город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2021 г. |
дело N А32-199/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матиняном С.А.,
при участии:
от истца: представитель Каргальцев А.А. по доверенности от 15.12.2020;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2021 по делу N А32-199/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727)
к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (ОГРН 1022301623695 ИНН 2322001997)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик, АО "ТМТП", порт) о взыскании задолженности по договору от 05.07.2018 N 85/7т в размере 2 790 821,54 руб., процентов в размере 151 316,76 руб. (с учетом уточнений исковых требований, произведенных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2021 ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено; в удовлетворении исковых требований отказано. ОАО "РЖД" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 289 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ОАО "РЖД" указывает, что в ноябре-декабре 2018 года в адрес АО "Туапсинский морской торговый порт" на станцию назначения Туапсе-Сортировочная следовали поезда с грузами, которые были задержаны на промежуточных станциях по причине несвоевременной выгрузки ранее доставленных ответчику вагонов (невыполнения технологического срока оборота вагонов). В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" истец рассчитал сумму платы за нахождение вагонов на пути общего пользования промежуточных станций по ставкам Тарифного руководства, утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам РФ о 29.04.2015 года N 127-т/1. Факт задержки вагонов зафиксирован актами общей формы. Так, в актах общей формы указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - невозможность обеспечения своевременной выгрузки АО "Туапсинский морской торговый порт". Кроме того, в материалы дела истцом представлены извещения о задержке и отправлении каждого из спорных поездов, уведомления направлялись порту посредством факсимильной связи. Также истцом в материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов, составление которых предусмотрено пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования. Судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что ответчиком не допускалась занятость путей станции, данные выводы основаны на неверном понимании содержания статьи 39 УЖТ РФ, в точном соответствии с которой составлены акты общей формы. Акты общей формы, представленные истцом, удостоверяют нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" по причине неприема поезда станцией назначения. Ссылка ответчика на другого грузополучателя - АО "Туапсинский зерновой терминал" безосновательна, поскольку АО "ТЗТ" не заключал с ОАО "РЖД" договора, которым установлен срок оборота вагонов. Такой срок и обязанность его соблюдения предусмотрена договором N 85/7т для ответчика, осуществляющего прием у ОАО "РЖД" и возврат вагонов своим локомотивом. Отношения АО "ТМТП" с его контрагентом ("ТЗТ"), которому он доставляет вагоны под выгрузку, регулируются отдельным соглашением между ними, заключаемым в порядке части 2 ст. 56 УЖТ РФ. В совокупности представленные истцом доказательства подтверждают наличие причин задержки, императивно установленных в пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д путей необщего пользования. Указанные выводы согласуются с судебной практикой по рассмотрению аналогичных споров между теми же сторонами.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.
Ответчик не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание. В апелляционный суд от АО "ТМТП" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и АО "ТМТП" (владелец) 05.07.2018 заключен договор N 85/7 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Туапсинский морской торговый порт" при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивами владельца (п. 1 договора).
Согласно пункту 8 договора, возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из свободных железнодорожных путей N N 3,5,7,9,11,13,15,17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющихся выставочными.
Технологический срок оборота вагонов стороны согласовали в пункте 11 договора в размере 9,5 часов.
В декабре - январе 2018 года на промежуточных железнодорожных станциях перевозчиком вынужденно отставлены от движения вагоны с грузом в составе поездов, следовавших на станцию Туапсе-Сортировочная, подлежащие выгрузке в связи с нарушением ответчиком технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и несвоевременной их выгрузкой.
По прибытии поезда на станцию назначения Туапсе-Сортировочная в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования СКВ составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от грузополучателя.
О задержке и отправлении поездов перевозчиком в адрес грузополучателя были направлены уведомления ответчику, начислена плата на сумму 2 790 821,54 руб.
Истцом в адрес ответчика были направлены претензионные требования о выплате денежных средств в добровольном порядке N N 19/163, 19/164, 19/166, 19/168, 19/169-19/172, 19/176-19/178, оставленные ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования загонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования и подтверждается судебной практикой.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 г. N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 Устава, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава, оформляется акт общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также указанным пунктом Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26, при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил N 26, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из части 11 статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента, основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Далее, при поступлении вагонов на станцию назначения производится обработка первичных документов грузополучателя. Анализируется работа грузополучателя по приему им вагонов в период задержки поездов в пути следования.
В силу пункта 4.2.5 Регламента уполномоченный работник станции назначения формирует комплект документов, позволяющий доказать, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования произошла по причине, зависящей от клиента включающей в себя:
- памятки ф. ГУ-45ВЦ, подтверждающие занятость инфраструктуры ОАО "РЖД" и сверхнормативное нахождение вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования или на путях общего пользования,
- акты, составленные на начало и окончание простоя вагонов, контейнеров на станции назначения в связи с задержкой их передачи на пути необщего пользования по причинам, зависящим от клиента.
Между тем, в материалах дела отсутствуют пояснения относительно анализа определения ответственности ответчика на станции назначения в соответствие с п. 4.2.5 "Регламента". Более того, истец в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил анализ занятости путей.
Судом первой инстанции установлено, что во всех представленных актах общей формы, рассматриваемых в настоящем споре, время окончания простоя не подтверждается первичными документами. В ноябре - декабре 2018 года задержек портом приема вагонов с выставочных путей станции не зафиксировано, акты о занятости/освобождении станционных путей отсутствуют, нет привязки времени простоя вагонов с нарушенным сроком их оборота, указанным в ведомостях подачи и уборки вагонов, к периодам задержки вагонов на промежуточных станциях.
Так, акт общей формы (далее - АОФ) N 5/31687 от 26.11.2018 был составлен на ст. Россошь ЮВСжд по причине задержки из-за отсутствия локомотива для перевозки спорных вагонов, перечисленных в АОФ NN 9/4033-9/4039, которые задерживались на ст. Бодеево ЮВСжд 10-26.11.2018.
Акт общей формы N 4080 от 23.11.2018 был составлен на ст. Селикса КБШжд без указания причины задержки вагонов, перечисленных в АОФ NN 9/4096-9/4097, которые задерживались на ст. Малороссийская с 28.11.18 г. по 12.12.2018, т.е. на ст. Селикса груз задержан до прибытия на ст. Малороссийская. На ст. Туапсе-Сортировочная был составлен АОФ N 1/34371 от 16.12.2018 об увеличении срока доставки на основании попутных актов общей формы на 19 суток. Акты попутных станций с неизвестными ответчику номерами не представлены с перевозочным документом, следовательно, вина грузополучателя в задержке вагонов на ст. Малороссийская, как и вина в прибытии груза с истекшим сроком доставки, истцом не доказана.
Акты общей формы N N 1/33226, 1/33213,1/33214, 1/33225, 1/33219, 1/33220, 1/33218, 1/33217, 1/33212, 1/33216, 1/33215 от 05.12.2018 были составлены на ст. Туапсе-Сортировочная об увеличении срока доставки на основании попутных актов общей формы на 5 и 9 суток. При этом на ст. Овечка перечисленные в АОФ NN 9/4001-9/4015, 9/4031-9/4032 вагоны были задержаны с 26.11.2018 по 03.12.2018.
Акты общей формы N N 1/33773-1/33775, 1/33778 от 11.12.2018 были составлены на ст. Туапсе-Сортировочная об увеличении срока доставки на основании попутных актов общей формы на 5, 9, 10 суток. При этом на ст. Аполлонская перечисленные в АОФ NN 9/4056-9/4057 вагоны были задержаны с 28.11.2018 по 01.12.2018.
Сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы, на которые ссылается ОАО "РЖД" не является достаточным доказательством, подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя.
В обоснование своих требований истец указал на причину простоя вагонов - нарушение технологических сроков оборотов вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки, установленных пунктом 11 договора, аналогичный довод был заявлен и в апелляционной жалобе.
Оценивая указанные доводы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
Как было отмечено выше, в соответствии с пунктом 7 договора передаваемые (подлежащие передаче) на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом ОАО "РЖД" на один из свободных железнодорожных путей N N 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющиеся выставочными.
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. При этом, количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 45 груженых или 50 порожних вагонов, с максимальным весом не более 3690 тонн.
Согласно пункту 8 договора, возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из свободных железнодорожных путей N N 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющихся выставочными.
Истцом в дело представлены ведомости подачи и уборки вагонов, которые, по мнению истца, подтверждают невыполнение срока оборота вагонов (норм выгрузки грузов) в периоды, за которые начислена плата. Однако, ведомости подачи и уборки вагонов, составленные в соответствии с Указанием МПС РФ от 15 августа 2003 года N Ш-865у, не содержат информации о невыполнении норм выгрузки вагонов, сведений о выполнении срока оборота вагонов. Графы 5, 6 содержат сведения об общем и расчетном времени нахождения под грузовой операцией.
Таким образом, истцом не доказана прямая причинно-следственная связь между нарушением срока оборота вагонов и оставлением без движения вагонов, следовавших в адрес ответчика. При этом, на путях необщего пользования АО "ТМТП" осуществляют грузовые операции с вагонами, как непосредственно владелец путей необщего пользования, так и оператор морского терминала - АО "Туапсинский зерновой терминал". В связи с чем, нарушение одним лицом срока оборота вагонов не препятствует принятию вагонов другим лицом.
Следует также отметить, что пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26 установлен порядок составления и предъявления актов грузополучателю. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Однако, в свою очередь конкретных фактов нарушения данного срока, по каким вагонам, с каким грузом истец не привел, как и не указал взаимосвязь вагона с каким грузом нарушили срок оборота и какие вагоны были оставлены без движения в пути следования.
Истцом, также не проведен анализ количества вагонов, задержанных на промежуточных станциях в пути следования, и вагонов, по которым предположительно нарушен срок оборота вагонов. Доказательств, достоверно подтверждающих невозможность принятия вагонов на пути необщего пользования по причинам, зависящим от АО "ТМТП", ОАО "РЖД" не предоставило.
Ссылка истца на то, что пути необщего пользования были заняты по вине ответчика, документально не подтверждена. Вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях не подтверждена. Ответчик принимал вагоны, поданные истцом на выставочные пути, не допуская накопления вагонов на станции Туапсе-Сортировочная, что подтверждается отсутствием актов общей формы, в которых были бы зафиксированы факты задержки вагонов на выставочных путях железнодорожной станции.
В спорный период времени у грузополучателя была возможность принимать вагоны, и уведомления об отказе от приема АО "ТМТП" в адрес ОАО "РЖД" не направляло.
В свою очередь, АО "ТМТП" проанализировало причины отставления вагонов в пути следования и пришло к выводу, что вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях не подтверждена. Задержка вагонов производилась, в том числе из-за отсутствия локомотива перевозчика, по причинам, зависящим от перевозчика (например, вне состава брошенного поезда).
Кроме того, истцом также не подтверждена должным образом невозможность станции назначения принимать поезда и/или вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях.
На основании изложенного, ОАО "РЖД" не представлены документальные доказательства, достоверно подтверждающие факт невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования по вине ответчика, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности истцом правомерности предъявления к ответчику требования оплаты за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 2 790 821,54 руб.
За просрочку уплаты платы ОАО "РЖД" произвело расчет процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 151 316,76 руб.
Начисление процентов является дополнительным (акцессорным) обязательством, и следует судьбе основного обязательства. В связи с отказом в удовлетворении основного требования, не подлежит удовлетворению и дополнительное (акцессорное) требование о взыскании суммы процентов за пользование чужими денежными средствами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в заявленных требованиях.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, и понесенные по ней судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2021 по делу N А32-199/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-199/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД", Северо-Кавказский ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "Туапсинский морской торговый порт"