город Ростов-на-Дону |
|
02 июня 2021 г. |
дело N А32-29631/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Кочегарова Н.Н. по доверенности от 07.09.2018
N 01/0150-9235, паспорт;
иные лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.07.2020 по делу N А32-29631/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Краснодар" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар при участии третьих лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея, Министерства финансов Краснодарского края, публичного акционерного общества "Газпром" о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ""Газпром Трансгаз Краснодар" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - ответчики) о взыскании неосновательного обогащения в виде суммы излишне уплаченной арендной платы по договору аренды земельного участка от 15.11.2002 N 103.2 (N0000000106, N 4300021095) в размере 98 343,56 руб. за период с 01.01.2014 по 01.01.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея, Министерство финансов Краснодарского края, публичное акционерное общество "Газпром".
Исковые требования мотивированы тем, что между ООО "Газпром трансгаз Краснодар" и департаментом был заключен договор аренды земельного участка, несельскохозяйственного назначения. Земельный участок передан обществу, и оно надлежащим образом вносило арендные платежи по договору. Далее, между департаментом и администрацией подписан акт приема-передачи договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно которому права арендодателя по данному договору переходят администрации. 11 декабря 2008 года в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, находящийся в пользовании у общества. С 25.09.2018 произошла замена арендодателя в арендных правоотношениях и арендная плата за пользование земельным участком подлежала внесению уполномоченному органу Российской Федерации, однако общество перечисляло арендные платежи за пользование участком за период с 01.01.2014 по 01.01.2016 прежнему арендодателю. У ответчиков отсутствуют правовые основания для удержания перечисленной ей обществом арендной платы за пользование участками в период с 01.01.2014 по 01.01.2016.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2020 с департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" взыскано 29865,46 руб. неосновательного обогащения, а также 1194,62 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. В удовлетворении иска к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, к администрации муниципального образования город Краснодар отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Краснодар" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части отказа в удовлетворении иска на сумму 68478,10 рублей, просило его изменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал следующее:
- судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; не учтено признание ответчиком суммы переплаты (акты сверки расчетов и письма, в которых ответчик признавал переплату).
.
- несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела: судом не учтено платежное поручение N 25857 от 28.12.2012 на сумму 134652 руб., по которому и произошла переплата.
На основании определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2021 года произведена замена судьи Яицкой С.И. на судью Маштакову Е.А. ввиду болезни судьи Яицкой С.И.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи дело рассматривается сначала.
В судебное заседание ответчики и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела уточнений к апелляционной жалобе, в которых заявитель указал, что в ранее поданной апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу от 15.07.2020 N А32-29631/2019 ООО "Газпром трансгаз Краснодар" были неверно указаны следующие сведения необходимые для рассмотрения дела:
в уточненных исковых требованиях (определение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2020) при рассмотрении дела в первой инстанции истцом ошибочно был установлен период взыскания неосновательного обогащения по 01.01.2016, так как изначально, в самом исковом заявлении от 28.06.2019 обществом были заявлены требования о взыскании неосновательного обогащения в виде суммы излишне уплаченной арендной платы по договору аренды земельного участка от 15.11.2002 N 103.2 (N 0000000106, N 4300021095) в размере 98 343,56 рублей за весь период удержания арендной платы. Кроме того, заявитель просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2020 по делу N А32-29631/2019 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в размере 68 478,10 рублей и суммы судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2739,12 рублей с Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, принять по делу новый судебный акт
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений не заявлено, решение пересматривается по доводам апелляционной жалобы в части отказа в удовлетворении исковых требований в сумме 68 478,10 рублей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, публичному акционерному обществу "Газпром" принадлежит на праве собственности имущественный комплекс объекта капитального строительства "Магистральный газопровод "Голубой поток"-"Россия-Турция" (морской вариант) участок км 56,5-км 363,8" инв. N 297782, кадастровый номер 23:00/01:01:00:00, о чем сделана государственная запись от 24.06.2003 N23-01/00-74/2003-221 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Территориально наземные элементы магистрального газопровода расположены и на земельном участке, общей площадью 6724 кв.м, с кадастровым номером: 23:43:0000000:146 (единое землепользование),образованным из земельного участка с кадастровым номером 23: 43:0102020:0050, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в границах города Краснодара.
На основании Постановления Главы администрации Краснодарского края от 20.11.2001 N 1111 между ПАО "Газпром" и Департаментом имущественных отношений Краснодарского края заключен договор аренды от 15.11.2002 N 103.2 предметом которого является земельный участок площадью 0,600 га, с кадастровым номером 23:43:0102020:050, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, предназначенный для размещения притрассовых объектов газопровода "Россия-Турция".
В соответствии с пунктом 6.2 договора, срок действия аренды установлен до 20.11.2050 (49 лет).
10.06.2003 стороны оформили дополнительное соглашение, изменив номер договора на N 0000000106 и изложив пункт 2 договора по исчислению и уплате аренды в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2.4. дополнительного соглашения арендная плата вносится арендатором с момента государственной регистрации договора ежеквартально, не позднее 10 числа начала каждого квартала.
В силу пункта 2.5 дополнительного соглашения внесение арендной платы в бюджет осуществляется по договору отдельным платежным документом за каждый квартал, отдельно по арендной плате и отдельно по пене.
Согласно пункту 2.3. дополнительного соглашения размер ежегодной арендной платы установлен на момент подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с инфляцией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно- правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления. Изменения размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением к договору.
28.11.2007 публичное акционерное общество "Газпром" заключило агентский договор N 16/АГ-АР/0201 с обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" и поручило истцу от его имени проводить все мероприятия и осуществлять действия по оформлению прав, исполнению договоров аренды земельных участков, перечислению арендной платы. Договор вступил в силу с даты его подписания сторонами и действует без ограничения срока. Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" приняло на себя все обязательства по исполнению названного договора, в том числе и внесению арендной платы.
11.12.2008 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:146 зарегистрировано за Российской Федерацией, в связи с чем возникает прекращение обязательств истца по договору аренды от 15.11.2002 N 0000000106 перед Департаментом имущественных отношений.
В связи с регистрацией 11.12.2008 права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:146, в целях приведения в соответствие условий договора от 15.11.2002 N 0000000106 Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея и Публичное акционерное общество "Газпром" заключили дополнительное соглашение от 25.09.2018 к договору аренды земельного участка от 15.11.2002 N 0000000106.
Согласно п.2.2 дополнительного соглашения договор вступает в силу с даты его государственной регистрации и применяется к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2016.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края указал, что в 2014 году утратил право администрирования доходов от арендной платы за земельные участки, отнесенные к неразграниченной собственности. С указанной даты такое право закреплено за органами местного самоуправления и поступления от такой арендной платы за земельные участки зачисляется 100% в местные бюджеты (статья 57 Бюджетного кодекса РФ).
Соответственно, в 2014 году сальдовые остатки в сумме 108 020, 22 рублей по договору N 0000000106, полученные от ООО "Газпром трансгаз Краснодар" по платежному поручению от 28.12.2012 N25857 были сторнированы Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в своем лицевом счете и отражены в лицевом счете, открытом Департаментом муниципальной собственности и городских земель МО город Краснодар (структурное подразделение Администрации МО город Краснодар).
Таким образом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края указал на то, что денежные средства в сумме 108 020,22 рублей фактически поступили в местный бюджет.
25.03.2016 платежным поручением N 4836 истец дополнительно перечислил в местный бюджет, на счет Департамента муниципальной собственности и городских земель МО город Краснодар денежные средства в счет арендной платы за 2016 год по договору аренды в сумме 29 865,46 рублей.
Владея денежными средствами истца ответчик - Департамент муниципальной собственности и городских земель г. Краснодара самостоятельно засчитывал арендные платежи за периоды, тем самым уменьшая сумму переплаты.
Общая сумма переплаты по расчету истца составила 98 343,46 рублей, что также подтверждается актом сверки от 31.12.2018 между Департаментом муниципальной собственности и городских земель МО город Краснодар и ООО "Газпром трансгаз Краснодар".
Письмом от 13.05.2019 N 09/7916 МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в адрес ответчика - Департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования г. Краснодара пояснило, что учитывая заключенное дополнительное соглашение к договору аренды от 15.11.2002 N 01-09/3677ДС(4300021095, 0000000106) между Межрегиональным территориальным управлением и ПАО "Газпром" 25.09.2018 года, датой возникновения отношений и началом исчисления арендной по указанному дополнительному соглашению является дата 01.01.2016.
Учитывая этот факт, арендные платежи, поступившие в местный и краевой бюджет после государственной регистрации права собственности Российской Федерации являются неосновательно полученными доходами и подлежат возврату в соответствии со статьей 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, согласно предоставленным в материалы дела сведениям Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар указал, что была проведена проверка взаиморасчётов по арендной плате и пене по лицевому счету N 119430000020930 договора N 0000000106, по результатам которой составлен акт сверки взаиморасчетов по арендной плате и пене, где по состоянию на 01.01.2018. у ПАО "Газпром" образовалась переплата только в размере 77 636, 42 рублей. Разница в сумме излишне уплаченных денежных средств размером 20 707,04 рублей была начислена Департаментом в счет арендной платы по договору за период с 01.01.2016 по 01.01.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Договор аренды носит возмездный характер, а указанные выше обязательства являются встречными. Обязательство арендатора по внесению арендной платы обусловлено фактом использования арендованного имущества, то есть исполнением арендодателем своего обязательства по предоставлению предусмотренного договором имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Факт переплаты истцом арендных платежей ответчиками не оспаривается.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований истца суд первой инстанции указал на, то что из совокупности представленных в дело доказательств, взысканию подлежит сумма неосновательного обогащения в размере 29 865,46 рублей, оплаченная платежным поручением от 25.03.2016 (т.1 л.д.112/1). В указанной части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется.
Решение обжалуется в части отказа в удовлетворении требований в сумме 68478,1 руб.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец платежным поручением N 25857 от 28.12.2012 произвел оплату в сумме 134 652 рубля с назначением платежа: "арендная плата за земли за 2013 год по договору от 15.11.2002" (т.1 л.д.112).
Так, судом установлено, что по состоянию на 01.01.2014 переплата составила 108 185,17 рублей, что подтверждается истцом и ответчиками и отражено в акте сверки, подписанном Департаментом муниципальной собственности и городских земель (т.4 л.д.58).
За период 2014-2015 годы (с 01.01.2014 по 31.12.2015) начисление арендной платы составило сумму 39 707,07 рублей, что отражено в акте сверки расчетов, подписанном Департаментом муниципальной собственности и городских земель (т.4 л.д.58). Поскольку переплата составляла сумму 108 185,17 рублей, начислено арендной платы за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 на сумму 39 707,07 рублей, то переплата за период с 01.01.2014 по 01.01.2016 составила 68478,10 рублей.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что его денежные средства в счет арендной платы регулярно перечислялись на счет Департамента имущественных отношений Краснодарского края вплоть до 31.12.2014. Сальдовые остатки по состоянию на 31.12.2013 в сумме 108 020,22 рублей поступили в местный бюджет от Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Таким образом, Департамент муниципальной собственности принял на себя обязательства с 01.01.2014 года по договору аренды не с нулевым денежным остатком, как установил суд, а с авансом в виде переплаты денежных средств в сумме 108 185,17 рублей. В дальнейшем, ответчиком самостоятельно, каждый квартал, за период с 01.01.2015 по 01.01.2016 удерживались денежные средства с лицевого счета в погашение арендной платы ООО "Газпром трансгаз Краснодар" за земельный участок по договору.
Остаток денежных средств ООО "Газпром трансгаз Краснодар", полученных Департаментом муниципальной собственности и городских земель г. Краснодара, по состоянию на 01.01.2016 составил 68 478,10 рублей. Начисления за период 2014-2015 составили 39707,07, оплата произведена в сумме 108185,17 руб., следовательно, переплата составила 68478,10 рублей.
Поскольку с 01.01.2016 оплату ПАО "Газпром" производит по иным реквизитам, указанным в дополнительном соглашении с Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, то оснований для начисления арендной платы с 01.01.2016 у Департамента муниципальной собственности и городских земель г. Краснодара не имелось. Принимая во внимание изложенное, исковые требования истца подлежат удовлетворению с полном объеме - в сумме 98 343,46 рублей
Истец указывает, что платежным поручением от 24.03.2016 N 4836 на сумму 29 865,46 рублей ООО "Газпром трансгаз Краснодар" еще дополнительно, авансом перечислило Департаменту муниципальной собственности денежные средства в счет арендной платы за земельный участок. (т.1 л.д.112/1). Документом от 04.04.2016 N 588087 перечислены денежные средства в сумме 164,95 рубля, в счет погашения пени по договору аренды за ОАО "Газпром", что подтверждено отражением в акте сверки, подписанном сторонами (т.3 л.д.91). Итоговая сумма, полученная Департаментом муниципальной собственности на лицевой счет составила 98 343,56 рублей.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество земельный участок кадастровый номер 23:43:0000000:146, зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией 11.12.2008 (т.1 л.д12). Судом первой инстанции не было исследовано п/п N 25857 от 28.12.2012 на сумму 134652 руб., а также акты сверки расчетов, в которых ответчик признавал переплату (т.4 л.д.58,64), письмо Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 14.06.2019 N 12644/26, в котором указано, что учитывая, что дополнительное соглашение к договору аренды от 15.11.2002 N 01-09/3677ДС было заключено между Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и ПАО "Газпром" 25.09.2018, датой возникновения отношений и началом исчисления арендной платы по указанному дополнительному соглашению является 01.01.2016.
В представленном в суд отзыве на исковое заявление от 25.06.2020 ответчик выражал добровольную готовность вернуть ООО "Газпром трансгаз Краснодар" часть излишне полученных денежных средств по договору в сумме 77 636,42 рублей.
Истец указывает, что спор между сторонами возник лишь на разницу неосновательного обогащения - 20 707,14 рублей между заявленными требованиями истца в размере 98 343,56 рублей и добровольно признанной ответчиками суммой 77 636,42 рублей. Ответчик настаивал, что у него имелось право после 01.01.2016 продолжать удерживать денежные средства ООО "Газпром трансгаз Краснодар".
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции обоснований удержания денежных средств ответчик не представил.
Департамент муниципальной собственности и городских земель г. Краснодара свои действия аргументирует договоренностью с МТУ Росимуществом о прекращении администрацией ведения лицевого счета только с 01.01.2018. Однако, в письме от 13.05.2019 N 09/7916 МТУ Росимущества в КК и РА указывает, что договоренность о том, что Департамент муниципальной собственности не ведет лицевой счет с 01.01.2018 связана с фактом передачи договора аренды. В связи с чем, департаменту муниципальной собственности и городских земель необходимо внести соответствующие корректировки в ведение лицевых счетов по договору путем исключения необоснованно начисленной ПАО "Газпром" арендной платы за 2016-2017.
Таким образом, с 2016 года арендную плату по договору арендатору начисляло МТУ Росимущество, что отражено в дополнительном соглашении к договору аренды и в акте сверки между сторонами договора.
01.01.2016 Департамент неправомерно распоряжается его целевыми денежными средствами, так как 25.09.2018 ПАО "Газпром" заключило дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 15.11.2002 N 103.2 (N 0000000106, N 4300021095) с кадастровым номером 23:43:0000000:146, общей площадью 6 724 кв.м с МТУ Росимущество, в котором указало, что договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (его территориальных органах) и применяется к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2016 (т.1 л.д.40).
Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра 12.03.2019. Соответственно, начиная с 01.01.2016 года, все денежные средства, полученные не собственником земельного участка в счет арендной платы за имущество должны быть возвращены арендатору.
Кроме того, судом первой инстанции не было учтено, что истец дважды заплатил арендную плату за земельный участок за один и тот же период. В материалы дела был предоставлен акт сверки взаимных расчетов между МТУ "Росимущества" и ООО "Газпром трансгаз Краснодар" за период с 01.01.2016 по 28.05.2020 по договору аренды земельного участка от 15.11.2002, в котором стороны подтверждают фактические расчеты по договору и указывают на отсутствие задолженности и наличие переплаты.
В материалы дела представлен акт сверки по договору от 15.11.2002, подписанный между Администрацией муниципального образования города Краснодар Департамент муниципальной собственности и городских земель и между ООО "Газпром Трансгаз Краснодар" на сумму переплаты по договору аренды в размере 98343,56 руб.(т.1 л.д.64).
Согласно акту сверки по договору аренды за период с 01.01.2016 по 28.05.2020, подписанному между ПАО "ГАЗПРОМ" и МТУ Росимущества в Краснодарском края за указанный период имеется переплата в пользу ПАО "ГАЗПРОМ", таким образом, все начисления с 01.01.2016 года истцом оплачены по реквизитам, указанным в дополнительном соглашении с МТУ "Росимущества".
Поскольку судом первой инстанции исковые требования удовлетворены в части взыскания 29 865,46 рублей, при этом, в указанной части решение не обжалуется, и имеются основания для удовлетворения иска в сумме 98343,56 руб., то решение суда подлежит изменению, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что неосновательное обогащение надлежит взыскать с департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона Российской Федерации N 3-ФКЗ от 05.02.2014 "О Верховном Суде Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации.
Рекомендации о правоприменительной практике, закрепленные в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, являются обязательными для нижестоящих судов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 от 28.05.2019 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 13) заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования город Краснодар, утв. Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6, к полномочиям администрации муниципального образования город Краснодар относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
Согласно пункту 1.1 Решения городской Думы Краснодара от 15.12.2005 N 4 п. 19 "Об утверждении Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар", департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Департамент) является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар. Департамент действует на основании Устава муниципального образования город Краснодар и настоящего Положения.
В соответствии с Положением о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар основными задачами Департамента в том числе являются: подготовка материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар (пункт 2.2.); осуществление функции главного распорядителя средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) (пункта 2.8).
Кроме того, согласно приложению N 1, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 13.12.2018 N 65 п. 17 "О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" главным администратором (администраторов) доходов, получаемых в виде арендной платы за земли городских населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продаж права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) является департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар.
Следовательно, администрирует указанные доходы департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар.
В силу указанного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что неосновательное обогащение надлежит взыскать с департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар.
В силу указанных разъяснений в удовлетворении требований предъявленных к департаменту имущественных отношений Краснодарского края и к администрации обоснованно отказано.
Расходы по государственной пошлине распределяются в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2020 по делу N А32-29631/2019 в части отказа истцу в удовлетворении исковых требований к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар отменить. Исковые требования удовлетворить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301172475, ИНН 2310041258) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ОГРН 1072308003063, ИНН 2308128945) 98343,56 рублей неосновательного обогащения, а также 3933,74 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска, предъявленного к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553), к администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799, ИНН 2310032246) отказать".
Взыскать с департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301172475, ИНН 2310041258) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ОГРН 1072308003063, ИНН 2308128945) 3000 рублей расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с даты его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29631/2019
Истец: ООО "Газпром трансгаз Краснодар"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МО Г. КРАСНОДАР, Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: 1. Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодара, Межрегиональное территориальное агентство по управлению гос. имуществом в КК и Респ. Адыгея, Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея, Министерства финансов КК, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ПАО Газпром