г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А56-99516/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Короткевичем В.И.
при участии:
от истца (заявителя): Мухин М.С. по доверенности от 01.02.2021
от ответчика (должника): Токарев А.Н. по доверенности от 29.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13175/2021) ООО "Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д. Карвасарского" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 по делу N А56-99516/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.
Карвасарского"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга
О признании недействительным решения от 20.10.2020 N 202S19200073373
По встречному иску о взыскании финансовой санкции
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д. Карвасарского" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее - Учреждение) о признании недействительным решения от 20.10.2020 N 202S19200073373.
В рамках настоящего дела Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга подало встречное исковое заявление, просит взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д. Карвасарского" финансовую санкцию в размере 125 500 руб.
Решением суда от 18.03.2021 признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга от 20.10.2020 N 202S19200073373 в части взыскания штрафных санкций в размере, превышающем 12 550 руб. Встречное исковое заявление удовлетворено частично. С ООО "Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д. Карвасарского" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга взыскано 12 550 руб. финансовых санкций. В остальной части встречное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворения встречных исковых требований, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
От Учреждения поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Фонда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного Фонда Центральном районе Санкт-Петербурга была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления заявителем сведений, предусмотренных п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В результате проведенной проверки согласно акту от 09.09.2020 N 202S18200063944 было выявлено нарушение представление Обществом недостоверной отчетности по форме СЗВ-М (ежемесячная).
По результатам проверки страхователю было направлено уведомление N 27-06-74/1471 от 10.08.2020 года об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями. В установленный законодательством срок страхователь не внес исправления в представленные сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Оспариваемым решением от 20.10.2020 N 202S19200073373 Общество с ограниченной ответственностью "Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д. Карвасарского" было привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 125 500 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции частично удовлетворил первоначальные и встречные исковые требования.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
Частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
С 01.01.2017 в часть 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ внесены изменения, согласно которым срок представления ежемесячной отчетности о застрахованных лицах по форме СЗВ-М продлен до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции от 01.05.2016, действовавшей до 01.01.2017) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
С 01.01.2017 ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ также в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как отметил суд, выводы о недостоверности отчетности по форме СЗВ-М были сделаны Управлением исходя из имеющейся у него информации. Общество привлечено к ответственности частью 3 пункта 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) которая предусматривает применение финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ. Таким образом, Управлением выявлена недостоверность отчетности по форме СЗВ-М (ежемесячная) по застрахованным лицам, по которым в форме СЗВ-СТАЖ отражен стажевой период за 2019 год.
В Акте от 09.09.2020 N 202S18200063944 (далее - Акт) и в Решении от 20.10.2020 N 202S19200073373 (далее - Решение) указаны документы на основании которых Управлением проведена проверка и вынесено Решение, а именно: отчетность представленная Страхователем по форме СЗВ-М и (или) СЗВ-СТАЖ за 2019 год, Протокол сверки, Уведомление об устранении ошибок. Более того, в Акте и Решении указаны нарушения Обществом Федерального закона N 27-ФЗ. Более того, в Приложении N 1 (Протокол сверки) к Уведомлению об устранении ошибок указан перечень застрахованных лиц, по которым установлено правонарушение.
Доводы Общества о том, что Управлению необходимо было привлекать Общество к ответственности за недостоверность формы СЗВ-СТАЖ, а не формы СЗВ-М, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно п. 5 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее -Федеральный закон N 27-ФЗ) при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
12.08.2020 по результатам проверки страхователю было направлено уведомление N 27-06-74/1471 от 10.08.2020 года об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениям.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения, в соответствии с пятым абзацем пункта 37 Порядка N 766н.
В установленный законодательством срок страхователь не внес исправления в представленные сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Прекращение предоставление сведений в отношении застрахованных лиц в соответствии Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании N 167-ФЗ) указывает на отсутствие трудовых или гражданско-правовых договоров на вознаграждения по которым (иным платежам) начисляются страховые взносы, то есть это означает, что страхователь больше не является страхователем по отношению к такому исключенному им физическому лицу.
Таким образом, непредставление страхователем в Управление сведений в установленные Федеральным законом N 27-ФЗ сроки является безальтернативным событием для привлечения его к финансовой ответственности.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, финансовые санкции к страхователю не применяются.
На основании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ взыскание предусмотренной указанной нормой финансовой санкции производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 44 Закона N 212-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, была установлена возможность применения смягчающих обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу положений пункта 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководителю (заместителю руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен был выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
На основании подпункта "а" пункта 22 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в пункт 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми указан закрытый перечень действий руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки, в которые не включена возможность выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2015.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункт 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Исходя из принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Из материалов дела следует, что Обществом допущено нарушение требований законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, однако, данное нарушение носило неумышленный характер, выявлено Обществом самостоятельно и устранено путем предоставления сведений, принятых без замечаний к правильности заполнения и полноте, задолженность заявителя по страховым взносам отсутствует, срок нарушения не является значительным.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что примененная к заявителю санкция в размере 125 500 руб. явно несоразмерна допущенному нарушению срока представления сведений о застрахованных лицах, в связи с чем, суд обоснованно уменьшил размер штрафа до 12 550 руб.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 по делу N А56-99516/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-99516/2020
Истец: ООО "ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РПА ИМ. Б.Д. КАРВАСАРСКОГО"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7851/2022
06.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6457/2022
20.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12985/2021
07.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13175/2021
18.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-99516/20