02 июня 2021 г. |
А84-3674/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
при участии:
от Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя - Куку А.Т., представитель по доверенности 01.03.2021 N 25,
от общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - Калиниченко О.В., представитель по доверенности от 27.01.2021 N Д-24/21,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 марта 2021 года по делу N А84-3674/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" о признании незаконными решений Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Севастополя, общества с ограниченной ответственностью "Сарыч", государственного казенного учреждения "Севастопольское лесничество", Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее - ООО "Севастопольэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными отказов Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - Севприроднадзор) в выдаче разрешений на размещение линейных объектов, оформленных письмами от 27.05.2020 (исх. N 2760/01-22-01-71/02/20), 29.05.2020 (исх. N 2821/01-22-01-71/02/20), а также о возложении на Севприроднадзор обязанности по согласованию схемы размещения строительства КЛ-10кВ (квартал 20, выдел 19, кадастровый номер 91:01:058002:1023, площадь 155 кв.м) и КЛ-10кВ (квартал 20, выдел 14, кадастровый номер 91:01:058002:1002, площадь 92 кв. м).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены: Правительство Севастополя, общество с ограниченной ответственностью "Сарыч", государственное казенное учреждение "Севастопольское лесничество", Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19 марта 2021 года по делу N А84-3674/2020 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными полностью решения Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, оформленные письмами от 27.05.2020 исх. N 2760/01-22-01-71/02/20, от 29.05.2020 исх. N 2821/01-22-01-71/02/20. Суд обязал Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращений (заявлений) ООО "Севастопольэнерго" от 22.04.2020 NN6120/2-20, 6121/2-20 о выдаче разрешений на размещение линейных объектов без предоставления лесных участков и установления сервитутов. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В апелляционной жалобе Севприроднадзор просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему.
Суд неправильно применил положения Правил N 1244, поскольку спорные правоотношения урегулированы Лесным кодексом РФ, а также постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП, однако постановление N 522-ПП на момент рассмотрения заявления ООО "Севастопольэнерго" не могло быть применено в силу наличия пробела в правовом регулировании вопроса размещения линейных объектов на лесных участках без предоставления их в аренду, в связи с чем Севприроднадзором предприняты меры по внесению соответствующих изменений в данное постановление. Указанное обстоятельство обусловило принятие оспариваемого в настоящем деле решения.
Также податель апелляционной жалобы отмечает, что только с 01.01.2021 вступил в силу приказ Минприроды России от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута", который урегулировал вопрос оказания услуги без предоставления участка с установлением сервитута или без него на лесном участке.
По мнению Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя, судом при применении Правил N 1244 не учтено, что в силу п. 9 указанных Правил в выдаче разрешения может быть отказано на основаниях, в том числе, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу. Вместе с тем, земельные участки с кадастровыми номерами 91:01:058002:1023, 91:01:058002:1002, на использование которых истцом испрашивается разрешение, закреплены и находятся в ведении государственного казённого учреждения города Севастополя "Севастопольское лесничество".
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От Правительства Севастополя через онлайн-сервис "Мой арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу от 17.05.2021, в котором, помимо обоснованности довода апеллянта о неверном применении судом первой инстанции к спорным правоотношениям Правил N 1244, акцентируется внимание суда апелляционной инстанции на том, что земельные участки с кадастровыми номерами 91:01:058002:1023, 91:01:058002:1002, на использование которых истцом испрашивается разрешение, с видами разрешенного использования "отдых (рекреация), "использование лесов", в силу положений приказа Минприроды России от 10.07.2020 N 434 и ввиду непредставления в материалы дела доказательств отсутствия лесов на данных участках, не могут быть использованы для размещения линейных объектов. Кроме того, указанные участки расположены в границах заказника, в связи с чем для строительства линий электропередач необходимо получение положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В судебном заседании представитель Севприроднадзора поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель ООО "Севастопольэнерго", считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы, в том числе с учетом своевременного размещения соответствующей информации в сети Интернет.
Руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, суд допускает рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся в деле доказательствам, с учетом всех представленных письменных пояснений.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Сарыч" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 91:01:058002:933, площадью 37070,00 кв.м, с разрешенным видом использования "для реконструкции и обслуживания объектов базы отдыха "Пальмида", расположенный по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, N 8.
На данном участке расположена линия электропередачи ЛЭП-10кВ "ТП-652 - ТП-655", принадлежащая ООО "Севастопольэнерго".
По результатам рассмотрения заявки ООО "Сарыч" на вынос ЛЭП-10кВ "ТП-652 - ТП-655" в связи с планируемой застройкой территории расположения указанного объекта электрической сети, 16.07.2018 ООО "Севастопольэнерго" выдало технические условия N 1505-18 на вынос ЛЭП-10кВ из зоны земельного участка, отведенного под реконструкцию и обслуживание объектов базы отдыха "Пальмида" (далее - Технические условия).
12.12.2018 между ООО "Севастопольэнерго" (собственник) и ООО "Сарыч" (заказчик) заключен договор N 25018-1505 о реализации технических условий на вынос (далее - Договор), по условиям которого собственник обязуется в соответствии с Техническими условиями предоставить услуги по созданию технической возможности осуществления хозяйственной деятельности - вынос с территории земельного участка ООО "Сарыч", по адресу Севастопольская зона ЮБК, 8, г. Севастополь, существующего участка ЛЭП-10кВ "ТП-652 - ТП-655", принадлежащего ООО "Севастопольэнерго", а заказчик обязуется оплатить собственнику указанные услуги.
Пунктом 2 Договора N 25018-1505 стороны определили следующие этапы создания технической возможности осуществления реконструкции и обслуживания объектов базы отдыха "Пальмида": выполнение на основании согласованной проектно-сметной документации (ПСД) строительных, монтажных и пусконаладочных работ (СМР) по выносу участка ЛЭП-10 кВ.
Согласно разработанной ИП Бутенко И.Н. рабочей документации "Вынос ЛЭП-10кВ из зоны земельного участка, отведенного под реконструкцию и обслуживания объектов базы отдыха "Пальмида". Вынос участков ЛЭП-10кВ "ТП-652 - ТП-655" (шифр ТК-10-12-18-ЭС), предусмотрены следующие работы: частичный демонтаж и частичный вывод из эксплуатации существующей кабельной линии КЛ-10кВ от опоры N 16 воздушной линии ВЛ-10кВ до опоры N 20 воздушной линии ВЛ-10 кВ. Демонтаж существующей воздушной линии от опоры N 20 ВЛ-10кВ до опоры N 21 Вл-10 кВ. Демонтаж существующих опор N N 20, 21 ВЛ-10 кВ. Установка "новой" опоры N 21 ВЛ-10 кВ. Прокладка силового кабеля КЛ-10кВ от существующей опоры N 16 ВЛ-10кВ до проектируемой "новой" опоры N 21 ВЛ-10 кВ.
При этом, из схемы проектируемой трассы силового кабеля КЛ-10кВ усматривается необходимость выполнения работ по прокладыванию силового кабеля в земляной траншее (шириной 0,6 м и глубиной 0,9-1,0 м) протяженностью 46 м (от существующей опоры N 16 ВЛ-10кВ до северо-западной границы земельного участка ООО "Сарыч") и протяженностью 77,5 м (от юго-восточной границы земельного участка ООО "Сарыч" до существующей и подлежащей замене опоры N 21 ВЛ-10кВ) на земельных участках с кадастровыми номерами 91:01:058002:1002 и 91:01:058002:1023 соответственно.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 91:01:058002:1002, площадью 46 678 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 20, выдел 22, 23 Орлиновского участкового лесничества (далее - земельный участок N 1002), и земельный участок с кадастровым номером 91:01:058002:1023, площадью 1 156 342 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 15, выдел 36, 37, квартал 16, выдел 39, 10, 41, 43, 46-50, квартал 20, выдел 1, 2, 4, 5, 7-9, 11-13, 15, 19-30, 33, 39 Орлиновского участкового лесничества (далее - земельный участок N 1023), относятся к категории земель населенных пунктов и для них установлены виды разрешенного использования "отдых (рекреация)" (код 5.0), "использование лесов" (код 10.0), "для иных видов использования, характерных для населенных пунктов". Указанные земельные участки находятся в государственной собственности города федерального значения Севастополя.
22.04.2020 в целях исполнения заключенного договора N 25018-1505, и принимая во внимание возможность технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям сетевой компании путем строительства объектов электрического хозяйства на вышеуказанных земельных участках, сетевая организация обратилась в Севприроднадзор с письмами исх.N N 6120/2/-20, 6121/2-20 о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности, для размещения объектов, приложив к данному заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (площадью 155 кв.м в границах земельного участка N 1023; площадью 92 кв.м в границах земельного участка N 1002); технические характеристики объекта, предполагаемого к размещению; Технические условия; учредительные и иные документы ООО "Севастопольэнерго".
По результатам рассмотрения заявлений исх.N N 6120/2/-20, 6121/2-20 письмами от 27.05.2020 исх. N 2760/01-22-01-71/02/20, от 29.05.2020 исх. N2821/01-22-01-71/02/20 Севприроднадзор сообщил сетевой организации следующее:
"В соответствии с требованиями Лесного и Земельного кодексов Российской Федерации предусмотрена возможность размещения ряда линейных объектов без предоставления земельного (лесного) участка.
Данный порядок регламентирован Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительство Севастополя N 522-ПП) с изменениями и дополнениями.
Согласно постановлению Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя", органом исполнительной власти в городе Севастополе в области земельных отношений является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, который осуществляет функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков.
Согласно Положению о Главном управлении природных ресурсов и экологии города Севастополя, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 12.09.2016 N 854-ПП, Севприроднадзор осуществляет функции в области лесных отношений по использованию и распоряжению лесными участками, находящимися в собственности города федерального значения Севастополя, за исключением земельных участков.
При этом постановление Правительства Севастополя N 522-ПП не дает Севприроднадзору полномочий для выдачи разрешения на размещение линейных объектов без предоставления лесного участка.
В настоящее время Севприроднадзором разрабатывается порядок предоставления таких разрешений с внесением изменений в нормативно-правовые акты города Севастополя.
После принятия необходимых нормативных документов и введение их в действие вопрос размещения испрашиваемого Вами объекта будет рассмотрен в соответствии с действующим законодательством".
Расценив вышеуказанные решения Департамента как отказ в выдаче разрешения на размещение линейных объектов, не соответствующий действующему законодательству и нарушающий права заявителя, ООО "Севастопольэнерго" в порядке главы 24 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, разрешая спор признал требования общества подлежащими удовлетворению, основываясь на том, что не имеется оснований для отказа в выдаче разрешения на использование спорных участков в заявленных целях, а Севприронадзор обладает достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения на использование лесного участка без его предоставления или установления сервитута для целей, предусмотренных действующим законодательством, а отсутствие надлежащего правового регулирования на региональном уровне соответствующей сферы правоотношений не может лишать указанного права заинтересованных лиц.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам относятся ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Согласно части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктом 4 части 1 данной статьи (использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Частью 2 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
Таким образом, нормы ЛК РФ (статьи 7, 9, 21, 25, 45) в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.07.2010 N 2111/10 указал, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Учитывая изложенное, является верным вывод суда первой инстанции о наличии у ООО "Севастопольэнерго" права на обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование находящихся в государственной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:058002:1002 и 91:01:058002:1023 в целях строительства предусмотренного рабочей документацией линейного объекта, и, в конечном итоге, исполнения обязательств договора N 25018-1505 от 12.12.2018, заключенного между сетевой организацией и ООО "Сарыч".
С учетом положений 82 ЛК РФ, пункта 1, подпункта 14 п.10.10 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31.10.2020 N 566-ПП, а также действовавшего на момент принятия оспариваемых решений Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии города Севастополя, утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 12.09.2016 N 854-ПП, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно Севприроднадзор полномочен рассматривать все вопросы, связанные с использованием лесных участков, находящихся в собственности города федерального значения Севастополя, в том числе, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на таких участках без их предоставления и установления сервитута.
Возражений в указанной части выводов суда первой инстанции относительно полномочности Севприроднадзора апеллянтом не заявлено.
Доводы жалобы сводятся к тому, что на момент подачи сетевой организацией заявлений отсутствовало правовое регулирование порядка их рассмотрения в связи с тем, то действующий Порядок N 522-ПП не содержал указание на то, что размещение объектов на лесных участках, находящихся в собственности города Севастополя, осуществляется на основании распоряжения Севприроднадзора о предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов).
Данный довод был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонен им, поскольку пробел в правовом регулировании соответствующей сферы правоотношений на региональном уровне не может служить непреодолимым препятствием для разрешения заявления по существу.
Для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, - это не права в узком понимании, то есть такие, какие орган может использовать или не использовать по собственному усмотрению, а выполнение задач, поставленных государством.
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 245-О, от 29.01.2015 N 225-О.
При таких обстоятельствах, само по себе отсутствие в законодательстве механизма, регулирующего порядок выдачи Севприроднадзором разрешений на размещение линейных объектов без предоставления земельных (лесных) участков и установления сервитутов не может являться основанием для нарушения права заявителя на его получение и не лишает соответствующий орган правомочия по принятию необходимых мер для ее предоставления, в т.ч. по аналогии закона.
При этом согласно части 6 статьи 13 АПК РФ, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В данном случае является обоснованным указание суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям по аналогии положений Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила N 1244), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244.
В частности, согласно пункту 2 Правил N 1244, заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Пунктами 3, 4 Правил N 1244 установлены форма и содержание заявления о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов (пункт 7 Правил N 1244).
Аналогичные правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены Порядком N 522.
Согласно пункту 9 Правил N 1244 в выдаче разрешения может быть отказано в следующих случаях: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Пунктом 9 Порядка N 522 установлены следующие дополнительные основания отказа в предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов): земли или земельные участки, на использование которых испрашивается разрешение, не находятся в государственной собственности города Севастополя; размещение объекта противоречит документации территориального планирования, градостроительного зонирования, землеустроительной документации; размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; в отношении земельного участка, на котором планируется размещение объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления; имеется принятое ранее даты подачи заявления решение о распоряжении земельным участком; если земли или земельные участки, на использование которых испрашивается разрешение, налагаются (полностью или частично) на земли или земельные участки, в отношении которых уже имеется действующее разрешение на размещение объектов; размещение объекта противоречит требованиям по обустройству автомобильных дорог общего пользования.
Как верно указано судом первой инстанции, несмотря на отсутствие в Порядке N 522 конкретного указания на полномочия Севприроднадзора по принятию распоряжения о предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов) на лесных участках, наличие указанных полномочий предполагается Положением о Севприроднадзоре, наделяющим государственный орган функциями пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности города федерального значения Севастополя.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела писем Севприроднадзора от 27.05.2020 исх. N 2760/01-22-01-71/02/20, от 29.05.2020 исх.N2821/01-22-01-71/02/20 не следует, что департаментом в действительности рассматривались и подвергались всесторонней оценке обстоятельства, изложенные в заявлениях (обращениях) ООО "Севастопольэнерго", поскольку Департаментом указано лишь на отсутствие процедуры предоставления такого разрешения именно Севприроднадзором.
С учетом изложенного апелляционный суд соглашается с решением суда первой инстанции о признании принятых Севприроднадзором решений, оформленных письмами от 27.05.2020 исх. N 2760/01-22-01-71/02/20, от 29.05.2020 исх. N 2821/01-22-01-71/02/20 незаконными.
Оценивая эффективность восстановительной меры нарушенных прав ООО "Севастопольэнерго", примененной судом первой инстанции согласно с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом правомерно был избран иной способ восстановления нарушенных прав, отличный от способа, заявленного обществом. По мнению судебной коллегии, понуждение Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращений (заявлений) ООО "Севастопольэнерго" от 22.04.2020 N N 6120/2-20, 6121/2-20 о выдаче разрешений на размещение линейных объектов без предоставления лесных участков и установления сервитутов, вместо вменения обязанности согласовать схемы размещения строительства линейного объекта, является обоснованным, поскольку в данном конкретном случае Департаментом не реализованы в полной мере полномочия государственного органа по рассмотрению обращений заявителя по существу: с принятием распоряжения о предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов) либо направления заявителю письменного отказа в предоставлении разрешения, с соблюдением порядка рассмотрения такого рода обращений, установленного Правилами N 1244 и Порядка N 522.
Определение иного способа восстановления нарушенного права заявителя свидетельствовало бы о допущении избыточного правосудия в этой части, с учетом разграничения компетенции судебной и исполнительной власти.
Подводя итог, суд апелляционной инстанции, после исследования всех доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу, что они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе, влекущего безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266- 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 марта 2021 года по делу А84-3674/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3674/2020
Истец: ООО "Севастопольэнерго"
Ответчик: Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор)
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Севастополя "Севастопольское лесничество", ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ООО "Сарыч", ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ