07 июня 2021 г. |
Дело N А83-17316/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Сикорской Н.И., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Армянска Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2021 по делу N А83-17316/2020 (судья М.П. Гаврилюк)
по исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости "Счастливый"
к Муниципальному образованию городской округ Армянск Республики Крым в лице Администрации города Армянска Республики Крым
при участии в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора -Администрации города Армянска Республики Крым в лице Муниципального жилищного фонда города Армянска
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Счастливый" (далее - истец, ТСН) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Армянска Республики Крым в лице Муниципального жилищного фонда города Армянска (далее - ответчик, администрация), согласно которого просит суд взыскать задолженность по квартплате и текущему ремонту в размере 25 671,04 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик является собственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Крым, г. Армянск, мкр. Генерала Корявко, д. 13, кв. 97 и потребителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, однако оплату не производит.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2021 исковые требования удовлетворены. Взыскана с Муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым в лице Администрации города Армянска Республики Крым в пользу Товарищества собственников недвижимости "Счастливый" задолженность в размере 25 671,04 руб., а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 2 000,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Администрация города Армянска Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Апеллянт считает, что отношения между ТСН и администрацией отсутствуют, обязательств за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме не возникало.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило в ее удовлетворении отказать и оставить решение суда первой инстанции без изменений.
От апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании решения собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Армянск, мкр. Генерала Корявко, д. 13, оформленным соответствующим протоколом выбран способ управления многоквартирным домом товариществом собственников недвижимости, создано ТСН "Счастливый", которое осуществляет управление вышеуказанным МКД.
Протоколом общего собрания N 3 от 03.12.2017 г., установлен тариф 13,881 руб. за 1 кв.м., в последствие тариф был уменьшен до 12,97 руб. за 1 кв.м.
Во исполнение своих обязанностей, в период с января 2018 г. по сентябрь 2020 г. ТСН осуществляя управление в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Армянск, мкр. Генерала Корявко, д. 13, оказывало ответчику по содержанию общего имущества МКД.
Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись письма от 28.11.2019, 05.03.2020 с требованием о погашении задолженности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (л.д.49).
27.12.2019 в ответ на указанные письма ответчик сообщил истцу о том, что для произведения оплаты за содержание и текущий ремонт жилого помещения муниципального жилищного фонда необходимо заключение соответствующего договора, однако договорные отношения между ТСН и администрацией отсутствуют со ссылкой на подпункт 3 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ (л.д.50-51).
Ответчик оплату оказанных в спорный период услуг не произвел, что и послужило основание для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, соответственно не подлежит отмене.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 6 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Согласно пункту 39 Устава муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, принятого решением 1 созыва 3 сессии Армянского городского совета от 14.11.2014 N 19, к полномочиям администрации относятся: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования.
В соответствии пунктом 4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, принятого решением 1 созыва 15 сессии Армянского городского совета РК от 16.07.2015 N 131, администрация в сфере управления и распоряжения имуществом муниципального образования осуществляет, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования; издает в пределах своих полномочий постановления, распоряжения по вопросам управления имуществом муниципального образования.
Постановлением Администрации города Армянск Республики Крым от 09.12.2015 N 335 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений, договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым" установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений, договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым согласно приложения 1 (л.д.30).
В силу положений Закона Республики Крым N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", Закона Республики Крым N 15-ЗРК от 05.06.2014 "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым", Устава муниципального образования городской округ Армянск, Положения, Администрация города Армянска Республики Крым является надлежащим ответчиком по настоящему спору, так как нежилые помещения являются муниципальной собственность.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
В соответствии с частями 1 статей 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что жилое помещение - квартира, расположенное по адресу Республика Крым, г. Армянск, мкр. Генерала Корявко, д. 13, кв.97, общей площадью 64.7 кв.м., принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию городской округ Армянск Республики Крым.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, когда плата за все или некоторые коммунальные услуги вносится собственниками ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из буквального толкования названных правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 16646/10 от 12.04.2011 года.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Нормами части 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения, в том числе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
При этом как указано в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, обязательство публично-правового образования как собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено заключением государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела усматривается, что за период с января 2018 г. по сентябрь 2020 г. ТСН осуществляя управление в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Армянск, мкр. Генерала Корявко, д. 13, оказывало ответчику по содержанию общего имущества МКД.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что истцом представлены доказательства, подтверждающие нахождение в спорный период жилого имущества в муниципальной собственности Администрации города Армянск Республики Крым.
Согласно расчету истца сумма заложенности, подлежащая взысканию с ответчика составляет 25 671,04 руб. Стоимость оказанных услуг по содержанию общедомового имущества, предъявленная к взысканию с ответчика, определена истцом, исходя из стоимости услуг, установленных тарифов.
Ответчик факт оказания истцом услуг (работ) также в указанный период времени не оспорил, разногласий по объему, качеству, стоимости и срокам оказанных истцом услуг не заявлял.
Судами данный расчет проверен и признан обоснованным и арифметически верным. Апелляционная жалоба доводов относительно правильности приведенного расчета задолженности не содержит.
Контррасчет ответчиком не предоставлен.
Доказательств внесения ответчиком платы за содержание и ремонт общедомового имущества в заявленный истцом период, в приведенным выше размере материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что муниципальное образование городского округа Армянск Республики Крым обязано ежемесячно производить возмещение издержек за оказанные услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, услуги водоотведения, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, в котором расположены пустующие жилые помещения, поскольку является собственником данных помещений и бремя расходов по содержанию лежит на нем.
Следовательно, иск правомерно предъявлен к собственнику нежилого помещения, на которого в силу закона возложена обязанность по внесению платы за ремонт и содержание общего имущества.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании с Муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым в лице Администрации города Армянска Республики Крым в пользу ТСН "Счастливый" задолженности в размере 25 671,04 руб.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2021 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2021 по делу N А83-17316/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Армянска Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17316/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "СЧАСТЛИВЫЙ"
Ответчик: городской округ Армянск Республики Крым в лице Администрации города Армянска Республики Крым
Третье лицо: Администрация города Армянска Республики Крым в лице Муниципального жилищного фонда города Армянска, Администрация города Армянска РК в лице Муниципального жилищного фонда города Армянска, Муниципальный жилищный фонд г. Армянска