г. Пермь |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А60-59532/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Голубцова В.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой И.В.,
при участии:
от заявителя: Чемерикина П.С., доверенность N 967-43/2021 от 26.05.2021, удостоверение, диплом,
от заинтересованного лица, третьих лиц представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации городского округа Первоуральск
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 февраля 2021 года
по делу N А60-59532/2020
по заявлению Администрации городского округа Первоуральск (ИНН 6625004730, ОГРН 1036601476922)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской
области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третьи лица: Злоказова Ю.Н.; Лубенцов Д.В.; Мишарина Ю.А.; ОАО "МРСК-Урал"; АО "Газэкс"; АО "Облокоммунэнерго"; ООО "ЗБВ "Квадра"
о признании недействительным решения по жалобам N 066/01/18.1-3718/2020,
066/01/18.1-3719/2020, 066/01/18.1-3720/2020 от 22.09.2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Первоуральск обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения по жалобам N 066/01/18.1-3718/2020, 066/01/18.1-3719/2020, 066/01/18.1-3720/2020 от 22.09.2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2021 (резолютивная часть решения объявлена 17.02.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права; при подготовке к проведению аукциона Администрация сделала запросы о предоставлении сведений о технических условиях технологического присоединения, полученные ответы указаны в п. 3.1.5, 3.2.5, 3.3.5 извещения N 1410-2020/АФ; отсутствие в извещении необходимого объема технических условий не могло повлиять на возможность участия в торгах или их результат, то есть не привело к нарушению антимонопольного законодательства; антимонопольный орган рассмотрел жалобы физических лиц, которые не подавали заявки на участие в аукционе и не являются субъектами хозяйственной деятельности. В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
ОАО "МРСК-Урал" с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Злоказова Ю.Н., Лубенцова Д.В., Мишарина Ю.А. обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с жалобами на действия (бездействие) организатора торгов - Администрации городского округа Первоуральск, совершенные при организации и проведении торгов (N 270820/0163433/02 на сайте https://torgi.gov.ra) в форме аукциона: лот N 1 - право на заключение договора аренды земельного участка, с кадастровым N 66:58:1701003:476 местоположение: РФ, Свердловская область, городской округ Первоуральск, с. Битимка, ул. Тутовая горка, 18А, разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1453 кв. метров, сроком на 20 (Двадцать) лет; лот N 2 - право на заключение договора аренды земельного участка, с кадастровым N 66:58:1701003:475 местоположение: РФ, Свердловская область, городской округ Первоуральск, с. Битимка, ул. Тутовая горка, 18Б, разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1398 кв. м., сроком на 20 (двадцать) лет; лот N 3 - право на заключение договора аренды земельного участка, с кадастровым N 66:58:0120001:2014 местоположение: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Кузнецова, 19, разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1500 кв.м., сроком на 20 (двадцать) лет.
По результатам проверки 22.09.2020 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено решение по жалобам N 066/01/18.1-3718/2020, N 066/01/18.1-3719/2020, N 066/01/18.1-3720/2020.
В соответствии с данным решением жалобы Злоказовой Ю.Н., Лубенцова Д. В., Мишариной Ю.А., признаны обоснованными. Организатор торгов в лице Администрации городского округа Первоуральск признан нарушившим пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, что выразилось в неразмещении в извещении о проведении аукционов N 1410-2020/АД сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.
Полагая, что решение является недействительным, Администрация городского округа Первоуральск обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не установил совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не установил.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, к субъектам Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 124 ГК РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов гражданского права. От имени субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, согласно пункту 3 статьи 53 ГК РФ должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за 30 дней до дня проведения аукциона предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в течение 14 дней со дня поступления заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
Согласно статье 76 Правил землепользования и застройки территории г. Первоуральск, общественно-деловые зоны предназначены для застройки территории многофункциональными комплексными объектами и специализированными объектами общественно-делового назначения, в том числе: ОД(К) Комплексная общественно-деловая зона. Комплексная общественно-деловая зона - территории, застроенные или планируемые к застройке объектами социального обслуживания, бытового обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, культурного развития, религиозного использования, общественного управления, обеспечения научной деятельности, ветеринарного обслуживания, рынков, магазинов, общественного питания, гостиничного обслуживания.
Основные виды разрешенного использования: социальное обслуживание, бытовое обслуживание, культурное развитие, общественное управление, деловое управление, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения.
Вспомогательные виды использования: коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, земельные участки (территории) общего пользования.
На основании подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в частности, о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Злоказова Ю.Н. в жалобе ссылается на то, что в нарушение пп. 4 п. 21 ст. 39.11 3K РФ в извещении о проведении аукционов по Лоту N 1 отсутствуют технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно ответу ОАО "МРСК Урала" N С7/37С/01-21/4878 от 03.06.2020 электроснабжение земельного участка кадастровый N 66:58:1701003:476 возможно от ВЛ - 0,4 кВт Битимка ТП - 4141, вместе с тем, данное письмо не является техническими условиями, так как не содержит сведения, предусматривающие предельную свободную мощность существующих сетей, сроки действия технических условий, плату за подключение техприсоединение. Также технические условия, выданные АО "Газэкс" N 935/2020 от 04.06.2020, действуют 70 дней, а значит, не действительны на момент опубликования извещения.
Лубенцов Д.В. в жалобе также ссылается на то, что в нарушение пп. 4 п. 21 ст. 39.11 3K РФ по Лоту N 2 отсутствуют технические условия подключения техприсоединения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно ответу ОАО "МРСК Урала" N С7/37С/01-21/4878 от 03.06.2020 электроснабжение земельного участка кадастровый N 66:58:1701003:475 возможно от ВЛ - 0,4 кВт Битимка ТП - 4141, вместе с тем, данное письмо не является техническими условиями, так как не содержит сведения, предусматривающие предельную свободную мощность существующих сетей, сроки действия технических условий, плату за подключение техприсоединение. Также технические условия, выданные АО "Газэкс" N 928/2020 от 04.06.2020, действуют 70 дней, а значит, не действительны на момент опубликования извещения.
Мишарина Ю.А. в жалобе ссылается на то, что в нарушение пл. 4 п. 21 ст. 39.41 3K РФ в извещении о проведении аукционов по Лоту N 3 отсутствуют технические условия подключения техприсоединения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно ответу АО "Облкоммунэнерго" N 50-07/50/И-330 от 15.06.2020 электроснабжение земельного участка кадастровый N 66:58:012001:2014 возможно, точка присоединения от б/н (на границе земельного участка) ВЛ 0,4 кВт РУ - 0,4 кВт ТП - 4034, вместе с тем, данное письмо не является техническими условиями, так как не содержит сведения, предусматривающие сроки действия технических условий, плату за подключение техприсоединение. Согласно ответу N 13673/1 от 15.10.2018 ППМУП "Водоканал" в адрес организатора торгов направлены технические условия на техприсоединение к земельным участкам, в том числе и к указанному участку, однако, в разделе технические условия извещения они отсутствуют, также в указанном письме ППМУП "Водоканал" пояснило, что гарантирующим поставщиком в этом районе является ООО "ЗБВ "Квадра". Согласно письму N 2020/69 от 21.04.2020 ООО "ЗБВ "Квадра", несмотря на наличие сетей в районе данного земельного участка, отказалась выдавать технические условия. Также технические условия, выданные АО "Газэкс" N 632/2020 от 23.04.2020, действуют 70 дней, а значит, не действительны на момент опубликования извещения.
Признавая жалобы обоснованными, комиссия антимонопольного органа правомерно исходила из следующего.
Согласно пп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно- технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
При подготовке к проведению аукциона по инициативе органа местного самоуправления либо заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица согласно пп. 4 п. 3 и пп. 8 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ осуществляется получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
В соответствии с ч. 9 ст 48 ГрК РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за 30 дней до дня проведения аукциона предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в течение 14 дней со дня поступления заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
Согласно частям 7 и 8 ст. 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
Из материалов дела следует, что организатор торгов относительно отсутствия в извещении о проведении аукционов сведений о технических условиях подключения техприсоединения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения пояснил, что в ходе подготовки к проведению аукциона организатором торгов были запрошены технические условия о техприсоединении.
Так, по Лоту N 1 согласно ответу ОАО "МРСК Урала" N С7/37С/01-21/4878 от 03.06.2020 электроснабжение земельного участка кадастровый N 66:58:1701003:476 возможно (ВЛ - 0,4 кВт Битимка ТП - 4141). Согласно ответу АО "Газэкс" от 04.06.2020 техническая возможность подключения объекта капитального строительства на земельном участке кадастровый N 66:58:1701003:476, возможна от проектируемого газопровода. Полученные ответы на запросы о предоставлении технических условий были прописаны в п. 3.1.5 извещения.
По лоту N 2 согласно ответу ОАО "МРСК Урала" N С7/37С/01-21/4878 от 03.06.2020 электроснабжение земельного участка кадастровый N 66:58:1701003:475 возможно (ВЛ -0,4 кВт Битимка ТП - 4141). Согласно ответу АО "Газэкс" от 04.06.2020 техническая возможность подключения объекта капитального строительства на земельном участке кадастровый N 66:58:1701003:475, возможна от проектируемого газопровода. Полученные ответы на запросы о предоставлении технических условий были прописаны в п. 3.2.5 извещения.
По Лоту N 3 согласно ответу АО "Облкоммунэнерго" электроснабжение участка кадастровый N 66:58:0120001:2014 возможно от сетей АО "Облкоммунэнерго". Согласно ответу АО "Газэкс" техническая возможность подключения объекта, расположенного на земельном участке возможно от проектируемого газопровода. Согласно ответу ППМУП "Водоканал" от 15.10.2018 техническая возможность присоединения данного земельного участка к сетям водоотведения и невозможности присоединения к сетям водоснабжения земельного участка. В ответ на запрос Администрации ГО Первоуральск о предоставлении информации о технических условиях присоединения к сетям водоснабжения, ООО "ЗБВ "Квадра" сообщило о невозможности техприсоединения к сетям водоснабжения. Полученные ответы на запросы о предоставлении технических условий были прописаны в п. 3.3.5 извещения.
Согласно пп. "а" п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее - Правила N 861) заявителем является юридическое или физическое лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение. Орган местного самоуправления, имеющий намерение получить технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках подготовки к проведению аукциона для продажи либо сдачи в аренду земельного участка, не входит в круг лиц, на которые распространяют действие Правила N 861. Таким образом, Правила N 861 не регулируют порядок выдачи технических условий присоединения к сетям электросетевого хозяйства по запросам органов местного самоуправления в целях указания сведений о технических условиях в извещении о проведении аукциона. Согласно и. 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, далее - Правила N 1314) заявителем является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности. Таким образом, орган местного самоуправления, имеющий намерение получить технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках подготовки к проведению аукциона для продажи либо сдачи в аренду земельного участка, не входит в круг лиц, на которых распространяют действие Правила N 1314. Правила N 1314 не регулируют порядок выдачи технических условий присоединения к сетям газораспределения по запросам органов местного самоуправления в целях указания сведений о технических условиях в извещении о проведении аукциона.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540) деловое управление включает в себя размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); склады включают в себя размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Следовательно, на земельных участках предусматривается размещение объектов капитального строительства и у организатора торгов возникает обязанность по указанию технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в извещении о поведении торгов.
Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено:
сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (п. 20); система инженерно-технического обеспечения -одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21).
К сетям инженерно-технического обеспечения относятся сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения (Разъяснения ФАС России "Об обязательности наличия в извещении о проведении аукционов сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения").
Согласно п. 10 ст. 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.
Постановлениями Правительства РФ утверждены:
от 13.02.2006 N 83 Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83), где под сетью инженерно- технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе водоснабжения и водоотведения (абз, 3 п. 2);
от 05.07.2018 N 787 Правилам подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила Дискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 787);
от 30.12.2013 N 1314 Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ (далее - Правила N 1314);
Согласно п. 5 Правил N 83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка, находящегося в государственной собственности, предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для их получения, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия указанного решения обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Технические условия должны содержать следующие данные:
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены (п. 10 Правил N 83).
Согласно п. 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 11 Правил N 787 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, в полном объеме, теплоснабжающие и теплосетевые организации в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязаны предоставить технические условия либо мотивированный отказ в выдаче указанных технических условий при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения. В случае непредставления сведений и документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, в полном объеме теплоснабжающие и теплосетевые организации вправе отказать в выдаче технических условий.
Согласно п. 13 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Согласно ч. 10.1 ст. 48 ГрК РФ требования частей 7-10 данной статьи не применяются к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям, данный порядок устанавливается Правилами N 861.
Пунктом 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее - Правила N 861) установлено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Согласно п. 15 Правил N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана:
а) обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони;
б) осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);
в) определять в порядке, установленном Министерством энергетики РФ, значения соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств), в отношении которых заключен договор, если документами о технологическом присоединении таких устройств предусмотрены требования к регулированию реактивной мощности, самостоятельно, если такие энергопринимающие устройства присоединены к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже, а в случае если энергопринимающие устройства присоединены к объектам электросетевого хозяйства напряжением выше 35 кВ - с учетом заданных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике значений соотношения потребления активной и реактивной мощности на шинах напряжением 110 кВ и выше объектов электросетевого хозяйства данной сетевой организации;
г) в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
д) беспрепятственно допускать уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установленных договором.
Таким образом, в случае отсутствия возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, предоставляет мотивированный отказ в выдаче таких условий.
При этом данное обстоятельство не является препятствием для проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 30.06.2015 N Д23и-3009 положение пп. 4 п.21 ст. 39.11 ЗК РФ в части требований об указании в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не обозначает необходимости наличия таких условий для подключения, но является требованием о предоставлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка.
Следовательно, заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является соблюдением условий, предусмотренных пп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.
Таким образом, земельный участок может быть предметом аукциона и в случае невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, при этом, в извещении о продаже такого земельного участка должны быть указаны сведения, предусмотренные пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, в том числе, в виде технических условий либо мотивированных отказов в выдаче технических условий, полученные организатором торгов у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объекта капитального строительства.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае организатором торгов в извещении о проведении аукционов N 1410-2020/АФ не указаны сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.
Указанные обстоятельства, не опровергнутые заявителем и подтвержденные материалами дела, позволили комиссии антимонопольного органа признать жалобы физических лиц обоснованными, а организатора торгов в лице Администрации городского округа Первоуральск - нарушившим пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, что выразилось в неразмещении в извещении о проведении аукционов сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и правомерно оставил требования заявителя без удовлетворения.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, то признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация городского округа Первоуральск освобождена от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 февраля 2021 года по делу N А60-59532/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-59532/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРВОУРАЛЬСК
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Газэкс", АО "ОБЛКОММУНЭНЕРГО", Злоказова Ю. Н., Лубенцова Д. В., Мишарина Ю. А., ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", ООО "ЗАВОД БУТИЛИРОВАННЫХ ВОД "КВАДРА"