Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2021 г. N Ф09-5382/21 настоящее постановление изменено
г. Челябинск |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А47-11179/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Идеальный дом" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.04.2021 по делу N А47-11179/2020.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Идеальный дом" (далее - заявитель, ООО УК "Идеальный дом", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Московской области, инспекция, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях от 05.03.2020 N 08ОГ/01-27-5-1-2020, N 08ОГ/01-28-5-1-2020, N 08ОГ/01-29-5-1-2020, N 08ОГ/01-30-5-1-2020, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 31.03.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО УК "Идеальный дом" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнениях к ней ссылается на то, что в соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Ссылается на то, что в данном случае проверки проведены административным органом без соответствующих мотивированных представлений руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), что в силу положений пункта 4 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ является грубым нарушением требований к организации и проведению проверки и влечет недействительность ее результатов.
Указывает на то, что в актах проверки указано о выявлении нарушений содержания общего имущества в отдельных подъездах, тогда как в протоколах об административном правонарушении указано о нарушении содержания общего имущества во всем многоквартирном доме, что не соответствует результатам проверки.
Считает, что у должностного лица - консультанта ТО-1 Государственной жилищной инспекции Московской области, отсутствует право на составление протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирными домами N 2,4,11,13, по адресу: Московская область, Дмитровский район, п. Горки -25 осуществляет ООО УК "Идеальный дом" по договору управления от 11.12.2018.
В ГЖИ поступили обращения жителей указанных домов (вх.080Г/01-29 от 11.01.2020, 080Г/01-30 от 11.01.2020, 080Г/01-28 от 11.01.2020, 080Г/01-27 от 11.01.2020) по вопросам ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещений в МКД.
На основании распоряжений от 13.01.2020 N 080Г/01-27-5-1-2020, N 080Г/01-28-5-1-2020, N 080Г/01-29-5-1-2020, N 080Г/01-30-5-1-2020 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО УК "Идеальный дом".
Результаты проверки зафиксированы в актах проверки от 22.01.2020 N 080Г/01-27-5-1-2020, 080Г/01-28-5-1-2020, 080Г/01-29-5-1-2020, 080Г/01-30-5-1-2020.
В отношении заявителя, с участием представителя общества, были составлены протоколы от 24.01.2020 N 080Г/01-27-5-1-2020 080Г/01-28-5-1-2020, 080Г/01-29-5-1-2020, 080Г/01-30-5-1-2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела заместителем руководителя инспекции в отношении общества вынесены постановления от 05.03.2020 N 08ОГ/01-27-5-1-2020, N 08ОГ/01-28-5-1-2020, N 08ОГ/01-29-5-1-2020, N 08ОГ/01-30-5-1-2020, которым ООО УК "Идеальный дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Считая указанные постановления незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО УК "Идеальный дом" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В настоящем случае, протоколы от 24.01.2020 N 080Г/01-27-5-1-2020 080Г/01-28-5-1-2020, 080Г/01-29-5-1-2020, 080Г/01-30-5-1-2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ составлены консультантом ТО Госжилинспекции Московской области Климовым Н.Н. в пределах предоставленных полномочий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что протокол составлен неуполномоченным лицом, отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1.3 КоАП РФ.
При этом следует учитывать, что должностные лица жилищной инспекции наделены полномочиями по проведению проверок (и соответственно составлению актов проверок) и возбуждению дел об административных правонарушениях (составление протокола), но рассматривать дела об административном правонарушении действительно в силу ч. 2 ст. 23.55 КоАП РФ действительно уполномочены главные государственные жилищные инспекторы субъектов РФ и их заместители.
Из постановлений по делам об административных правонарушениях от 05.03.2020 N 08ОГ/01-27-5-1-2020, N 08ОГ/01-28-5-1-2020, N 08ОГ/01-29-5-1-2020, N 08ОГ/01-30-5-1-2020 следует, что дела рассмотрены заместителем руководителя Главного управления Московской области "Государственной жилищной инспекции Московской области" Сущенко Э.П., ввиду чего нарушений в части рассмотрения дела неуполномоченным должностным лицом не допущено.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
ООО УК "Идеальный дом" имеет лицензию на управление многоквартирными домами от 20.02.2017 N 00241.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушающие лицензионные требования.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, согласно пункту 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежит лицензированию.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Таким образом, поскольку осуществляемая на основании договора управления деятельность по управлению многоквартирными домами ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме относится к лицензионным требованиям. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением требований к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
Подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110 к лицензионным требованиям отнесены соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты а, б, г).
Пунктом 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт (подпункты а, з).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170) установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках. (3.2.2); окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (3.2.3), окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета. (3.2.8); Входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке. (3.3.5); Располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты (3.2.18); Входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери. (3.4.5); Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (4.1.7); Тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание, но обязательно обеспечивается возможность внесения мебели, носилок и т.д. (4.8.11); Не допускается: захламлять и загрязнять подвальные помещения; (4.1.15); Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (4.4.1); Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (4.8.1); Тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание, но обязательно обеспечивается возможность внесения мебели, носилок и т.д. (4.8.11); Лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок. (4.8.14); Запрещается использовать лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря, устраивать под лестничными маршами кладовые и другие подсобные помещения. Задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда. (4.8.15); Кюветы, лотки и другие водоотводящие устройства, люки, расположенные в пределах придомовых участков, необходимо очищать от земли, мусора, травы ежегодно. (4.10.2.6); Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности: генераторов тепла (котельных) с разработкой режимных карт работы котлов, обеспечением их высококачественным топливом, необходимым для данных типов котлов, подачей требуемого количества и качества теплоносителя для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения жилых зданий в соответствии с требуемым графиком регулирования температуры и расхода воды в тепловых сетях; внешних теплопроводов (внутриквартальных тепловых сетей) с расчетным расходом теплоносителя и требуемыми параметрами (температурой и давлением воды в трубопроводах) при минимальных потерях; центральных и индивидуальных тепловых пунктов с системами автоматического регулирования расхода тепла; системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); Неисправности герметизации стыков (раковины, наплавы, щели, поврежденные участки, занижение толщины герметика, плохая адгезия его к поверхности бетона, ползучесть, а также воздухопроницаемость стыков) должны устраняться по мере выявления, не допуская дальнейшего ухудшения герметизации. (4.10.2.8); системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки; системы вентиляции, обеспечивающей в помещениях нормируемый воздухообмен, при минимальных расходах тепла на нагрев воздуха, инфильтрующегося через окна и двери, и приточного воздуха в системах с механической вентиляцией и воздушным отоплением; тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах. (5.1.3); Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год. (5.2.22); Организация по обслуживанию жилищного фонда должна проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям (5.5.6); Эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями. (5.6.1); Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда (5.6.2); Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки (5.8.3).
В силу статьи 8 Закона о газоснабжении, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Пп. а п. 4 Правил N 410 установлено, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
Пунктом 2.1.57 "Правил устройства электроустановок", устанавливает, что при параллельной прокладке расстояния от проводов и кабеля до трубопроводов должно быть менее 100 мм, а до трубопроводов с горючими или легковоспламеняющимися жидкостями и газом - не менее 400 мм.
Как следует из материалов дела, факт нарушения обществом лицензионных требований, установленных ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 10, 11 Правил N 491, п. 3.2.2, 3.2.3, 3.2.8, 3.2.18, 3.4.5, 3.3.5, 3.4.5, 4.1.7, 4.1.15, 4.4.1, 4.8.1, 4.8.11, 4.8.14, 4.8.15, 4.10.2.6, 4.10.2.8, 5.1.3, 5.2.22, 5.5.6, 5.6.1, 5.6.2, 5.8.3 Правил N 170, пп. а п. 4 Правил 140, п. 2.1.57 "Правила устройства электроустановок", подтвержден актами проверки от 22.01.2020 N 080Г/01-27-5-1-2020, 080Г/01-28-5-1-2020, 080Г/01-29-5-1-2020, 080Г/01-30-5-1-2020, протоколами от 24.01.2020 N 080Г/01-27-5-1-2020 080Г/01-28-5-1-2020, 080Г/01-29-5-1-2020, 080Г/01-30-5-1-2020 об административном правонарушении и фотоматериалами.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, следует признать обоснованными.
Согласно частям 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО УК "Идеальный дом" в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными административным органом.
Из обстоятельств совершения правонарушения усматривается, что ООО УК "Идеальный дом" не выполняет возложенные на него функции по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов N 2,4,11,13, по адресу: Московская область, Дмитровский район, п. Горки -25. ООО УК "Идеальный дом" имело возможность для соблюдения требований жилищного законодательства, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства объективной невозможности исполнения своих обязательств как управляющей организации, заявителем не представлены.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ООО УК "Идеальный дом" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Довод общества о невозможности осуществления муниципального жилищного контроля в отношении него как управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, не осуществляется государственный жилищный надзор. Вместе с тем из содержания статьи 20 ЖК РФ следует, что государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности разных уполномоченных органов. Положения части 7 статьи 20 ЖК РФ устанавливают в данном случае запрет в отношении государственного жилищного надзора, но не в отношении муниципального жилищного контроля.
Такой вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2017 N 303-КГ17-13604 по делу N А73-14241/2016.
При таких обстоятельствах следует признать, что проведение спорной проверки в рамках муниципального жилищного контроля не выходило за пределы полномочий контролирующего органа.
Довод апеллянта о грубом нарушении пункта 4 части 2 статьи 20 указанного Федерального закона, выразившемся в проведении проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, судебной коллегией отклоняется на основании следующего.
В настоящем случае внеплановая документарная проверка проведена инспекцией в связи поступлением обращений от имени граждан, проживающих в многоквартирных домах. При этом мотивированное заключение не составлялось, что, по мнению заявителя, свидетельствует о проведении проверки в отсутствие законных оснований, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии оснований для признания недействительным результатов такой проверки.
Между тем, согласно пунктам 2, 26 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, особенности организации и проведения проверок (в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры) могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля, регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
Частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ установлено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Необходимость составления мотивированного представления в случае проведения проверки по основанию, указанному в части 4.2 статьи 30 ЖК РФ, законом не предусмотрена.
В настоящем случае проверка фактически проведена именно по указанному основанию, в связи с чем необходимость составления мотивированного представления у комитета отсутствовала.
Довод апеллянта о том, что в актах проверки указано о выявлении нарушений содержания общего имущества в отдельных подъездах, тогда как в протоколах об административном правонарушении указано о нарушении содержания общего имущества во всем многоквартирном доме, что не соответствует результатам проверки, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку из материалов дела, в том числе постановлений, протоколов и актов проверки об административном правонарушении не следует, что в проверенных жилых домах имелись подъезды, принадлежавшие иным Управляющим компаниям.
Иные доводы заявителя отклоняются судом апелляционной инстанции, по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений процедуры процедура привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным судом не установлено.
Апелляционный суд считает данный вывод суда обоснованным, и не усматривает оснований для его переоценки.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
Оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.
В связи с указанными обстоятельствами, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.04.2021 по делу N А47-11179/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Идеальный дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11179/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Идеальный дом"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд