г. Москва |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А41-53376/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Семушкиной В.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колтан А.В. до перерыва и Русаковым В.О. после перерыва,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Борисова В.И. на решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2021 по делу N А41-53376/20, по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к ИП Борисову В.И., третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ИП Борисову В. И. о взыскании 50 279, 25 рублей платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка КН 50:33:0010309:269 с "блокированные жилые дома" на "для индивидуальное жилищное строительство".
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.02.2021 по делу N А41-53376/20 исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ИП Борисов В. И. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 31.05.2021 до 10 час. 40 мин.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" МО, Управления Росреестра по МО, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Судом апелляционной инстанции приобщен к материалам дела, представленный заявителем чек-ордер N 35 от 27.05.2021 об оплате 8 969 руб. 10 коп. за изменение вида разрешенного использования
Представитель ИП Борисова В.И. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства имущественных отношений МО возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав заявителя апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в собственности ИП Борисова В. И. имелся земельный участок КН 50:33:0010309:221, площадью 52 899, вид разрешенного использования: блокированные жилые дома, кадастровая стоимость - 20 812 053, 57 рублей.
На основании решения собственника, земельный участок КН 50:33:0010309:221 был разделен, в том числе из него был выделен земельный участок КН 50:33:0010309:269, площадью 1 050 кв.м.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 09.10.2019 N 15вх-44299 об изменении на основании утвержденных правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) вида разрешенного использования земельного участка изменен ВРИ земельного участка с КН 50:33:0010309:269, площадью 1050 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, д. Бекетово с ВРИ "блокированные жилые дома" на ВРИ "для индивидуального жилищного строительства", находящегося в собственности Борисова В.И.
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N 23/96-03), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" (далее - Постановление Правительства Московской области N 1190/57).
Истец на основании Постановления Правительства Московской области N 1190/57 осуществил расчет платы за изменение ВРИ и направил собственнику земельного участка (Борисову В.И.) уведомление от 12.11.2019 N 15исх-31997 на сумму 50 279,25 руб.
Уведомление Ответчиком получено в соответствии с отчетом об отслеживании отправления с официального сайта Почты России, (копия отчета об отслеживании почтового отправления прилагается)
Собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма (ч. 15 ст. 5.1 Закона N 23/96-03).
Согласно ч. 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления.
В связи с тем, что ответчик не произвел оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес Ответчика претензию от 06.02.2020 N 15исх-3231 на сумму 50 279,25 руб.
В связи с тем, что плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет Московской области не поступила, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Согласно абз. 2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
В марте 2019 года Предприниматель обратился в регистрационный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка КН 50:33:0010309:269 с "блокированные жилые дома" на вид разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства".
На основании указанного заявления в ЕГРН внесена запись о виде разрешенного использования земельного участка - "для индивидуального жилищного строительства".
Согласно выписки из ЕГРН от 08.10.2020 г., сведения о кадастровой стоимости земельного участка КН 50:33:0010309:269, вид разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" в размере 502 792, 5 кв.м. внесена в ЕГРН 25.06.2019 г. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N 012д от 21.06.2019 г., дата определения кадастровой стоимости. 04.06.2018 г., дата начала применения кадастровой стоимости - 01.01.2019 г.
В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний от 12.08.2006 N 222, утративших силу с 01.03.2019, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 23 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 N 514, действующего с 02.03.2019.
Судом первой инстанции установлено, что согласно представленным выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка КН 50:33:0010309:269 по состоянию на 06.03.2019 г. и 22.03.2019 г. составляет 502 792,5 рублей.
Руководствуясь частью 11 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96- ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", положениями части 5 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 года N 1190/57, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010309:269 (площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, д. Бекетово) был образован 04.06.2018 и не вошел в перечень участков, кадастровая стоимость которых была утверждена Распоряжением N 15ВР-1633, поскольку дата Государственной кадастровой оценки - 01.01.2018.
Земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010309:269 (площадью 1050 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, д. Бекетово) был образован 04.06.2018 и не вошел в перечень участков, средние удельные показатели кадастровой стоимости которых были утверждены Распоряжением N 15ВР-1634, поскольку в указанном распоряжении отсутствуют какие-либо показатели для вида разрешенного использования "блокированные жилые дома".
Как следует из материалов дела, 06 марта 2019 года ИП Борисов В.И. обратился через МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" городского округа Ступино Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с "блокированные жилые дома" на "для индивидуального жилищного строительства".
Согласно Справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, находящейся в открытом доступе сайта https://rosreestr.ru/site/ новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с новым видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" была внесена в данные ЕГРН 11.04.2019 и составила 502 792,50 руб.
При этом в кадастровой выписке N МО-19/ЗВ-1174875 от 05.04.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" указана прежняя кадастровая стоимость земельного участка - 413 101,50 руб., что дополнительно подтверждает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с видом разрешенного использования "блокированные жилые дома" составляла на дату изменения вида разрешенного использования - 413 101,50 руб.
Согласно п. 4 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными') на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. На основании одного запроса о предоставлении сведений предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом апелляционной инстанции установлена следующая последовательность событий, которые имеют определяющее значение для рассмотрения настоящего дела:
- Июнь 2018 года - образование земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:221;
- Июль 2018 года - получение выписки из ЕГРН с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 - 413 101,50 руб.
- 06 Марта 2019 года - подача Ответчиком заявления о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с "блокированные жилые дома" на "для индивидуального жилищного строительства"
- 04 Апреля 2019 - изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с "блокированные жилые дома" на "для индивидуального жилищного строительства";
- Апрель 2019 - принятие акта об утверждении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" в размере 502 792,50 руб.;
- Июнь 2019 - принятие акта об утверждении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с видом разрешенного использования "блокированные жилые дома" в размере 502 792.50 руб. (Акт N 012д от 21.06.2019. подтверждается кадастровой справкой, предоставленной Истцом).
Таким образом, как обоснованно указывает ответчик кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с видом разрешенного использования "блокированные жилые дома" была установлена после изменения вида разрешенного использования земельного участка, после утверждения кадастровой стоимости земельного участка с новым видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 не вошла ни в Распоряжение N 15ВР-1633, ни в Распоряжением N 15ВР-1634. Кадастровая стоимость изменена на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 012д от 21.06.2019.
Согласно абз. 2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЭ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
С учетом вышеизложенных норм, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 для вида разрешенного использования "блокированные жилые дома" должна быть определена со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости и по состоянию на дату внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости, то есть на 04.06.2018 (дата образования земельного участка в результате раздела).
У вновь образованного с 04.06.2018 года земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с видом разрешённого использования "блокированные жилые дома" кадастровая стоимость была определена в июне 2018 в размере 413 101,50 руб.
После этого, спустя полгода - с 01.01.2019 вступили в силу Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области, утверждающие новую кадастровую оценку. Земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010309:269, не вошел ни в одно из распоряжений.
21.06.2019 г. принимается акт об утверждении новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с видом разрешённого использования "блокированные жилые дома".
В соответствии с абз. 3 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции от 03.08.2018), сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 12 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон о регулировании земельных отношений), размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, с учетом положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности, для целей, указанных в п. 12 ст. 5.1 Закона о регулировании земельных отношений должна быть использована кадастровая стоимость, которая была внесена в сведения ЕГРН на дату изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269, а именно 413 101,50 руб., поскольку кадастровая стоимость в размере 502 279,50 руб. была внесена в сведения ЕГРН позднее, а именно в июне 2019 года.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в настоящее время ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности дополнена следующим абзацем: в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым указать на следующее.
По смыслу п. 1 ст. 390 НК РФ, кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, необходима для определения налоговой базы при расчете земельного налога.
Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Таким образом, по своей правовой природе, плата за изменение вида разрешенного использования, предусмотренная п. 12 ст. 5.1 Закона о регулировании земельных отношений, является сбором.
В связи с этим, к таким сборам также должно применяться законодательство о налогах и сборах.
В связи с тем, что кадастровая стоимость также применяется для целей исчисления земельного налога, применение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269, утвержденной на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 012д от 21.06.2019 и внесенной в сведения ЕГРН в июне 2019 года, в силу Конституции Российской Федерации не может применяться на ранние даты, в том числе на дату изменения вида разрешенного использования - 04.04.2019.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2019 N 13- П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Общества с ограниченной ответственностью "Парус" указал следующую позицию: федеральный законодатель однозначно и непротиворечиво определил существенный элемент налогового обязательства по земельному налогу - налоговую базу для налогоплательщиков-организаций как кадастровую стоимость земельного участка, указанную в Едином государственном реестре недвижимости (ранее - государственном кадастре недвижимости) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Приведенное правовое регулирование, направленное на заблаговременное определение в достоверном государственном источнике экономических показателей, необходимых для обложения земельным налогом, в полной мере согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой свобода предпринимательской деятельности в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти. Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, выступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы (Постановление от 2 июля 2013 года N 17-П).
Вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования, которое должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия к закону и действиям государства, предполагающий недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П). Только в таком случае возникают предпосылки для конституционно-правового режима разумной стабильности условий хозяйствования, при котором налогоплательщики, действующие добросовестно, должны получать государственную защиту от рисков, создаваемых публичной властью, и в том числе от внезапных изменений налогового законодательства, не позволяющих налогоплательщикам своевременно подготовиться к изменяющимся условиям осуществления предпринимательской деятельности. Защита от подобных рисков для субъектов предпринимательской деятельности, гарантируемой в статье 34 Конституции Российской Федерации, является составной частью конституционной обязанности государства по охране законом права частной собственности (статья 35, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В свою очередь, при построении системы исчисления и уплаты земельного налога именно на государстве лежит обязанность обеспечения достоверности предоставляемых налогоплательщику-организации сведений, необходимых ему для целей налогообложения. Исходя из нормативного содержания принципа правового государства и конституционного принципа добросовестности, налогоплательщик не должен нести бремя неблагоприятных налоговых последствий, вызванных как неопределенностью положений законодательства, так и ненадлежащим применением норм государственными и муниципальными органами. То есть какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, при том, что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.
Согласно, правовым позициям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы юридического равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом демократическом государстве, в том числе экономическая свобода личности, по смыслу ее статей 1, 2, 6 (часть 2), 8, 17 (часть 1), 18, 19, 34, 35 и 55 (часть 3), обусловливают необходимость правовой определенности и связанной с нею предсказуемости законодательного регулирования в области налоговых отношений, которое должно обеспечивать разумное согласование конституционных ценностей, в частности касающихся реализации фискального интереса и связанных с ним иных публично значимых интересов государства, с одной стороны, и создания максимально благоприятных условий для развития экономической системы в целом на основе стабильности гражданского оборота и поддержания достаточно высокого уровня взаимного доверия между всеми его участниками - с другой.
Возлагая на граждан обязанность платить законно установленные налоги и сборы, Конституция Российской Федерации вместе с тем гарантирует защиту их прав в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными либо когда закону, устанавливающему новые налоги или ухудшающему положение налогоплательщиков, придается обратная сила. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков (статья 57 Конституции Российской Федерации), имеет гарантирующее значение во взаимоотношениях личности и публичной власти в финансово-налоговой сфере и призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года N 13-П).
Кроме того, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений (постановления от 30 января 2001 года N 2-П, от 19 июня 2003 года N 11-П и др.), в силу конституционного императива законности установления налогов и сборов предъявляются требования не только к форме, процедуре принятия и содержанию соответствующих актов, но и к порядку их введения в действие. Этим обусловливается необходимость определения законодателем разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, в том числе от таких изменений налогового регулирования, которые не позволяют соответствующим субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям. Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, выступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы. Изменение налоговых правил до истечения разумного срока с момента опубликования правового акта, которым вносятся изменения в налоговое регулирование, приводило бы к нарушению конституционных принципов, на которых основана экономическая система и правовой статус субъектов экономической деятельности.
При этом действие критериев, вытекающих из конституционного принципа законности установления налогов и сборов, не ограничивается правовыми актами, которые в конкретной системе правового регулирования прямо отнесены к законодательству о налогах и сборах, - они имеют сферу применения, определяемую в соответствии с предназначением нормативных правовых актов в механизме гарантирования прав налогоплательщиков. Исходя из этого предусмотренные в статье 57 Конституции Российской Федерации гарантии оказывают воздействие на все отношения, связанные с установлением налогов и сборов, безотносительно к формально-отраслевой принадлежности тех правовых средств, которые в целях налогового регулирования (установления налогов и сборов) используются законодателем.
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Касаясь оценки нормативного содержания абзаца первого пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что это законоположение предполагает вступление в силу акта законодательства о налогах по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (Определение от 8 апреля 2003 года N 159-О); оговорка "по крайней мере" не означает отсутствие и необязательность соблюдения иных условий вступления в силу указанных актов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 1571-О-О). Следовательно, оно не может препятствовать применению судами при рассмотрении конкретных дел положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в более благоприятном для налогоплательщиков смысле, в том числе с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в постановлении Пленума от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал: при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (пункт 3).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованном применении истцом при расчете платы за изменение вида разрешенного использования кадастровой стоимости, основанной на Акте об утверждении кадастровой стоимости N 012д от 21.06.2019.
Исходя из вышеизложенных доводов и норм действующего законодательства, по состоянию на 04.04.2019 (дата изменения вида разрешенного использования) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 для вида разрешённого использования "блокированные жилые дома" составляла 413 101,50 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с новым (измененным) видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного использования" составила 502 792,50 руб.
В соответствии с п. 3 Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного Постановлением Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57 (далее - Порядок определения платы), размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:
Pn =Cx((KC2~KCl)-f У);
где:
Рп
п - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно;
КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 5.2 Порядка определения платы, значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением N 2 к указанному Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков после дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Таким образом, ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) составляет 10% (п. 2 приложения N 2 "для индивидуального жилищного строительства").
В связи с вышеизложенным, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 рассчитывается по формуле:
Рп - 10% * (502 792,50 - 413 101,50)
Рп = 8 969,10 руб.
В связи с этим, плата за смену вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 должна составлять 8 969,10 рублей, которая и была оплачена ответчиком в период рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции отказывает полностью. Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2021 года по делу N А41-53378/20 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Московской области отказать.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу ИП Борисовой В. И. 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-53376/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Борисов Владимир Иванович
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ " ФКП Росреестра " по МО