда, в котором, в качестве даты вступления в силу решения суда была указана дата - 02.06.2020 г. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно представил в налоговый орган информацию, которую в настоящем заявлении указывает в качестве необоснованно принятой и учтенной.
Довод Заявителя о внесении стоимости, установленной решением Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N За-234/2020, в ЕГРН после принятия Инспекцией оспариваемого решения, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора и подлежал отклонению судом первой инстанции ввиду следующего.
Кадастровая стоимость принадлежащих налогоплательщику на праве собственности объектов на 2019 год утверждена Распоряжением ДГИ г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557, при этом, данный акт вступил в законную силу 01.01.2019 г. и, соответственно, кадастровые стоимости внесены в ЕГРН (например: кадастровая стоимость по объекту с кадастровым номером 77:01:0001010:2149 внесена в ЕГРН 09.01.2019 г.).
Следовательно, при исчислении налога на имущество организаций за 2019 год, необходимо руководствоваться сведениями, внесенными в ЕГРН на основании Распоряжения ДГИ г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557.
Однако, Заявитель, не согласившись с утвержденной кадастровой стоимостью недвижимых объектом, обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости недвижимых объектов, в размере рыночной.
Так, Решением Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N ЗА-234/2020, кадастровая стоимость установлена в размере рыночной и внесена в ЕГРН (06.11.2020 г., как указывает Заявитель в исковом заявлении).
При этом, исходя из толкования пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 г. N 401-ФЗ).
Таким образом, на налоговый период 2019 год, кадастровая стоимость изменена на основании Решения Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N ЗА-234/2020, которая, в соответствии с положениями пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, учитывается при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (то есть, по Распоряжению ДГИ г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557).
В связи с вышеуказанным, как верно указал суд первой инстанции, Заявитель ошибочно и неправомерно утверждает, что кадастровую стоимость, установленную Решением Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N ЗА-234/2020, необходимо учитывать только после внесения сведений о стоимости по решению суда в ЕГРН.
Кроме того, ФНС России Письмом от 10.10.2018 г. N БС-4-21/19773, ссылаясь на пункт 15 статьи 378.2 НК РФ, указывает, что определение даты начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу является значимым для налогового администрирования. При этом, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются независимо от даты их внесения в ЕГРН, что предусмотрено частью 3 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Данная позиция также подтверждается Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.06.2020 г. по делу N А40-173407/2019.
Следовательно, в силу положений пункта 15 статьи 378.2 НК РФ и статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ, основанием для изменения для целей налогообложения по налогу на имущество организаций кадастровой стоимости объекта недвижимости является либо решение Комиссии, либо решение верховного суда субъекта Российской Федерации (в данном случае Мосгорсуда) об установлении кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости объекта, определенной в результате оценки, а указанная в решении комиссии или Мосгорсуда, основанная на отчете об оценке или заключении судебной оценочной экспертизы, измененная кадастровая стоимость будет являться основанием для исчисления налога на имущество организаций, до момента ее пересмотра в порядке, установленном КАС РФ, судом (при оспаривании решения комиссии) или вышестоящим судом (при оспаривании решения суда первой инстанции). Данная позиция также подтверждается Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 г. N 09АП-45274/2020 по делу N А40-34639/2020, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 г. N 09АП-39259/2020 по делу N А40-53699/2020.
Таким образом, на основании изложенных положений НК РФ, а также вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 21.04.2020 г., Инспекцией правомерно установлено, что налоговой базой для исчисления Обществом налога на имущество организаций за 2019 год является кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере 98 562 784 руб., 92 481 796 руб., 278 576 566 руб., 873 534 406 руб., 797 285 697 руб., 7 265 27 249 руб., 4 554 041 44 руб., 736 018 966 руб., 663 829 640 руб., 539 594 525 руб., 521 780 080 руб.
Ссылки Заявителя на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2019 г. N 305-КП 8-20813 по делу N А40-196670/2017 правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку при рассмотрении указанного дела установлены иные обстоятельства спора, а именно - изменение кадастровой стоимости на основании решения Комиссии Управления Росреестра по Москве по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в том числе, посредством ее уменьшения на сумму НДС расчетным способом или на основании иных данных.
Довод Заявителя о том, что к Акту налоговой проверки не приложена копия Решения Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N ЗА-234/2020, не имеет правового значения по существу настоящего дела.
Так, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 100 НК РФ, к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Как неоднократно указывалось выше, копия Решения Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N За-234/2020, получена Инспекцией от налогоплательщика, при получении ответа на Требование от 02.06.2020 г. N 7552, в связи с чем, указанное решение обоснованно не приложено к Акту налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ, к существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В данном случае, Акт налоговой проверки от 14.07.2020 г. N 4648 направлен в адрес Заявителя по ТКС и получен им 20.07.2020 г., в связи с чем, Заявитель не был лишен возможности представить возражения на Акт. Кроме того, Заявитель извещался о рассмотрении материалов проверки в Инспекции 27.08.2020 г. в 11 ч. 00 мин., которое направлено в адрес Заявителя по ТКС и получено им 23.07.2020 г., в связи с чем, Заявитель не лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя.
Таким образом, как верно счёл суд первой инстанции, какие-либо существенные нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в данном случае отсутствуют, а ссылки Заявителя на Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2018 г. N Ф09-1584/18 по делу N А34-12498/2016, подпункт 1 пункта 1 статьи 32, пункт 1 статьи 33, пункт 14 статьи 101 НК РФ, пункт 73 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", правильно отклонены судом первой инстанции, как необоснованные.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Инспекцией правомерно определена кадастровая стоимость недвижимых объектов с кадастровыми номерами 77:01:0001010:2149, 77:01:0001010:2150, 77:01:0001010:2171, 77:01:0001010:2159, 77:01:0001010:2484, 77:01:0001010:2161, 77:01:0001010:2144, 77:01:0001010:1058, 77:01:0001010:2151, 77:01:0001010:2153, 77:01:0001010:2158, 77:01:0001010:2160, доводы Заявителя являются несостоятельными, а основания для признания недействительным Решения Инспекции от 03.09.2020 г. N 5147 - отсутствуют.
Довод заявителя о неправомерном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 6 044 626 руб. является необоснованным.
Заявитель 02.04.2020 г. представил первичную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2019 год (peг. номер 964789696).
Как указывалось выше, Распоряжением департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г." утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, принадлежащих Заявителю, по состоянию на 01.01.2019 г.
Однако для целей налогообложения в первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций налогоплательщиком применена иная кадастровая стоимость, не нашедшая своего отражения в указанном Распоряжении ДГИ г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557, что подтвердил и сам Заявитель на предварительном судебном заседании по настоящему делу (10.02.2021 г.).
В рамках проведения контрольных мероприятий, налоговым органом, в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ, в адрес Заявителя направлено Требование о представлении пояснений от 02.06.2020 г. N 7552, в связи с выявленными ошибками в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах.
В ответ на вышеуказанное требование, Заявитель 18.06.2020 г. (вх. от 18.06.2020 N N 0035439, 0035441) представил, в том числе, Решение Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N ЗА-234/2020, в соответствии с которым утверждена иная кадастровая стоимость на объекты недвижимого имущества, по состоянию на 01.01.2018 г. в размере рыночной.
Учитывая вышеизложенное, по состоянию на дату подачи первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год (02.04.2020 г.) Заявитель располагал сведениями об утвержденной Распоряжением ДГИ г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557 кадастровой стоимости спорных объектов, однако, для целей исчисления налога на имущество организаций за 2019 год, в нарушение пункта 2 статьи 378.2 НК РФ, применил иную, "предполагаемую" им стоимость.
Указанное однозначно свидетельствует о наличии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
Таким образом, налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а именно - неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Вместе с тем, на момент вынесения оспариваемого Решения Инспекции от 03.09.2020 г. N 5147, Решение Московского городского суда от 21.04.2020 по делу N ЗА-234/2020 г. вступило в законную силу (13.08.2020 г.) и подлежало исполнению Инспекцией, что соответствует положениям пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, части 1 статьи 16 КАС РФ, части 1 статьи 6 ФЗ от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Стоимость объектов недвижимого имущества, принадлежащих Заявителю, утвержденная Решением Московского городского суда от 21.04.2020 г. по делу N ЗА-234/2020 значительно ниже стоимости, утвержденной ранее Распоряжением ДГИ г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557, что, соответственно, учтено Инспекцией при расчете суммы штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в меньшую сторону.
Относительно доводов о представлении уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год суд первой инстанции указал следующее.
Пунктом 4 статьи 81 НК РФ, предусмотрена возможность освобождения налогоплательщика, совершившего указанное в статье 122 НК РФ нарушение, от ответственности, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет перерасчет подлежавшей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, и уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, а после этого внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи уточненной декларации.
Однако, в данном случае, уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2019 год сдана налогоплательщиком только 11.09.2020 г. (а позднее и 27.10.2020 г.), то есть после получения Требования, Акта налоговой проверки, оспариваемого Решения и через месяц после вступления в силу Решения Московского городского суда от 21.04.2020 г.
Таким образом, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, условия для освобождения от налоговой ответственности, налогоплательщиком не соблюдены, следовательно, Заявитель правомерно привлечен к налоговой ответственности, в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Более того, согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, что, в данном случае, своевременно сделано не было.
Представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций после вынесения Решения по результатам проверки первичной, не влечет незаконность принятого Решения.
Вместе с тем, в связи с тем, что 11.09.2020 г. (а позднее и 27.10.2020 г.) Заявителем подана уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2019 год, учитывающая результаты налоговой проверки по первичной налоговой декларации, во избежание возникновения в КРСБ сумм необоснованной налоговой задолженности, Инспекцией произведено сторнирование сумм, отраженных в КРСБ по уточненной налоговой декларации, что соответствует правовой позиции ФНС России, изложенной в письме от 25.08.2017 г. N АС-4-15/16906@ "О результатах рассмотрения обращения", а также Приказу ФНС России от 18.01.2012 г. N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом местного уровня", а также позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 30.05.2019 г. N 304-ЭС19-7531.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления АО "Кводранж".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.03.2021 по делу N А40-253465/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253465/2020
Истец: АО "КВОДРАНЖ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО Г. МОСКВЕ