Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2021 г. N Ф05-18661/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А41-13124/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Ивановой Л.Н., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Молозиновой Д.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Веселый агроном" - представитель Завьялова Е.В., по доверенности от 11.01.2021,
от МИНСЕЛЬХОЗПРОД - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от ФГБУ "Управление Спецмелиоводхоз" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Управление Спецмелиоводхоз" (ИНН 5031028809, ОГРН 1035006106387) на решение Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2021 года по делу N А41-13124/21, по заявлению ООО "ВЕСЁЛЫЙ АГРОНОМ" об установлении факт, имеющего юридическое значение, при участии заинтересованных лиц МИНСЕЛЬХОЗПРОД, ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Веселый агроном" (далее - ООО "Веселый агроном", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании факта отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0220308:1, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 55 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Дмитровский район, г/рос Дмитров, д. Непейно, д.25. Площадь земельного участка 191 384 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного исполнения: для сельскохозяйственного производства. Данное решение считать основанием для внесения соответствующих изменения о списании мелиоративной системы в ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" с земельного участка с кадастровым номером 50:04:0220308:1, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 55 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Дмитровский район, г/рос Дмитров, д. Непейно, д.25. Площадь земельного участка 191 384 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного исполнения: для сельскохозяйственного производства.
Определением Арбитражного суда Московской области от 15.03.2021 по делу N А41-13124/21 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - министерство), ФГБУ "Управление Спецмелиоводхоз" (далее - учреждение) (л.д.1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 19.04.2021 по делу N А41-13124/21 заявление общества удовлетворено (л.д.47-49).
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "Управление Спецмелиоводхоз" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм права, неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства, учреждения, надлежащим образом извещенных о дате времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым N 50:04:0220308:1, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 55 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Дмитровский район, г/рос Дмитров, д. Непейно, д.25. Площадь земельного участка 191384 кв.м., категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.02.2021 (л.д.41-42).
Указанный участок приобретен на основании договора купли-продажи земельного участка N 1 СЗ, заключенного 11.04.2019 между ООО "Никольское" и ООО "Весёлый агроном" для сельскохозяйственных целей, а также строительства тепличного комплекса и комплекса по складированию, первичной обработке и упаковке овощей (л.д.10-12).
При получении градостроительного плана земельного участка 04.06.2020 обществу стало известно о том, что участок входит в состав мелиорируемых земель (л.д.25-31).
Для получения разъяснений, ООО "Весёлый агроном" направлены запросы в Министерство сельского хозяйства и Департамент мелиорации Минсельхоза России.
Согласно письму Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 12.08.2020 N 601 для исключения спорного земельного участка из состава мелиорируемых земель в Министерство необходимо представить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4 или сведения ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" об отсутствии на земельном участке мелиоративной системы (л.д.6).
Согласно письму Департамента мелиорации Минсельхоза России от 12.08.2020 N 600 (л.д.9) по информации подведомственного Минсельхозу России ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление учреждению, в границах испрашиваемых участков отсутствуют.
По архивным данным земельные участки расположены на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза "Орудьевское" в 1964-68 годах площадью 434 га. Иные сведения в отношении указанной мелиоративной системы отсутствуют.
В ходе визуального обследования участков с участием представителей собственника и Учреждения установлено: - на земельном участке расположены открытые осушительные каналы, которые заилены, заросли водо-болотной растительностью, мелколесьем и отдельно стоящими деревьями; - других гидротехнических сооружений не обнаружено.
Также дополнительно сообщено, что в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет.
Кроме того, письму комитета по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области от 21.08.2020 N 3168 (л.д.8) на запрос ООО "Веселый агроном" по состоянию на 21.08.2020 указанный объект не значится в реестре муниципального имущества Дмитровского городского округа Московской области.
По данным Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области сведений о мелиоративной системе по указанному адресу также не имеется (л.д.35-38).
Ссылаясь на отсутствие в настоящее время на земельном участке мелиоративной системы, пригодной для эксплуатации, сведений о том, что земельный участок относится к мелиорируемым землям федеральной собственности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу статей 30, 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно главе 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В порядке статьи 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов. Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 218 АПК РФ).
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что арбитражные суды принимают к производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий: 1) если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; 3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; 4) если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Таким образом, АПК РФ не содержит исчерпывающего перечня дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В соответствии с частью 3 статьи 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Правовые основы деятельности в области мелиорации земель определены Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации земель, Закон N4-ФЗ), который также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.
В статье 2 Закона о мелиорации земель определены основные понятия, в частности установлено, что под мелиорацией земель следует понимать коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративные мероприятия подразумевают проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержден Президиумом Верховного суда Российской Федерации 06.07.2016).
Согласно статье 30 Закона N 4-ФЗ строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений. Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Согласно нормам законодательства для исключения спорного земельного участка из состава мелиорируемых земель в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области необходимо представить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4) или сведения ФГБУ "Управления "Спецмелиоводхоз" об отсутствии на земельном участке мелиоративных систем.
В материалах настоящего дела отсутствуют сведения о наличии мелиоративной системы на спорном земельном участке.
Согласно приказу Минсельхоза России от 22.10.2012 N 558 "Об утверждении административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель" Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является уполномоченным лицом по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства, его должностными лицами, взаимодействия Министерства с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.
В соответствии с приложением N 2 к указанному Регламенту в Московской области Федеральным государственным бюджетным учреждением по мелиорации земель и сельскохозводоснабжению является ФГБУ "Спецмелиоводхоз".
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации пояснило, что по информации ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности и мелиорированные земли федеральной собственности в границах земельных участков отсутствуют.
Отсутствие на земельном участке мелиоративной системы делает невозможным предоставление акта о списании, и, соответственно, невозможным исключение такого земельного участка из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Довод заявителя жалобы о необоснованности решения в той части, что судебный акт является основанием для внесения соответствующих изменений о списании мелиоративной системы в ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" в отношении указанного земельного участка, отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с пунктом 4.2 приказа Минсельхоза России от 06 марта 2014 года N 65 (ред. от 03 июля 2018 года) "Об утверждении положений о структурных подразделениях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации" Департамент мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ведет учет мелиорируемых земель.
Следовательно, учет всех мелиорированных земель ведет ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз".
Согласно нормам законодательства для исключения спорного земельного участка из состава мелиорируемых земель в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области необходимо предоставить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4) или сведения ФГБУ "Управления "Спецмелиоводхоз" об отсутствии на земельном участке мелиоративных систем.
Согласно письму Департамента мелиорации Минсельхоза России от 12.08.2020 N 600 по информации подведомственного Минсельхозу России ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление учреждению, в границах испрашиваемых земельных участков отсутствуют. По архивным данным земельные участки расположены на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза "Орудьевское" в 1964-68 годах площадью 434 га. Иные сведения в отношении указанной мелиоративной системы отсутствуют.
При этом в ходе визуального обследования участков с участием представителей собственника и Учреждения установлено: - на земельном участке расположены открытые осушительные каналы, которые заилены, заросли водо-болотной растительностью, мелколесьем и отдельно стоящими деревьями; - других гидротехнических сооружений не обнаружено.
Дополнительно было сообщено, что в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет.
В данном случае спора о праве в отношении мелиоративной системы на земельном участке не имеется, право собственности, иное право на мелиоративную систему не зарегистрировано. Надлежащих доказательств обратного участвующими в деле лицами в материалы дела не представлено.
Поскольку мелиоративная система, срок использования которой закончился, не находится в федеральной собственности, иной частной собственности, что делает невозможным предоставление акта о списании, и соответственно, невозможным исключение такого земельного участка из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда.
Таким образом, требование о предоставлении акта на списание мелиоративных систем их собственником является обязательным для рассмотрения по существу вопроса об изменении категории земельного участка, установление наличия или отсутствия на земельном участке общества мелиоративной системы (осушение) порождает юридически значимые последствия в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что судебный акт по настоящему делу является основанием для внесения соответствующих изменения о списании мелиоративной системы в ФБГУ "Управление "Спецмелиоводхоз" в отношении земельного участка.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2021 года по делу N А41-13124/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13124/2021
Истец: ООО "ВЕСЁЛЫЙ АГРОНОМ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз"