г. Москва |
|
3 июня 2021 г. |
Дело N А41-14624/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей, Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колтан А.В.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Южные горки - Кривошеин Б.В. по доверенности от 23.07.2019 года;
от Министерству жилищной политики Московской области - Шамсутдинова Э.Х. по доверенности от 30.12.2019 года;
от Главное управление государственного строительного надзора Московской области - Григорьянц А.В. по доверенности от 20.09.2019 года;
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Московской области от 11.03.2021 по делу N А41-14624/2020 по исковому Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Южные горки" (142700, Московская область, район ленинский, город видное, улица березовая, дом 14, помещение 2, ОГРН: 1075050004743, Дата присвоения ОГРН: 30.07.2007, ИНН: 5050065154, КПП: 500301001, генеральный директор: Гордеев Борис Алексеевич) к Министерству жилищной политики Московской области (ИНН 5024190060, ОГРН 1185053037476, юридический адрес: 143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, 1; дата регистрации - 09.11.2018) третьи лица: - Министерство имущественных отношений Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, 1) - Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области (142703, Московская область, район Ленинский, город Видное, улица Школьная, д. 26-А) - Главное управление государственного строительного надзора Московской области (143103, московская Область, город Руза, улица Солнцева, 11, ОГРН: 1037739442707, Дата присвоения ОГРН: 05.02.2003, ИНН: 7707029720, КПП: 507501001),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Южные горки" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области, в котором просит суд:
признать незаконным решение Министерства жилищной политики Московской- области от 09.01.2020 по заявлению N Р001-2170116474-32162486 от 24.12.2019 об отказе в предоставлении государственной услуги: Внесение изменений в разрешение на строительство;
обязать Министерство жилищной политики Московской области внести- изменения в разрешение на строительство N RU50503102-1005/С от 24.12.2014 г. в связи с продлением срока действия такого разрешения с 25.12.2019 по 24.12.2022 г. на основании заявления ООО "Специализированный застройщик "Южные горки" N Р001-2170116474- 32162486 от 24.12.2019
Решением суда первой инстанции исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, "Специализированный застройщик "Южные горки" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
ООО "Специализированный застройщик "Южные горки" имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 50:21:070106:1713 (копия свидетельства на земельный участок представлена в материалы дела), расположенный по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный р-он, городское поселение Горки Ленинские, пос. Мещерино. Площадь земельного участка 8102 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: малоэтажное жилищное строительство.
Запись о регистрации права: 50-50-21/701/2013-639 от 24.09.2013. Администрацией муниципального образования Городское поселение Горки Ленинские ООО "Южные горки" 24.12.2014 выдано разрешение на строительство N RU50503102-1005/C 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4, дом N 30) (общая площадь здания - 2964,24 кв. м., общая площадь квартир - 2515,06 кв. м., строительный объём 12745,2 куб. м.) (копия разрешения на строительство NRU50503102-1005/С от 24.12.2014 представлена в материалы дела).
Срок действия разрешения на строительство установлен до 24.12.2019. Между ООО "СЗ "Южные горки" (заказчик) и ООО "АрДиАй" (исполнитель) 01.02.2013 заключён договор N 1юд/2013 (копия договора от 01.02.2013 N 1юд/2013 представлена в материалы дела) об исполнении функций технического заказчика, связанных с застройкой (строительством) многоквартирных жилых домов.
По условиям договора N 1юд/2013 от 01.02.2013 ООО "АрДиАй" от имени и за счет Заказчика осуществляет весь комплекс работ, связанных со строительством многоквартирных жилых домов, начиная от подбора организаций для проведения изыскательских работ, разработки предпроектной, проектной и рабочей документации и заканчивая подготовкой приема-сдачи Объектов в эксплуатацию и контролем выполнения гарантийных обязательств по законченным строительством объектам на период действия гарантии.
Для строительства объектов между ООО "СЗ "Южные горки" (заказчик), от имени которого выступает ООО "АрДиАй", действующее на основании Договора N 1юд/2013 от 01.02.2013 г. и ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) 12.11.2019 заключён договор генерального подряда N 115008 (копия договора генерального подряда N 115008 от 12.11.2019 представлена в материалы дела).
По условиям договора генерального подряда N 115008 от 12.11.2019 генеральный подрядчик обязуется своими силами и средствами и/или силами привлеченных им субподрядных организаций в установленный договором срок выполнить работы по строительству и вводу в эксплуатацию объектов (многоквартирных жилых домов - корпуса 16- 21 и 26-35) в месте производства работ, передать результат выполненных работ заказчику, а заказчик принять их и оплатить в порядке, предусмотренном договором.
Согласно аб. 8 п. 4.4 Свода правил "Организация строительства" СП 48.13330.2011 (Приказ Минрегиона России 27.12.2010 N 781) базовыми функциями застройщика являются: получение разрешения на строительство; привлечение подрядчика (генподрядчика) для выполнения работ по возведению здания или сооружения в качестве лица, осуществляющего строительство, в случае выполнения работ по договору; обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке; обеспечение выноса в натуру линий регулирования застройки и создание геодезической разбивочной основы; извещение о начале любых работ на строительной площадке органа государственного строительного надзора, которому подконтролен данный объект; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика); приемка законченного строительством объекта строительства в случае выполнения работ по договору; организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации; принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию; предъявление законченного строительством объекта строительства органам государственного строительного надзора и экологического надзора (в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности); предъявление законченного строительством объекта строительства уполномоченному органу для ввода в эксплуатацию; комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
В соответствии с пунктом 5 ст. 52 ГрК РФ застройщик не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительных работ, должен направить в органы государственного строительного надзора (Госстройнадзор) извещение о начале этих работ. Истец указывает, что 18.11.2019 направил извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 30), расположенного по адресу: МО, Ленинский район, г.п. Горки Ленинские, пос. Мещерино, квартал 4, на земельном участке КН 50:21:070106:1713 (копия заявления, поданного в Главное управление Государственного строительного надзора Московской области представлена в материалы дела).
По заявлению принято положительное решение. Извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 30) утверждено 20.11.2019, Главным Управлением ГСН МО сформирована программа проведения проверок строительства объекта с номером дела: 07-64- 168000 (копия программы проведения проверок N 07-64-168000-1-01 представлена в материалы дела).
Как указывает истец, работы по строительству объекта начаты 16.12.2019, ход выполнения работ отражен в "Общем журнале работ", зарегистрированном в Главном Управлении ГСН МО 21.11.2019 (копия общего журнала работ представлена в материалы дела).
Срок действия разрешения на строительство RU50503102-1005/С установлен до 24.12.2019 г.
Для продления срока действия разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 30) ООО "СЗ "Южные горки" 24.12.2019 направило обращение - заявку N P001-2170116474-32162486 (копия заявки, поданной в Министерство жилищной политики Московской области представлена в материалы дела) о предоставлении государственной услуги "Внесение изменений в разрешение на строительство", в Министерство жилищной политики Московской области через Региональный портал государственных и муниципальных услуг. Министерство жилищной политики Московской области по обращению N P001-2170116474-32162486 09.01.2020 вынесло решение об отказе в предоставлении государственной услуги: Внесение изменений в разрешение на строительство с указанием основания для отказа - "Наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения" (копия решения об отказе в предоставлении государственной услуги прилагается).
В связи с истечением срока действия Разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 30) 24.12.2019 работы по строительству объекта приостановлены.
Приложением 6 к Административному регламенту предоставления государственной услуги "Выдача разрешения (внесение изменений в разрешение) на строительство объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделённых специальной компетенцией", утверждённому распоряжением Минжилполитики МО от 15.02.2019 N 20, установлена форма решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с утверждённой формой (п. 13.1.5.1) при наличии информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения в отказе должны быть указаны основания для такого вывода.
В соответствии с разделом 6 "Производство строительных работ" Свода правил "Организация строительства" СП 48.13330.2011 (Приказ Минрегиона России 27.12.2010 N 781) подрядчик, осуществляющий строительство, до начала любых работ должен оградить выделенную территорию строительной площадки, выделенные отдельные территории для размещения бытовых городков строителей, участки с опасными и вредными производственными факторами, участки с материальными ценностями строительной организации (п. 6.2.8 Свода правил). Внутриплощадочные подготовительные работы должны предусматривать сдачу-приемку геодезической разбивочной основы для строительства, освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос строений и др.), планировку территории, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, перекладку существующих и прокладку новых сетей инженернотехнического обеспечения, устройство постоянных и временных дорог, инвентарных временных ограждений строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима, размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений, устройство складских площадок, организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации.
Истец указывает, что в соответствии с требованиями Свода правил "Организация строительства" СП 48.13330.2011 (Приказ Минрегиона России 27.12.2010 N 781) им начаты внутриплощадочные подготовительные работы на земельной участке, дальнейший ход выполнения работ отражен этом журнале.
Истцом работы приостановлены в связи с приказом 16с с 25.12.2019.
При этом в обоснование факта проведение и ход строительных работ на земельном участке истец ссылается на фотографии по состоянию на 18.12.2019 приложенными к настоящему заявлению.
Полагая, что отказ Министерства жилищной политики Московской области незаконный, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "СЗ "Южные горки" обратилось в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в заявленных требованиях, суд первой инстанции не учел нижеследующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какиелибо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии с частью 20 статьи 51 ГрК РФ (в применимой к рассматриваемым правоотношениям редакции) срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
При этом в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано только в том случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Специализированный застройщик "К Проект" заинтересованное лицо ссылалось на факт подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство за пределами его срока действия.
Однако заинтересованным лицом не учтено следующее.
В материалы дела представлена копия электронного обращения, посредством которого ООО "СЗ "Южные горки" подано заявление заинтересованному лицу.
Данное обстоятельство по существу не оспаривается заинтересованным лицом (ст. 70 АПК РФ).
В соответствии с СДОС-04-2009. Методика проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, принята решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20.07.2009 N 30-БНС, внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы, расчистка территории и подготовка ее к застройке, строительство временных дорог, инженерных сетей и сооружений являются строительными работами, подлежащими строительному контролю.
В соответствии с разделом 5 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 1-01-2004, зарегистрированных Росстандартом в качестве СП 48.13330.2010, работы по подготовке строительной площадки являются строительными работами.
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень), подготовительные работы являются работами на этапе строительства. В силу пункта 2.2 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня, строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений относится к подготовительным работам на этапе строительства.
Согласно пункту 3 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня, земляные работы, в том числе по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода, относятся к строительным работам.
В соответствии с положениями пункта 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ работы по строительству начаты, что подтверждается фотографиями строительной площадки, из которых следует, что заявитель выполнил следующие строительные работы, необходимые для обеспечения безопасности строительства: устройство ограждения территории стройплощадки, освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировку территории, водоотвод, перекладку коммуникаций, устройство временный автомобильной дороги, прокладку сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода; завоз и размещение на территории стройплощадки инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений, мест складирования материалов и конструкций и общим журналам работ.
Указанная позиция соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.02.2017 N 303-АД16-18362 по делу N А51-2767/16.
Таким образом, министерство отказало в продлении разрешения на строительство необоснованно.
Оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, в целях устранения нарушенных прав заявителя суд обязывает Министерство жилищной политики Московской области продлить срок действия разрешения на строительство N RU50503102-1005/С от 24.12.2014 г.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу об удовлетворении требования общества, о признании незаконным отказа министерства во внесении изменений в разрешение на строительство от 24.12.2014 N RU50503102-1005/С.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2020 по делу N А41-14624/20 отменить.
признать незаконным решение Минжилполитики Московской области от 09.01.2020 по заявлению N P001-2170116474-32162486 от 24.12.2019 об отказе в предоставлении государственной услуги: Внесение изменений в разрешение на строительство.
Обязать Минжилполитики Московской области внести изменения в разрешение на строительство N RU50503102-1005/С от 24.12.2014 г. в связи с продлением срока действия такого разрешения с 25.12.2019 по 24.12.2022 г. на основании заявления ООО " Специализированный застройщик "Южные горки " N P001-2170116474-32162486 от 24.12.2019 г.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14624/2020
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЮЖНЫЕ ГОРКИ"
Ответчик: Министерство жилищной политики Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ