Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2021 г. N Ф05-19931/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А40-160908/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы на определение Арбитражного суда города Москвы от 19 февраля 2021 года об оставлении искового заявления без рассмотрения по делу N А40-160908/20, по иску Департамента городского имущества города Москвы к АО "Строительное управление N 155" третье лицо: Управление Росреестра по Москве
о признании права собственности
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Мерченко Э.С. по доверенности от 08.12.2020 г.,
диплом N 107704 0229502 от 30.12.2019;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "Строительное управление N 155" (далее - ответчик) о признании права собственности на объект незавершенного строительства "Конечная станция 21-й микрорайон Щербинки" с кадастровым номером 77:06:0012020:17607, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Брусилова, д.1.
Определением суда от 19.02.2021 г. иск оставлен без рассмотрения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение суда отменить, направить вопрос на новое рассмотрение.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанного лица.
Законность и обоснованность определения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268, 272 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как указал истец, в соответствии распоряжением Правительства Москвы от 22.01.2007 N 64-РП "Об итогах аукциона и условиях реализации первой очереди инвестиционного проекта комплексной застройки территории Щербинки района Южное Бутово (ЮЗАО)" между Правительством Москвы и ЗАО "Строительное управление N 155" (далее - ЗАО "СУ N 155") был заключен инвестиционный контракт, зарегистрированный в Едином реестре контрактов и торгов города Москвы за N 13-002668-5601-0026-00001-07, на реализацию инвестиционного проекта комплексной застройки мкр. 2,3,4 и строительства городских инженерных коммуникаций в мкр.1 территории Щербинка района Южное Бутово ЮЗАО города Москвы.
В соответствии с пунктами 5.1. распоряжения Правительства Москвы от 02.11.2007 N 2452-РП "О мерах по реализации распоряжений Правительства Москвы от 22.01.2007 N 64-РП и от 19.04.2007 N 712-РП" функции государственного заказчика по софинансированию (долевому участию) реализации инвестиционного проекта за счет средств городского бюджета возложены на Департамент экономической политики и развития города Москвы.
На основании пункта 5.2 распоряжения Правительства Москвы от 02.11.2007 N 2452-РП и пункта 5.1.9. инвестиционного контракта (в редакции пункта 1.4.2. дополнительного соглашения от 27.11.2007 к инвестиционному контракту) между Департаментом и ЗАО "СУ N 155" был заключен договор соинвестирования от 27.11.2007 N ДЭПР/265-01-07 (в редакции дополнительного соглашения от 14.05.2013).
В соответствии с пунктом 3.2.4. Договора соинвестирования из бюджета города Москвы Департамент оплатил ЗАО "СУ N 155" по Договору соинвестирования денежные средства в размере - 3 801 669 530 руб.
По договору аренды от 08.06.2007 N М-06-508892 для строительства были предоставлены земельные участки, границы которых обозначены на прилагаемом к договору плане. Площадь застройки объекта по адресу: г. Москва, ул. Брусилова, д. 1 находится в границах территории, предоставленной по договору от 08.06.2007 N М-06-508892. В настоящее время объект незавершенного строительства находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020550:181 и 50:27:0020550:178.
В то же время, зарегистрированные права в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020550:178. а также 50:27:0020550:181 отсутствуют.
В соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" земельные участки с кадастровыми номерами: 50:27:0020550:178. 50:27:0020550:181, расположенные по адресу: Российская Федерация, город Москва, Щербинка, район Южное Бутово с 01.07.2012 вошли в границы г. Москвы.
В отношении территории, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020550:178, Постановлением Правительства Москвы от 31 мая 2005 года N 395-ПП утвержден проект планировки территории Щербинки района Южное Бутово.
Как указывает истец, распоряжением Департамента N 38747 от 15.12.2016 утвержден проект межевания территории квартала, в соответствии с которым подлежат формированию земельные участки. Между тем, границы и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020550:178, 50:27:0020550:181 не соответствуют указанным документам.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:0020550:178 и 50:27:0020550:181 не соответствуют существующей застройке, утвержденной документации по планировке и межеванию территории, а также оформленным правам на земельные участки и подлежат снятию с кадастрового учета органом регистрации прав в порядке предусмотренном п. 181 Порядка ведения ЕГРН. утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости...".
Строительство объекта по адресу: г. Москва, ул. Брусилова, д. 1 проводилось за счет средств бюджета города Москвы, что подтверждается решением Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2016 дело N А40-176313/15-60-1495.
Вместе с тем, судом установлено, что решением Арбитражного суда Московской области от 12.04.2017 по делу N А41-1022/16 акционерное общество "СУ-155" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В отношении должника применены правила параграфа 7 "Банкротство Застройщиков" главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии со ст. 126 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;
- все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
- исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены главой 7 указанного Закона.
В соответствии со ст. 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан:
- принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;
- включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;
- привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
- уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;
- предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
- вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
- передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Конкурсный управляющий вправе распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии со ст. 131 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, из которой осуществляется удовлетворение требований конкурсных кредиторов должника.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что, согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно п. 1 ст. 201.8 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, только в рамках дела о банкротстве с соблюдением установленного настоящей статьей порядка подлежат предъявлению и рассмотрению следующие требования других лиц к застройщику или застройщика к другим лицам:
1) о признании наличия или отсутствия права собственности или иного права либо обременения в отношении недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства;
2) об истребовании недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, из чужого незаконного владения;
3) о сносе самовольной постройки;
4) о признании сделки в отношении недвижимого имущества недействительной или незаключенной, применении последствий недействительности сделки в отношении недвижимого имущества;
5) о передаче недвижимого имущества во исполнение обязательства передать его в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в пользование;
6) о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
Из содержания приведенной нормы следует, что в ходе процедур, применяемых при банкротстве застройщика, все требования в отношении недвижимого имущества подлежат рассмотрению в деле о банкротстве застройщика.
Рассматриваемое требование о признании права собственности на объект незавершенного строительства недвижимого имущества предъявлено после признания ответчика несостоятельным (банкротом), а поэтому истец необоснованно обратился в суд с требованием в порядке искового производства. Заявленное требование подлежит разрешению в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ответчика.
На основании подп. 4 п. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Учитывая изложенное, определение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п.1 ч. 4 ст. 272 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 19 февраля 2021 года об оставлении искового заявления без рассмотрения по делу N А40-160908/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Бондарев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160908/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N155"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ