г. Пермь |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А60-63300/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
представителя заявителя, Чемерикиной П.С., действующей по доверенности от 26.05.2021 N 967-43/2021, предъявлены служебное удостоверение N 27, свидетельство о заключении брака, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации городского округа Первоуральск,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 марта 2021 года
по делу N А60-63300/2020
по заявлению Администрации городского округа Первоуральск (ИНН 6625004730, ОГРН 1036601476922)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Досуг сервис", общество с ограниченной ответственностью "Дельтастрой",
о признании недействительными решений и предписаний,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Первоуральск (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями о признании недействительными решений и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Свердловской области) N 066/01/18.1-4584/2020 от 20.11.2020, N 066/01/18.1-4624/2020 от 20.11.2020, N 066/01/18.1-4627/2020 от 20.11.2020.
Определением суда от 05.02.2020 дела N N А60-63300/2020, А60-63301/2020, А60-63303/2020 объединены в одно производство, делу присвоен N А60-63300/2020.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Досуг сервис", общество с ограниченной ответственностью "Дельтастрой".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2021 в удовлетворении заваленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что общество в заявлении от 29.09.2020 не указало вид разрешенного использования участка из числа видов, установленных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540; не указание в заявлении конкретной цели использования земельного участка, испрашиваемого путем предоставления на торгах, не позволяет Администрации определить срок аренды; рассмотрение жалобы антимонопольным органом незаконно, поскольку у общества отсутствовало волеизъявление на приобретение земельного участка именно для жилищного строительства. Указывает, что жалоба ООО "Досуг сервис" на действия Администрации городского округа Первоуральск по возвращению заявления о проведении аукциона поступила в антимонопольный орган 06.11.2020, то есть как на момент подачи ООО "Досуг сервис" жалобы, так и на момент вынесения заинтересованным лицом оспариваемых решения и предписания, земельный участок, испрашиваемый на аукцион, перестал существовать как объект права (29.10.2020). Отмечает, что снятый с государственного кадастрового учета земельный участок не имеет характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально определенной вещи. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111005:2955 земельным участком как индивидуально-определенным объектом не является, это исключает возможность проведения в отношении него аукциона в порядке, установленном ст. 39.11 Земельного кодекса РФ. Обращает внимание, что извещение о проведении аукциона в отношении земельных Администрацией городского округа Первоуральск не публиковалось, заявления третьих лиц заявками на участие в аукционе не являлись, следовательно, Администрацией городского округа Первоуральск при принятии, рассмотрении и возвращении заявлений третьих лиц о проведении аукциона процедуры, включенные в Перечень, не осуществлялись.
Антимонопольным органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 29.09.2020 в адрес Администрации городского округа Первоуральск поступило заявление ООО "Досуг сервис" о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:58:0111005:2955, площадью 20 003 кв.м., расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Пушкина, в 50 метрах на юг от дома N 32.
В адрес Администрации городского округа Первоуральск 30.09.2020 поступило заявление ООО "Досуг сервис" о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:58:0106001:139 площадью 7 597 кв.м., расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, в районе домов 19, 21, 21а. Кроме того, 12.10.2020 в Администрацию городского округа Первоуральск поступило заявление ООО "Дельстрой" о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:383, площадью 1751 кв.м., расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Карбышева,6. Администрацией приняты решения о возврате заявлений в связи с тем, что в заявлениях не указаны конкретные виды разрешенного использования земельных участков, определяющий цель использования таких участков, со ссылкой на пп. 6 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем в адрес обществ заказным письмом направлены уведомления о возврате заявлений. Не согласившись с вышеуказанными решениями Администрации городского округа Первоуральск, ООО "Досуг сервис" и ООО "Дельтастрой" обратились в антимонопольный орган с жалобами.
Решениями Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20.11.2020 N N 066/01/18.1-4584/2020, 066/01/18.1-4624/2020, 066/01/18.1-4627/2020 Администрация городского округа Первоуральск признана нарушившей п. 37 и п. 65 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов", утвержденного постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 16.07.2020 г. N 1386.
По результатам рассмотрения жалоб заявителю выданы предписания о необходимости принятия всех зависящих меры по пересмотру заявлений ООО "Досуг сервис" и ООО "Дельстрой" в порядке, предусмотренном Регламентом и ст. 39.11 Земельного кодекса РФ и принятию решения о проведении или об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды соответствующих земельных участков.
Полагая, что решения и предписания являются недействительными, Администрация городского округа Первоуральск обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
К процедурам, связанным с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство согласно пункту 14 Перечня N 403 относится организация и проведение аукциона на право заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Антимонопольный орган в силу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ рассматривает жалобы в части нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Предоставление в аренду земельного участка путем проведения аукциона в силу подпунктов 6, 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: - обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Порядок предоставления земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов регулируется Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 16.07.2020 N 1386 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов" (далее - Административный регламент)).
Согласно сведениям, представленным уполномоченным органом, площадь земельного участка является уточненной, следовательно, в данном случае применим подраздел 3.2 Административного регламента N 1386.
В соответствии с подразделом 3.2 Административного регламента N 1386 в перечень административных процедур при предоставлении муниципальной услуги, если земельный участок образован, площадь является уточненной входят следующие процедуры: - прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги; - проведение экспертизы документов; - возврат заявления заявителю, если оно по форме и содержанию не соответствует формам заявлений, утвержденным настоящим Административным регламентом; - формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги; - оценка возможности использования земельного участка для заявленных целей; - подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; - проведение аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, заключение договора по результатам торгов.
В соответствии с п. 37 Административного регламента N 1386 порядок возврата заявления заявителю, если оно по форме и содержанию не соответствует формам заявлений, утвержденным настоящим Регламентом, осуществляется в соответствии с подразделом 3.1.4 настоящего Регламента.
Пунктом 65 Административного регламента N 1386 установлено, что основанием для возврата заявления заявителю, если оно по форме и содержанию не соответствует формам заявлений, утвержденным настоящим Регламентом, является установление специалистом, ответственным за регистрацию входящей корреспонденции, несоответствия заявления, представленного заявителем, по форме и содержанию формам заявлений, утвержденным настоящим Регламентом.
Одним из документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем для предоставления земельного участка с аукциона, в силу абз. 6 пп. 3 п. 27 Административного регламента N 1386 является заявление с указанием цели использования земельного участка.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем, в связи с тем, что в заявлениях ООО "Дельтастрой", ООО "Досуг сервис" о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка не был указан конкретный вид разрешенного использования земельного участка, определяющий цель использования такого участка, а имеющаяся в заявлениях ссылка на Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск не позволяет определить желаемую цель использования испрашиваемого земельного участка, в соответствии с пп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, п. 37 и п. 65 Административного регламента N 1386 уполномоченным органом принято решение о возврате заявлений, о чем в адрес ООО "Дельтастрой", ООО "Досуг сервис" направлены соответствующие уведомления.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, для принятия решения о проведении аукциона либо об отказе в его проведении уполномоченным органом в соответствии с пп. 9 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ осуществляется проверка именно на наличие или отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, согласно пп. 5 которого земельный участок не может быть предметом аукциона, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
При этом, подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе, сведения о разрешенном использовании земельного участка (Письмо ФАС России от 25.09.2020 N ИА/83159).
Учитывая изложенное, установив, что в заявлении указана цель использования - в соответствии с видами разрешенного использования для данной территориальной зоны, установленными Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, суд первой инстанции, поддержав позицию антимонопольного органа, сделал верное суждение, что любая и каждая цель использования земельного участка, указанная таким способом в заявлении о проведении аукциона, заведомо соответствует разрешенному использованию земельного участка.
При таких обстоятельствах, решения антимонопольного органа, которым Администрация признана нарушившей п. 37 и п. 65 Административного регламента N 1386, а также выданные на их основании предписания, соответствуют закону и прав заявителя не нарушают.
Ссылка администрации на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером 66:58:0111005:2955 снят с кадастрового учета, в связи с чем невозможно принять решение о его предоставлении, не принята судом во внимание, поскольку в суде проверяется обоснованность возврата заявления, на момент возврата заявления земельный участок находился на кадастровом учете.
Кроме того, доводы апеллянта о том, что процедуры, включенные в Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" Администрацией при принятии, рассмотрении и возвращении заявлений третьих лиц о проведении аукциона, не осуществлялись, не имеют правового значения, поскольку основанием для возврата заявлений ООО "Досуг Сервис", ООО "Дельтастрой" явилось неуказание конкретного вида разрешенного использования земельных участков, определяющих цель использования таких участков, со ссылкой на положения Земельного кодекса Российской Федерации и Административного регламента N 1386.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ для признания оспариваемых ненормативных правовых актов Свердловского УФАС России недействительными.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 марта 2021 года по делу N А60-63300/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Первоуральск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63300/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРВОУРАЛЬСК
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Дельтастрой", ООО "ДОСУГ СЕРВИС"
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6686/2021
02.06.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1158/2021
15.03.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-63300/20
05.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1160/2021
20.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1216/2021
20.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1158/2021