г. Челябинск |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А07-30066/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БлескСервис Сигма" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.04.2021 по делу N А07-30066/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "БлескСервис Сигма" (далее - заявитель, ООО "БлескСервис Сигма", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан (далее - административный орган, МИФНС N1 по РБ), N 02782030100015800005 от 16.11.2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.04.2021 в удовлетворении заявления ООО "БлескСервис Сигма" об отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан N 02782030100015800005 от 16.11.2020 года о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "БлескСервис Сигма" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что в настоящем случае имеются основания для установления наказания ниже низшего предела, поскольку штраф, назначенный обществу, является несоразмерным совершенному деянию.
Также, ООО "БлескСервис Сигма" указывает на малозначительность правонарушения и возможность замены штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В адрес суда от МИФНС N 1 по РБ поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, При проведении проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации ООО "БлескСервис Сигма", установлено, что обществом (резидент) заключены трудовые договора со следующими иностранными гражданами:
- Бикулова Венера Мухамедовна ИНН 165044606462 (гражданка Узбекистана). Оформлены трудовые договора N 25 от 31.07.2018, N 37 от 10.12.2018. Паспорт иностранного гражданина N АА 0046914;
- Искандарова Гуландом Рахимовна ИНН 026007927535 (гражданка Узбекистана). Оформлен трудовой договор N 31 от 21.09.2018. Паспорт иностранного гражданина N АВ 4810650;
- Кадирова Наргиза Акрамовна ИНН 022406219431 (гражданка Узбекистана). Оформлен трудовой договор N 19 от 23.04.2018. Паспорт иностранного гражданина N АА 1815478;
- Кретова Ирина Николаевна ИНН 020504333241 (гражданка Украины). Оформлен трудовой договор N 11 от 14.03.2018. Паспорт иностранного гражданина N АН 595416;
- Курбонов Ибодилло Муродиллоевич ИНН 027758898375 (гражданин Узбекистана). Оформлен трудовой договор N 36 от 10.12.2018. Паспорт иностранного гражданина N АА 6912376;
- Курбонов Хабибилло Муродиллоевич ИНН 524811362615 (гражданин Узбекистана). Оформлен трудовой договор N 71 от 10.11.2017. Паспорт иностранного гражданина N АА 4189367;
- Мадаминова Дилшодай Сабировна ИМИ 027418783793 (гражданка Узбекистана). Оформлен трудовой договор N 27 от 14.08.2018. Паспорт иностранного гражданина N АА 9909746;
- Маткаримова Мохигул Мирза Кизи ИНН 022504498825 (гражданка Узбекистана). Оформлен трудовой договор N 3 от 24.04.2019. Паспорт иностранного гражданина N АВ 5140160;
- Парзуллоев Шухрат Мухиддинович ИНН 027419618915 (гражданин Узбекистана). Оформлен трудовой договор N 4 от 06.02.2018. Паспорт иностранного гражданина N АА 0525748;
- Всенян Нарине Грантовна ИНН 027208700198 (гражданка Армении). Оформлен трудовой договор N 32 от 16.10.2018. Паспорт иностранного гражданина N AR 0508074;
- Турдиев Акмал Шоипджонович ИНН 750804603183 (гражданин Узбекистана). Оформлены трудовые договора N 1 от 10.01.2018, N 35 от 14.1 1.2018. Паспорт иностранного гражданина N АА 7331276;
- Фаттаева Сабина Дилшодовна ИНН 027421086224 (гражданка Узбекистана). Оформлены трудовые договора N 73 от 28.11.2017, N 34 от 14.11.2018. Паспорт иностранного гражданина N АА 5121734;
- Хамдамова Фируза Зохиджоновна ИНН 773422586270 (гражданка Таджикистана). Оформлен трудовой договор N 22 от 01.06.2018. Паспорт иностранного гражданина N TJK 401763565;
- Шахриеров Шахзод Шайдилло Угли ИНН 027819119854 (гражданин Узбекистана). Оформлен трудовой договор N 28 от 23.08.2018. Паспорт иностранного гражданина N АВ 4862298.
Согласно платежным ведомостям N 184, 185, 187, 188, 190, 192 от 12.11.2018 (расходный кассовый ордер N 41 от 12.11.2018); N 193 от 13.11.2018 (расходный кассовый ордер N 42 от 13.11.2018); N 196, 197, 198, 199 от 27.11.2018 (расходный кассовый ордер N 44 от 27.11.2018); N 204, 205, 207, 208, 210 от 12.12.2018 (расходный кассовый ордер N 46 от 12.12.2018); N 212 от 17.12.2018 (расходный кассовый ордер N 47 от 17.12.2018); N 214, 215, 216, 217 от 27.12.2018 (расходный кассовый ордер N 48 от 27.12.2018); N 3, 4, 6, 7, 9 от 11.01.2019 (расходный кассовый ордер N 1 от 11.01.2019); N 11, 12, 13, 14 от 25.01.2019 (расходный кассовый ордер N 2 от 25.01.2019); N 17 от 30.01.2019 (расходный кассовый ордер N 3 от 01.02.2019); N 26 от 08.02.2019 (расходный кассовый ордер N 4 от 08.02.2019); N 18, 19, 21, 22, 24, 28 от 12.02.2019 (расходный кассовый ордер N 6 от 12.02.2019); N 34 от 25.02.2019 (расходный кассовый ордер N 7 от 25.02.2019); N 29, 30, 31, 32, 37 от 27.02.2019 (расходный кассовый ордер N 8 от 27.02.2019); N 40, 42, 44, 45, 47 от 20.03.2019 (расходный кассовый ордер N 10 от 20.03.2019); N 49, 50, 51, 52, 53 от 27.03.2019 (расходный кассовый ордер N 12 от 27.03.2019); N 56 от 02.04.2019 (расходный кассовый ордер N 13 от 02.04.2019); N 57, 59, 60, 62, 64, 65 от 12.04.2019 (расходный кассовый ордер N 14 от 12.04.2019); N 67 от 17.04.2019 (расходный кассовый ордер N 16 от 17.04.2019); N 69, 70, 71, 73, 74 от 26.04.2019 (расходный кассовый ордер N 17 от 26.04.2019); N 75, 77, 78, 79, 80 от 08.05.2019 (расходный кассовый ордер N 18 от 08.05.2019); N 83, 85 от 27.05.2019 (расходный кассовый ордер N 19 от 27.05.2019); N 87 от 31.05.2019 (расходный кассовый ордер N 20 от 31.05.2019); N 88 от 11.06.2019 (расходный кассовый ордер N 21 от 13.06.2019), вышеуказанным иностранным гражданам выплачена заработная плата путем выдачи наличных денежных средств.
Заработная плата выплачена путем выдачи наличных денежных средств чем, по мнению инспекции, было нарушено требование части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ, Закон о валютном регулировании).
Это обстоятельство явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении от 28.10.2020 N 02782030100015800001.
Постановлением N 02782030100015800005 от 16.11.2020 ООО "БлескСервис Сигма" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 299 615 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам действующего законодательства.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности. Соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Валютные правоотношения носят комплексный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Именно такие отношения регулируются Законом о валютном регулировании, согласно статье 2 которого, этот закон определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Пунктом "б" части 9 статьи 1 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком.
При этом юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Для применения положений части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании необходимо учитывать соответствующие положения гражданского законодательства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании, нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей статьи.
Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт "б" пункт 6 часть 1 статьи 1).
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (часть 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании).
В рассматриваемом случае работники ООО "БлескСервис Сигма": Бикулова Венера Мухамедовна, Искандарова Гуландом Рахимовна, Кадирова Наргиза Акрамовна, Кретова Ирина Николаевна, Курбонов Ибодилло Муродиллоевич, Курбонов Хабибилло Муродиллоевич. Мадаминова Дилшодай Сабировна, Маткаримова Мохигул Мирза Кизи, Нарзуллоев Шухрат Мухиддинович, Овсспян Марине Грантовна, Турдиев Акмал Шоипджонович, Фатгаева Сабина Дилшодовна, Хамдамова Фируза Зохиджоновна, Шахриеров Шахзод Шайдилло Угли являются иностранными гражданами. Доказательств наличия у указанных работников вида на жительства или гражданства Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждается, что ООО "БлескСервис Сигма", являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России.
В этой связи инспекция пришла к правильному выводу о том, что общество совершило валютные операции, так как под валютной операцией понимается, в частности, отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации (пункт 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона о валютном регулировании, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании. В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Таким образом, возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
Требование валютного законодательства о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
Как следует из статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Из вышеуказанного следует, что реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, но и другими нормативными правовыми актами, в том числе положениями Закона о валютном регулировании.
Поскольку работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, в случае выплаты резидентом физическим лицам - нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства. Соответственно локальные правовые акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить положениям указанного Закона. При этом в данном случае нормы Федерального закона N 173-ФЗ имеют приоритет над положениями Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части отклоняются, как не основанные на законе.
Факт нарушения указанного нормативного требования заявителем подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Это обстоятельство не оспаривается и подателем апелляционной жалобы.
Следовательно, в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина привлекаемого лица, в силу требований части 2 статьи 2.1 Кодекса и статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должна быть установлена и доказана административным органом при вынесении постановления.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, материалы дела не содержат, следует признать подтвержденной вину заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
Таким образом, наличие в действиях ООО "БлескСервис Сигма" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения (в том числе применения положений статьи 2.9 КоАП РФ), судом первой инстанции и апелляционной коллегией не установлено.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочной категорией, которая устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Однако материалы дела не содержат доказательств, указывающих на исключительный характер допущенного обществом правонарушения.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Между тем фактические обстоятельства совершения правонарушения, степень общественной опасности правонарушения, многочисленные валютные операции, минуя счет в уполномоченном банке свидетельствуют о создании существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации и исключают возможность признания данного правонарушения малозначительным.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых в настоящем случае могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.
По итогам оценки фактических обстоятельств дела, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для освобождения общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ за совершение оцениваемого правонарушения.
При назначении наказания административным органом применены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и размер административного штрафа составил 299 615 рублей, что соответствует конституционным принципам равенства, пропорциональности и соразмерности, обеспечивая индивидуализацию наказания виновного лица и не допуская избыточного ограничения его имущественных прав и интересов.
Назначенное обществу постановлением административного органа наказание соответствует санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и согласуется с общими принципами юридической ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания, в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, назначается взамен административного штрафа при наличии обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является установленный порядок осуществления валютных операций, его нарушение посягает на экономическую безопасность государства, ведет к неконтролируемому обороту валюты Российской Федерации, нарушению стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, направлениями которой являются в том числе, преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой (пункты 55, 58, 59, 62).
Таким образом, статья 4.1.1 КоАП РФ не применима к правонарушению, совершенному обществом, связанному с неисполнением требований норм валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, образующему существенную угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению реализации единой государственной валютной политики.
Выводы суда об отсутствии совокупности обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, являются обоснованными, а доводы общества несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании статьи 208 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.04.2021 по делу N А07-30066/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БлескСервис Сигма" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30066/2020
Истец: ООО "БЛЕСКСЕРВИС СИГМА"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N1 по РБ