г. Москва |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А40-210932/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
|
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "Смарт Вэй"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2021 по делу N А40-210932/20 (93-1510)
по заявлению ООО "Смарт Вэй"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) ООО "Рентаспорт"; 2) Москомархитектура; 3) Мосгосстройнадзор;
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Алферьев Е.И. по дов. от 10.02.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Петровский Н.М. по дов. от 01.12.2020; 2) Котов С.А. по дов. от 15.12.2020; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Смарт Вэй" (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве об оспаривании решения (уведомление) об отказе в осуществлении кадастрового учета от 20.08.2020 N 35-6222368/1 объекта недвижимости по адресу: г. Москва, проезд Спортивный, д. 5.
Решением суда от 05.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Смарт Вэй", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке, предусмотренном ст. 163 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя и третьего лица ООО "Рентаспорт" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица Москомархитектура разрешение данной жалобы оставил на усмотрение суда.
Третье лицо Мосгосстройнадзор в судебное заседание не явилось. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене на основании п.3 ч.1 ст. 270 АПК РФ, по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проведению заявленных действий в части осуществления государственного кадастрового учета изменений на основании п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости препятствовало несоответствие формы и содержания документов требованиям законодательства, а именно - технический план изготовлен в нарушение требований Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее -Требования).
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно п. 13 ст. 24 Закона недвижимости, форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Во исполнение указанной нормы издан приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления в государственной регистрации.
В силу ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе, в связи с созданием объекта недвижимости.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции указанное здание принадлежит ООО "Рентаспорт" на праве собственности, о чем в ЕГРН внесена запись N 77-77-12/014/2005-154 от 07.09.2005 на основании договора купли продажи от 25.08.2005 с Компанией "Леандро Инвестментс Корп.", является нежилым зданием и обладает статусом "ранее учтенный" объект недвижимости.
19.05.2019 по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором прав на основании п.7 ч.1. ст. 26 Закона о недвижимости принято решение, о приостановлении государственной регистрации по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Заявитель является уполномоченной организацией на подготовку технического плана для осуществления государственного кадастрового учета Объекта.
Для осуществления кадастрового учета специалистом Заявителя - кадастровым инженером Метальниковым К.А., подготовлен технический план. Этот документ содержал информацию об изменении сведений об Объекте в ЕГРН в связи с его перепланировкой и регистрацией прав на вновь образованные помещения (раздел объекта недвижимости).
Комплект документов для проведения государственного кадастрового учета Объекта был подан на регистрацию 14.05.2020 года с заявлением N 35-6222368.
Также в дальнейшем дополнительно предоставлены Управлению исправленная версия технического плана от 10.06.2020.
После рассмотрения указанного заявления Ответчик вынес Уведомление об отказе в осуществлении кадастрового учета от 20.08.2020 года N 35-6222368/1.
Замечания к техническому плану Заявителя являются необоснованными и не соответствуют требованиям закона.
Основания Отказа:
1) "В нарушение пункта 42 Требований в техническом плане заполнены строки раздела "Характеристики здания" не содержащие новых значений;."
В данном техническом плане указаны такие характеристики объекта недвижимости, как кадастровый номер объекта недвижимости, условный номер и площадь объекта недвижимости (в связи с тем, что эта характеристика меняет свое значение).
Согласно п.42. Требований, в случае если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости, заполнению подлежат строки раздела "Характеристики объекта недвижимости", содержащие новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащие внесению в ЕГРН, за исключением сведений, содержащихся в подпунктах 1, 2, 3 пункта 43 Требований.
Согласно п. 43 Требований в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости:
1) вид объекта недвижимости, в отношении которого подготавливается технический план (здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс);
2) кадастровый номер объекта недвижимости, в случае если технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, в том числе в связи с исправлением ошибки;
3) ранее присвоенный государственный учетный номер (указывается кадастровый, инвентарный или условный номер, если такой номер был присвоен в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом, уполномоченным на присвоение такого номера), дата присвоения соответствующего номера, а также сведения о присвоившем такой номер органе (организации). Если объекту ранее присвоено несколько государственных учетных номеров, указывается информация обо всех таких номерах. При отсутствии названных сведений указанная строка не заполняется;
Что и было указано Кадастровым инженером.
2) "Для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям (п. 52 Требований). Однако в нарушение п. 52 Требований представленная графическая часть технического плана не содержит необходимых условных обозначений и надписей."
При подготовке технического плана, кадастровый инженер руководствовался п. 52 Приказа N 953, который устанавливает специальные условные знаки. Данные знаки были использованы в техническом плане с соблюдением всех правовых норм. Таким образом, Регистратор вынес Решение об отказе, основываясь на недостоверных сведениях, не соответствующих представленному техническому плану.
3) "Из заключения кадастрового инженера следует, что согласно сведениям выписки из ЕГРН N 78/051/600/2019-3361 от 21.05.2019 и планов этажей, сведения о которых также содержатся в ЕГРН, следует, что реконструкция и перепланировка (переоборудование) здания с кадастровым номером 77:04:0004006:1289 проведена без предоставления разрешительной документации".
Технический план подготовлен в связи с учетом изменений сведений о здании с кадастровым номером 77:04:0004006:1289, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0004006:27, по адресу: г. Москва, проезд Спортивный, д 5 в результате произведенной перепланировки.
Сведения о перепланировке отражены в Проекте перепланировки и (или) переустройства нежилого здания 263-05/19-АР и Техническом заключении о допустимости сохранения ранее выполненной перепланировки и(или)переустройства нежилого здания 263-05/19-ТЗ, на основании которых подготовлен данный технический план.
Согласно п. 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство не требуется в случае "изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;". Таким образом Технический план подготовлен согласно требованиям законодательства Российской Федерации.
Демонтаж пристройки 609,6 кв.м - осуществлялся силами ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги ЮВАО". Согласно Акта Госинспекции по недвижимости "О подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка" N 9044213 от 31 января 2018 г. Пристройка площадью 609,6 кв.м - демонтирована.
Демонтированные конструкции и мусор убраны.
Согласно ответу на запрос предоставления проекта демонтажа, ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги ЮВАО" пояснила уведомлением 90/0 от 12.02.2020 г. следующее: "Разработка проектной документации не требовалась".
Указанные основания приостановления государственного кадастрового учета не основаны на законе, в нем не содержится ссылок на конкретное нарушение при подготовке Технического плана, а лишь перечислены правила его подготовки, установленные Требованиями.
Таким образом, оспариваемый отказ Управления Росреестра по г. Москве в проведении учетно-регистрационных действий, как основанный на незаконном решении о приостановлении и истребований дополнительных документов, в то время как в Управление представлен пакет документов, необходимый для проведения регистрационных действий, не соответствует требованиям действующего законодательства, следовательно, является незаконным.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных ООО "Смарт Вэй" требований, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возлагается обязанность произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости кадастровой номер объекта 77:04:0004006:1289, адрес: г.Москва, проезд Спортивный, д.5, в связи с его перепланировкой на основании представленного в орган регистрации заявления от 14.05.2020 года, регистрационный номер заявления N 35-6222368, по техническому плану от 10.06.2020 г.
Судебный расходы распределяются в порядке ст. 110 АПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2021 по делу N А40-210932/20 отменить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве об отказе в осуществлении кадастрового учета от 20.08.2020 N 35-6222368/1 объекта недвижимости по адресу: г.Москва, проезд Спортивный, д.5;
Обязать Управление Росреестра по Москве произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости кадастровой номер объекта 77:04:0004006:1289, адрес: г.Москва, проезд Спортивный, д.5, в связи с его перепланировкой на основании представленного в орган регистрации заявления от 14.05.2020 года, регистрационный номер заявления N 35-6222368, по техническому плану от 10.06.2020 г.;
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "Смарт Вэй" расходы по оплате государственной пошлины в размере: 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной за подачу заявления в суд первой инстанции и 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210932/2020
Истец: ООО Смарт Вэй
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ, ООО "РЕНТАСПОРТ"