г. Москва |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А41-53376/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Круглова М.С., по доверенности от 11.01.2021
от ответчика (заинтересованного лица): Новак Ю.А., по доверенности от 25.08.2020
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев 15 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства имущественных отношений Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021
по делу N А41-53376/2020,
по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области
к индивидуальному предпринимателю Борисову Владимиру Ивановичу
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области,
о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Борисова Владимира Ивановича (далее - ответчик, предприниматель) платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка КН 50:33:0010309:269 с "блокированные жилые дома" на "для индивидуальное жилищное строительство" в размере 50 279,25 руб.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В материалы дела ответчиком представлен отзыв на кассационную жалобу, по доводам которой возражает, просит оставить обжалуемое постановление без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2021 рассмотрение кассационной жалобы Министерства было отложено по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 158 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истца и ответчика поддержали приведенные в жалобе и представленном в материалы дела отзыве доводы, дали пояснения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судами, основанием для обращения Министерства с настоящим заявлением послужило неисполнение ответчиком обязанности по оплате за изменение вида разрешенного использования (далее - ВРИ) "для индивидуального жилищного строительства" земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269, площадью 1 050 кв. м. на сумму 50 279,25 руб.
Из материалов дела установлено, что спорный земельный участок был образован 04.06.2018 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:221, площадью 52 899, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, д. Бекетово, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: блокированные жилые дома.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена 04.06.2018, исходя из удельной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:221 существовавшей на момент выделения из него земельного участка и составила 413 101, 50 руб.
Вид разрешенного использования земельного участка изменен на "для индивидуального жилищного строительства" 09.10.2019.
При рассмотрении спора, суд первой инстанции, руководствуясь частью 11 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", положениями части 5 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 года N 1190/57, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
При этом суд исходил из того, что согласно выписки из ЕГРН от 08.10.2020, сведения о кадастровой стоимости земельного участка КН 50:33:0010309:269, вид разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" в размере 502 792, 5 кв. м внесена в ЕГРН 25.06.2019 на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N 012д от 21.06.2019, дата определения кадастровой стоимости 04.06.2018 дата начала применения кадастровой стоимости - 01.01.2019.
Установив, что согласно представленным выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка КН 50:33:0010309:269 по состоянию на 06.03.2019 и 22.03.2019 составляет 502 792,5 рублей, указанная кадастровая стоимость в установленном порядке не оспорена, суд пришел к выводу, что истец обоснованно произвел расчет платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 для вида разрешенного использования "блокированные жилые дома" должна быть определена со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости и по состоянию на дату внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости, то есть на 04.06.2018 (дата образования земельного участка в результате раздела).
Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", Порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного Постановлением Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57, пришел к выводу о необходимости использования кадастровой стоимости, которая была внесена в сведения ЕГРН на дату изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269, а именно 413 101,50 руб., поскольку кадастровая стоимость в размере 502 279,50 руб. была внесена в сведения ЕГРН позднее, в июне 2019 года, в связи с чем плата за смену вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 должна составлять 8 969,10 руб., которая была оплачена ответчиком в период рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции было установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010309:269 (площадью 1050 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, д. Бекетово) был образован 04.06.2018 и не вошел в перечень участков, средние удельные показатели кадастровой стоимости которых были утверждены Распоряжением N 15ВР-1634, поскольку в указанном распоряжении отсутствуют какие-либо показатели для вида разрешенного использования "блокированные жилые дома".
Как следует из материалов дела, 06 марта 2019 года ИП Борисов В.И. обратился через МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" городского округа Ступино Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с "блокированные жилые дома" на "для индивидуального жилищного строительства".
Согласно Справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, находящейся в открытом доступе сайта https://rosreestr.ru/site/ новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с новым видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" была внесена в данные ЕГРН 11.04.2019 и составила 502 792,50 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 не вошла ни в Распоряжение N 15ВР-1633, ни в Распоряжение N 15ВР-1634. Кадастровая стоимость изменена на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости N 012д от 21.06.2019 стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010309:269 с видом разрешенного использования "блокированные жилые дома".
После этого, спустя полгода - с 01.01.2019 вступили в силу Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области, утверждающие новую кадастровую оценку. Земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010309:269, не вошел ни в одно из распоряжений.
В кассационной жалобе несогласие с оспариваемым судебным актом обусловлено, неприменением положений Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ в части определения КС1 и вступления в силу результатов кадастровой оценки; применением положений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в части начала действия КС1, положения налогового законодательства к плате за изменение ВРИ, применение не относящихся к предмету спора позиций КС РФ; выход суда за пределы рассматриваемого спора, что выразилось в указании судом на правовую природу платы ВРИ, а также применение судом при расчете платы недействующей кадастровой стоимости в качестве КС1.
Кассационный суд обращает внимание на следующее.
Согласно п.4 ст. 62 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на дату подписания органом регистрации прав соответствующей выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
В п.12 ст. 5.1 Закона Московской области от 07 06.1996 N 23/96 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (в редакции, действовавшей в спорный период) изложено правило определения размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, согласно которому в соответствии с правилами землепользования и застройки размер платы определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области.
Следовательно, для целей, указанных в п.12 ст. 5.1 Закона не может быть использована никакая иная кадастровая стоимость, кроме той, которая была внесена в сведения ЕГРН на дату изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, а именно 413 101, 5 руб,, поскольку кадастровая стоимость в размере 502 279, 5 руб. была внесена в сведения ЕГРН позднее, а именно - в июне 2019 г.
Подход, предлагаемый Министерством для определения размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, не соответствует правилу о правовой определенности земельного законодательства, поскольку допускает использование иных данных о кадастровой стоимости земельного участка, отличных от даты подачи заявления собственником земельного участка о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.
Кассационный суд соглашается с доводом кассационной жалобы о том, что положения налогового законодательства неприменимы к плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка, между тем этот вывод не привел к принятию неправильного судебного акта.
Иное толкование Министерством норм материального права, а равно иная оценка доказательств не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по делу N А41-53376/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе несогласие с оспариваемым судебным актом обусловлено, неприменением положений Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ в части определения КС1 и вступления в силу результатов кадастровой оценки; применением положений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в части начала действия КС1, положения налогового законодательства к плате за изменение ВРИ, применение не относящихся к предмету спора позиций КС РФ; выход суда за пределы рассматриваемого спора, что выразилось в указании судом на правовую природу платы ВРИ, а также применение судом при расчете платы недействующей кадастровой стоимости в качестве КС1.
...
Согласно п.4 ст. 62 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на дату подписания органом регистрации прав соответствующей выписки из Единого государственного реестра недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2021 г. N Ф05-20384/21 по делу N А41-53376/2020