г. Москва |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А41-60581/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов: Севастьянова Н.А., по доверенности от 11.02.2021;
от Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дмитровскому городскому округу: Гоголев Е.А., по доверенности от 12.01.2021;
от ТУ Росимущества по Московской области: не явились, извещены;
от Министерства внутренних дел Российской Федерации: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-60581/20 по исковому заявлению Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дмитровскому городскому округу о взыскании, третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ТУ Росимущество по Московской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дмитровскому городскому округу о взыскании 373 828 руб. 89 коп. по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящиеся у УМВД России по Дмитровскому г.о. на праве оперативного управления, общей площадью 1 24,70 кв. м, расположенные по адресам: Московская область, г. Дмитров, ул. Космонавтов, д. 1А; по Московская область, г. Яхрома, мкр. Левобережье, д. 12, за период с 01.01.2016 по 31.03.2020, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 10 477 руб.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2020 года по делу N А41-60581/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дмитровскому городскому округу обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением от 09 марта 2021 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-60581/20 по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Указанное определение мотивировано тем, что по настоящему спору заявлено требование о взыскании с ответчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дмитровскому городскому округу, денежных средств, спор связан с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определением от 01 апреля 2021 года Десятый арбитражный апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества по Московской области и Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал исковые требования, представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражали.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, апелляционный суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов является некоммерческой организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделена функциями регионального оператора.
К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (часть 1 статьи 180 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дмитровскому городскому округу владеет помещениями на праве оперативного управления, общей площадью 1 224,70 кв. м, расположенными на территории Московской области по адресам: Московская область, г. Дмитров, ул. Космонавтов, д. 1А; г. Яхрома, мкр. Левобережье, д. 12, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (ЕГРП) от 22.04.2020 N 99/2020/326010149.
Указанные многоквартирные дома включены в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2049 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2049 годы" в редакции постановления Правительства Московской области от 06.07.2016 N 525/21.
Региональная программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на Интернет - портале Правительства Московской области http://mosreg.ru. Учитывая положения части 2.1 статьи 5 Закона Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон), обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат на праве оперативного управления УМВД России по Дмитровскому городскому округу возникла с 01.05.2014.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2016 год постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области", на 2017 год - постановлением Правительства Московской области от 28.06.2016 N 502/21 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2017 год", на 2018 год - постановлением Правительства Московской области от 03.10.2017 N 826/36 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2018 год", на 2019 год - постановлением Правительства Московской области от 04.11.2018 N 905/43 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2019 год", на 2020 год - постановлением Правительства Московской области от 10.09.2019 N 598/31 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2020 год", и составляет соответственно - 8 руб. 30 коп., 8 руб. 65 коп., 9 руб. 07 коп., 9 руб. 07 коп. и 9 руб. 07 коп. в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Постановлением администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 07.04.2014 N 1977-П "Об определении формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района Московской области, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован", фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам, сформированы на счете регионального оператора.
Как указывает истец, с учетом поступивших оплат у ответчика перед истцом имеется задолженность за период с 01.01.2016 по 31.03.2020 по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 373 828 руб. 89 коп.
Истец направил в адрес ответчика претензию N ИСХ-7987/18 от 18.06.2020 с требованием об оплате задолженности, с приложением расчета.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Частью 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дома исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 названного Кодекса.
Частью 3 статьи 170 ЖК РФ установлено собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены особенности уплаты взносов на капитальный ремонт:
1) в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
2) в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 175 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как уже выше указано, собственником помещений выбран способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
Ответчик обладает правом оперативного управления на имущество, закрепленное собственником за ним, в том числе по адресам: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, г. Яхрома, мкр-н Левобережье, д. 12, общей площадью 892,2 кв. м, а также Московская область, Дмитровский район, г. Дмитров, ул. Космонатов, д. 1А, пом.1, общей площадью 332,5 кв. м.
В силу норм статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из пункта 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утвержденного Постановление Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
При этом отсутствие договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом, не освобождает собственника помещения от обязанности производить оплату услуг управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Статьей 195 ГК РФ предусмотрено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В силу статьи 196 данного Кодекса срок исковой давности установлен в три года.
В рамках настоящего дела заявлены требования о взыскании задолженности за период с 01.01.2016 по 31.03.2020. С учетом того, что иск подан 18.09.2020, месячного срока на соблюдение досудебного порядка, апелляционный суд полагает истекшим срок исковой давности за период с 01.01.2016 по 17.08.2017.
Апелляционный суд произвел перерасчет, с учетом контррасчета ответчика, и полагает исковые требования подлежащими удовлетворению на сумму 172 091,57 руб.
При этом, подлежит отклонению довод ответчика о том, что, являясь собственником встроенно-пристроенного помещения (площадью 892,2 кв.м), он не пользуется общим имуществом многоквартирного дома, следовательно, не обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, как противоречащий положениям статьи 169 ЖК РФ, которая не содержит изъятий из обязанности уплачивать взносы для собственников встроенно-пристроенных помещений. Кроме того, ответчик не доказал, что занимаемые помещения являются отдельным от многоквартирного жилого дома зданием. На вопрос апелляционного суда представитель ответчика пояснил, что о проведении экспертизы ходатайствовать не намерен.
Исходя из изложенного, решение суда подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению в указанной части.
Руководствуясь статьями 266, частью 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2021 года по делу N А41-60581/20 отменить.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дмитровскому городскому округу (ИНН 5007008801) в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (ИНН 7701169833) задолженность в сумме 172 091,57 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины 4 823,07 руб.
Взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (ИНН 7701169833) в доход федерального бюджета 1620 руб. государственной пошлины.
В остальной части исковых требований Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Судья |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60581/2020
Истец: ООО "ФИЛБЕРТ", ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДМИТРОВСКОМУ ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Министерство внутренних дел Российской Федерации, ТУ Росимущества по Московской области