город Ростов-на-Дону |
|
04 июня 2021 г. |
дело N А32-14807/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Матвейчук А.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Игнатенко А.С., по доверенности от 18.12.2020, паспорт;
от ответчика - представитель Дученко Е.П. по доверенности N 84 от 07.12.2020, паспорт (посредством онлайн-связи);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2021 по делу N А32-14807/2020
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "ИПП"
о взыскании платы, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" (далее -ответчик) о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 1 656 490 рублей 88 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 48 235 рублей 64 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами с 09.04.2020 по день фактической уплаты денежных средств.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате нахождения на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ответчику соответствующую плату. Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, считает их незаконными и необоснованными, вагоны задержаны истцом на промежуточных станциях по независящим от грузополучателя причинам, пропущен срок исковой давности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2021 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы истец указал, что факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожными ведомостями; факт нарушения технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчика. В рассматриваемом случае груз прибыл на станцию назначения с просроченным сроком доставки груза, что является одним из условий для начисления и взыскания с грузополучателя платы за время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования промежуточных станций. В спорный период ответчик выгружал вагоны в сроки, превышающие технологический нормы выгрузки, данное обстоятельство в соответствии с пунктом 4.7. Правил N 26 явилось основанием для остановки в пути следования спорных вагонов, следующих в адрес ответчика. По мнению истца, вывод суда о том, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в пути следования, по причинам, зависящим от грузополучателя, противоречит содержанию статей 39, 119 УЖТ РФ и пункта 4.7. Правил N 26, а также пункту 3.2.4. Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее Правила N 45).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Посредством электронной подачи документов в арбитражный апелляционный суд через систему "Мой арбитр" от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против доводов истца и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ответчика поступило ходатайство о проведении судебного заседания в режиме онлайн с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел", которое было рассмотрено и удовлетворено судом.
Судебное заседание проведено с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме онлайн в порядке, установленном статьями 153, 154 АПК РФ.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела повторно, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "ИПП" (владелец) заключен договор от 26.03.2018 N 239/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с п. 1 договора от 26.03.2018 N 239/2 осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
Движение маневровых составов по железнодорожному пути, необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и сигнализации на железных дорогах и инструкции с порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (п. 4 договора). Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению (п. 5 договора).
При наличии эксплуатационной возможности, по согласованию сторон подача вагонов производится в соответствии с заявкой. В соответствии с п. 6 договора уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции - диспетчеру владельца по телефону 38-581, с записью в книге уведомлений: формы ГУ-2.
Уведомление о предстоящей передаче подается не позднее чем, за 2 часа до подачи вагонов.
Вагоны, поданные перевозчиком, без уведомления, принимаются владельцем на ответственность через 2 часа после фактической подачи вагонов перевозчиком на выставочные пути. При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении. При подаче вагонов позднее срока, указанного в уведомлении, но не более 2 часов, вагоны принимаются на ответственность владельца с момента фактической подачи. Если опоздание превышает 2 часа, перевозчик обязан вновь уведомить владельца о предстоящей подаче. В случае невозможности слива вагонов, прибывших с отдельных станций отправления, владелец уведомляет об этом в письменном виде перевозчика в лице начальника станция Новороссийск. На данные факты перевозчиком составляется акт общей формы.
В силу п. 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей необщего пользования NN 8, 9, 10, 11 ООО "НМГ". Дальнейшее продвижение загонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Количество вагонов, одновременно подаваемых владельцу, устанавливается не более 67 цистерн (п. 8 договора). Учитывая специфику выгружаемого груза, вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов, светлые нефтепродукты - в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, карбамидно - аммиачная смесь (КАС) - не более 20 вагонов, темные нефтепродукты - не более 12 вагонов
Согласно п. 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются, группами в количестве: светлые нефтепродукты - не менее 18 вагонов, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не менее 20, темные нефтепродукты - не менее 12 вагонов. По согласованию сторон, либо при недостатке на железнодорожном пути необщего пользования вагонов, допускается возврат меньшего количества вагонов.
О передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке владелец передает перевозчику уведомление: приемосдатчик владельца уведомляет приемосдатчика груза и багажа станции Новороссийск по телефону 38-627 с последующим письменным подтверждением в течение смены.
Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожных выставочных путей в течение 5 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
В случае занятости выставочных путей необщего пользования, ранее убранными с оформленными перевозочными документами порожними вагонами более 5 часов по причинам, зависящим от перевозчика и невозможностью вывода следующей группы порожних вагонов на выставочные пути, акт общей формы не составляется (п. 10 договора).
Сдача и прием грузов и вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях NN N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ" (п. 11 договора).
Владелец может использовать выставочные пути. N 6 и N 7 ООО "НМТ" по письменному уведомлению перевозчика, согласованному с ООО "НМТ".
При прибытии вагонов с нарушениями, предусмотренными статьей 41 Устава железнодорожного транспорта РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, выдача грузов производится с участием представителя перевозчика.
Пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен следующий технологический срок оборота вагонов: для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 час.00 мин. при подаче вагонов в количестве 24 и менее - 3 часа; для вагонов с КАС - 6 час. 30 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10-15.04.) - 12 час. 00 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04.- 15.10.) 8 час.00 мин.
Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,5 км в оба конца.
В соответствии с подпунктом в) пункта 15 договора, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам тарифного руководства "плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. М/27-m/l с учетом коэффициентов индексации.
В силу п. 16 расчеты по договору производятся в соответствии с условиями соглашения об на организации расчетов от 06.02.2018 г. N 23с/02-18, заключенного между владельцем к ОАО "РЖД".
Причитающиеся перевозчику платежи вносятся владельцем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый, лицевой счет (ЕЛС) владельца 1005755450:
по подпункту "а" пункта 15 за услуги, оказываемые при подаче и. уборке вагонов при применении ставов таблицы N 8 Тарифного руководства N 3 - посредством ежемесячных авансовых платежей на первое число отчетного месяца, либо на первый рабочий день отчетного месяца.
- по подпунктам "б", "в" пункта 15 договора платежи вносятся владельцем по факту оказания услуг.
За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей владелец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Как указано в исковом заявлении, на железнодорожной станции Отрадо-Кубанская 27 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5254-247-5209 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 10 мая 2019 года отправлен на станцию назначения. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 27 апреля 2019 года N 4191, от 10 мая 2019 года N 4360.
На железнодорожной станции Белоглинская 06 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 6578-003-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 14 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 06 апреля 2019 года N 3893, от 14 апреля 2019 года N 3994
На железнодорожной станции Отрадо-Кубанская 15 августа 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 8143-520-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 15 августа 2019 года отправлен на станцию назначения. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 15 августа 2019 года N 6012, от 15 августа 2019 года N 366.
На железнодорожной станции Отрадо-Кубанская 15 августа 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5143-520-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 15 августа 2019 года отправлен на станцию назначения. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 15 августа 2019 года N 5429, от 15 августа 2019 года N 5430.
На железнодорожной станции Крыловская 24 мая 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5254-415-5209 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 27 мая 2019 года отправлен на станцию назначения. На железнодорожной станции Разъезд 9 км 12 августа 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 6578-242-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 16 августа 2019 года отправлен на станцию назначения. По прибытии поездов на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления.
На железнодорожной станции Новоперелюбская 03 января 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 8143-346-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 12 января 2019 года отправлен на станцию назначения. На железнодорожной станции Червленная-Узловая 15 января 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 8143-346-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 20 января 2019 года отправлен на станцию назначения. На железнодорожной станции Кисляковка 19 января 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 8143-346-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 20 января 2019 года отправлен на станцию назначения. По прибытии поездов на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2018 г. N 26, составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 917 от 19.1.2019, N 708 от 15.01.2019, N 148 от 12.01.2019, N 8691 от 20.01.2019, N 761 от 18.01.2019 года.
На железнодорожной станции Остановочный пункт 21 км 30 марта 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5254-030-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 15 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 30 марта 2019 года N 3609, от 15 апреля 2019 года N 3899.
На железнодорожной станции Сальск 21 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5254-268-5209 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 23 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения. На железнодорожной станции Кизляр 23 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5254-051-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 26 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения. На железнодорожной станции Червленная-Узловая 12 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 8143-415-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 12 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения. По прибытии поездов на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления.
На железнодорожной станции Сальск 21 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5254-268-5209 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 23 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения. На железнодорожной станции Кизляр 23 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5254-051-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 26 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения. На железнодорожной станции Червленная-Узловая 12 апреля 2019 года в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 8143-415-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП" по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 12 апреля 2019 года отправлен на станцию назначения. По прибытии поездов на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается дорожными ведомостями и актами общей формы.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным приказом ФСТ РФ N 127-т/1 от 29.04.2015, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 1 656 490 рублей 88 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика были направлены претензии N 19/1213 от 10.07.2019, N 19/1158 от 24.06.2019, N 19/1595 от 09.09.2019, N 19/1592 от 09.09.2019, N 19/1589 от 09.09.2019, N 19/582 от 20.03.2019, N 19/1690 от 20.09.2019, N 19/1693 от 20.09.2019, N 19/1688 от 20.09.2019, которые оставлены ответчиком без финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (Часть двенадцатая введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы (ч. 19 ст. 39 УЖТ РФ).
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС России от 18.06.03 N 26 "При задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В судебной практике сформирован правовой подход, согласно которому сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине пользователя; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
настаивает на обоснованности исковых требований, указывая на то, что акты общей формы о задержки вагонов на путях общего пользования являются надлежащими доказательствами по настоящему делу. Судом неправильно определен характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. В рассматриваемом случае для взыскания платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку необходимо доказать невозможность подачи перевозчиком загонов в срок, установленный договором, а не нарушение технологического срока оборота вагонов.
При этом истец как владелец путей общего пользования при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Истец обязан предоставить анализ соотношения занятости путей необщего пользования разгружаемыми вагонами и бросания спорных составов, который бы показывал очевидную невозможность их подачи под разгрузку и, следовательно, угрозу заполнения станции назначения адресованными ответчику вагонами, что блокировало бы нормальную работу истца с другими грузополучателями. Само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Судом обоснованно установлено, истец в материалы дела не представил акты общей формы, в то же время акты, представленные ответчиком, подписаны сторонами с возражениями.
Истец начислил ответчику плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 1 656 490 рублей 88 коп.
Согласно статье 33 УЖТ дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела III Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, именно перевозчик заполняет строку "Срок доставки истекает" железнодорожной накладной. Указанные сведения не могут определяться произвольно, поскольку в силу статьи 33 УЖТ сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Нормы, регламентирующие сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила их исчисления утверждены приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
Необходимо заметить, что соблюдение срока доставки грузов принципиально важно для перевозчика, так как в случае его нарушения последний несет ответственность в соответствии со статьей 97 УЖТ.
Разъясняя положения об ответственности перевозчика, Пленум ВАС РФ в пункте 25 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", обращает внимание, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 Правил N 245. В этой связи необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного обстоятельства. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
При этом, как обращает внимание Пленум ВАС РФ, следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются и в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил N 245.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом - единый непрерывный процесс, неотъемлемой составляющей которого является срок доставки, регулируемый вышеуказанными Правилами N 245. Правила, регламентирующие сроки доставки грузов железнодорожным транспортом, носят общий характер и являются обязательными для всех участников перевозочного процесса. Исходя из этого принципа, нельзя допустить, чтобы срок доставки груза определялся по-разному при рассмотрении вопроса об ответственности перевозчика и в случаях, когда он (срок) является определяющим условием для наступления ответственности грузополучателя. Исключением будут только случаи увеличения срока доставки по причинам, зависящим от грузополучателя, - эти случаи не учитываются применительно к ответственности перевозчика, но, разумеется, не освобождают от ответственности грузополучателя.
Таким образом, в целях соблюдения единообразного подхода срок доставки в рассматриваемом споре должен исчисляться по общим требованиям Правил N 245.
Согласно пункту 2.1 Правил N 245 нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления, исходя из расстояния перевозки, а также в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в настоящих Правилах.
Из системного толкования статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-т/1, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов, на которые ссылается истец в исковом заявлении, без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу N А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу N А32-14242/2018).
Факты "бросания" спорных вагонов на станциях бросания актами, составленными на начало и окончание задержки истцом не подтверждены.
Основанием для отставления от движения вагонов являются акты общей формы, составленные по станции Новороссийск (станция назначения), и удостоверяющие занятость путей ответчика другими вагонами с нарушением технологического срока их оборота в течение всего периода бросания спорных вагонов. Указанные акты истцом не представлены.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что по приведенным выше эпизодам истец увеличил срок доставки спорных вагонов, однако подтверждающих актов в материалы дела не предоставил. В материалах дела также отсутствуют акты, составленные на станциях бросания, оперативные приказы, телефонограммы, акты занятости путей общего пользования на станции Новороссийск на момент бросания вагонов на промежуточных станциях.
В связи с изложенным, судом сделан обоснованный вывод о том, что задержка вагонов на станциях бросания в действительности не повлияла на срок доставки, поскольку отцепленные вагоны прибыли вовремя и истец увеличивал в пути срок доставки.
Тем самым, истец не доказал наличие причинно-следственной связи между бросанием спорных вагонов на промежуточных станциях и действиями ответчика.
Таким образом, поскольку задержка в пути следования не привела к нарушению срока доставки груза, исчисленного по Правилам N 245, постольку подлежит исключению ответственность перевозчика за нарушение срока доставки, равно как и обязанность грузополучателя вносить плату на основании статьи 39 УЖТ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, истец не доказал, что вагоны следовали с нарушением срока доставки по причинам, зависящим от общества, и что задержка вагонов на промежуточных железнодорожных станциях является следствием действий, за которые отвечает ответчик.
Кроме того, судом установлено, что по эпизодам N 1-5, 7, 8 (в части накладной N ЭЗ 374630), 9 искового заявления расчетный срок доставки груза не нарушен, в связи с чем у истца не имелось оснований, предусмотренных ст. 39 УЖТ, для начисления платы, а также, что бросание совершено по некоторым из них после истечения нормативного срока доставки и имела место кружность маршрута по вине истца, однако апелляционная жалоба доводов в данной части не содержит.
Также суд признал обоснованным заявление ответчика о пропуске срока исковой давности по эпизоду N 6 (претензия исх. N 19/582 от 08.04.2019) и эпизоду N 8 искового заявления (претензия N 19/1693 от 22.10.2019), каких-либо возражений истец при рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции не заявил, в связи с чем основания для пересмотра выводов суда отсутствуют.
Как правильно отмечено судом, истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил в материалы настоящего дела безусловные доказательства того, что причиной нарушения сроков доставки грузов в спорный период послужили действия ответчика, в том числе, не доказал, что на момент "бросания" поезда у ответчика отсутствовала возможность принять спорные вагоны по причине занятости выставочных путей, путей необщего пользования, не доказал, что на станции назначения простаивали в ожидании подачи по причинам, зависящим от ответчика, вагоны, прибывшие в его адрес.
Истец не предоставил анализ соотношения занятости путей необщего пользования разгружаемыми вагонами и бросания спорных составов, который бы показывал очевидную невозможность их подачи под разгрузку и, следовательно, угрозу заполнения станции назначения адресованными ответчику вагонами, что блокировало бы нормальную работу истца с другими грузополучателями.
Также не предоставлены акты общей формы на станции назначения на даты бросания спорных вагонов в пути на промежуточных станциях, которые бы подтверждали полную занятость всех путей необщего пользования ответчика.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждают обоснованность выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании платы по существу.
Согласно п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежит уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Начисление процентов является дополнительным (акцессорным) обязательством, и в соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации следует судьбе основного обязательства.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования о взыскании денежного обязательства, в удовлетворении дополнительного (акцессорного) требования о взыскании суммы процентов за пользование чужими денежными средствами судом также отказано.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные истцом в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2021 по делу N А32-14807/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14807/2020
Истец: ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога - филиал "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "ИПП"