город Омск |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А46-14944/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Сафронова М.М., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4654/2021) публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Омской области от 11.03.2021 по делу N А46-14944/2020 (судья Микуцкая А.П.), принятое по иску акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к публичному акционерному обществу "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) о взыскании 1 085 676 руб. 12 коп.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (ИНН 5502050244, ОГРН 1025500530252), Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН 1045504034840, ИНН 5503084944),
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "ОмскВодоканал" - Пироговой Е.И. по доверенности от 24.12.2020;
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Мурановой Т.В. по доверенность от 11.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - АО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", ответчик, апеллянт) о взыскании задолженности за самовольное пользование централизованной системой водоснабжения в период с 11.04.2019 по 20.02.2020 в сумме 801 000 руб.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 1 085 676 руб. 12 коп.
Уточнённые исковые требования приняты судом первой инстанции к рассмотрению.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области", Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.03.2021 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 1 002 288 руб. 42 коп. В удовлетворении остальной части иска откзано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит следующие доводы: установка пломбы на пожарном гидранте ПГ-550 и проверка указанного гидранта проводилась истцом без уведомления ответчика и участия его уполномоченных представителей; водопроводный колодец с пожарным гидрантом находятся за территорией подстанции, при этом доступ к колодцу свободен для любого лица; при проверке пожарного гидранта доступ представителя истца на территорию подстанции не осуществлялся; истцом не представлены доказательства уведомления ответчика о предстоящей опломбировке гидранта.
В материалы апелляционного производства 28.04.2021 поступил отзыв истца, в котором АО "ОмскВодоканал" выражает несогласие с позицией, изложенной апеллянтом в жалобе, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.05.2015 между АО "ОмскВодоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, организация ВКХ) и ОАО "МРСК Сибири" (абонент, в настоящее время - ПАО "Россетти Сибирь") заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 14388/1, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную техническую воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1 договора).
Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении N 1 (пункт 2 договора).
Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 2 (пункт 3 договора).
Приложениями N 1 и N 2 к договору установлено, что граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, расположенного по адресу: г. Омск, 12 км. Красноярского тракта является наружная стена многоквартирного дома N 8 по ул. Малиновского.
Оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду, устанавливаемым в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен. Расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду в объеме потребленной холодной воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным (пункты 7, 8 договора).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 договора, абонент обязан обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности.
Согласно подпунктам "к", "л", "м" пункта 14 договора абонент обязан:
- уведомлять организацию ВКХ в случае передачи прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоснабжение, устройства и сооружения, предназначенные для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения, а также в случае предоставления прав владения и (или) пользования такими объектами, устройствами или сооружениями третьим лицам в порядке, установленном разделом IX настоящего договора;
- незамедлительно сообщать организации ВКХ обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных сетях, сооружениях и устройствах, приборах учета, о нарушении работы централизованной системы холодного водоснабжения;
- обеспечивать в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, ликвидацию повреждения или неисправности водопроводных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности и устранять последствия таких повреждений или неисправностей.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 13 договора организация ВКХ вправе осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной абонентом) холодной воды и за наличием самовольного пользования и (или) самовольного подключения абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и принимать меры по предотвращению самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованной системе холодного водоснабжения.
Договор вступает в силу с даты его подписания, заключен на срок до 31.12.2014 и может быть продлен, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора (пункты 61, 62, 63 договора).
Как указывает истец, согласно результатам проверки прибора учета, оформленной актом от 07.08.2017, на объекте ПАО "МРСК Сибири" по адресу 12 км. Красноярского тракта" имеется один ввод водопровода, узел учета установлен в здании ПС "Северо-Западная" СГВ-15 N 10195734. Перед территорией установлен ПГ-550 (пломба N 2730390), пломбы не нарушены.
27.01.2020 в соответствии с поступившей 15.01.2020 от абонента заявкой на опломбировку ПУ на подстанции "Северо-Западная", представителем АО "ОмскВодоканал" проведено обследование объекта, расположенного по адресу:
г. Омск, 12 км. Красноярского тракта, в ходе которого обнаружено нарушение целостности пломбы N 2730390 на пожарном гидранте N 550.
По результатам проверки составлен акт от 27.01.2020 N 000018, от подписания которого представитель абонента отказался.
При этом как следует из ответа ГУ МЧС России от 06.02.2020 N 1005-22-5 на запрос истца, ПГ-550 с 01.01.2019 для нужд пожаротушения не использовался, 10.04.2019 данный пожарный гидрант был визуально осмотрен при проведении практических занятий дежурным караулом, в ходе чего установлено, что колодец ПГ-550 затоплен водой, опломбирован, пломба в наличии.
21.02.2020 ПГ-550, расположенный в 13 метрах от стены здания подстанции, опломбирован (пломба N ВК018850), установлено, что трубопровод засыпан грунтом и визуально не просматривается, о чем составлен акт.
28.02.2020 в ходе проведенного обследования объекта подстанции "Северо-Западная", расположенной по адресу: 12 км. Красноярского тракта установлено, что точка подключения объекта находится в здании по адресу Красноярский тракт, д. 20 в помещении организации КУ УДХ Омской области, диаметр в точке подключения равен 50 мм. При осмотре водопроводного колодца установлено, что ПГ-550 диаметром равным 100 мм., расположенный в водопроводном колодце смонтирован на трубопроводе диаметром равным 65 мм., диаметр подведенного трубопровода в здание подстанции - 65 мм. Указанные обстоятельства зафиксированы фото/видеосъемкой и отражены в акте от 28.02.2020, от подписи которого абонент также отказался.
Считая, что выявленные 27.01.2020 нарушения повлекли за собой возможность самовольного безучетного пользования централизованными системами водоснабжения, истец произвел начисление платы за водный ресурс за период с 11.04.2019 по 20.02.2020, исходя из пропускной способности устройств.
Акт от 27.01.2020 N 000018 и расчет начислений по пропускной способности устройств направлены истцом в адрес ПАО "МРСК Сибири" 28.01.2020. Также в адрес абонента направлена претензия от 25.06.2020 N И.ОмВК.25062020-031 с предложением оплатить задолженность в размере 1 085 676 руб. 12 коп.
Отсутствие действий со стороны абонента по оплате задолженности в указанном размере явилось основанием для предъявления истцом настоящего иска в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части, с чем выразил несогласие ответчик.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
По правилам статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В связи с направленностью государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения на повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды, согласно статье 3 Закона N 416-ФЗ, вода и сточные воды в силу пункта 11 статьи 2, части 2 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, пункта 3 Правил N 776, подлежат коммерческому учету - определению количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений (приборов учета) или расчетным способом.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона N 416-ФЗ осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 16 Правил N 776).
В соответствии с частью 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, подпунктом "а" пункта 14 Правил N 776, коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения.
Под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета (пункт 2 Правил N 644).
Согласно подпункту "а" пункту 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.
При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев.
Как разъяснено в определении от 20.12.2016 N 2650-О Конституционного Суда Российской Федерации, содержащееся в подпункте "а" пункта 16 Правил N 776, принятое в соответствии с положениями статьи 20 Закона N 416-ФЗ, направлено, с учетом особенностей регулируемых отношений, на обеспечение баланса интересов сторон договоров водоснабжения и водоотведения в случаях такого нарушения условий договора, как безучетное потребление коммунальных ресурсов.
В силу пункта 35 Правил N 644 абонент обязан, в том числе, обеспечивать учет получаемой холодной воды, сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения, включая пожарные гидранты, задвижки, краны, установки автоматического пожаротушения.
Как указано выше, подпунктом "б" пункта 14 договора от 22.05.2015 N 14388/1 предусмотрена аналогичная обязанность абонента обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента.
В силу пункта 50 Правил N 776 лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение (абонента или транзитную организацию), и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности).
Установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 51 Правил N 776).
Согласно пунктам 42 - 44 Правил N 776 по результатам проверки узла учета организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, оформляет акт допуска узла учета к эксплуатации. Перед подписанием которого (при отсутствии оснований для отказа в допуске узла учета к эксплуатации) представитель организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет установку контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета.
Как устанавливает Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула); противопожарный режим включает в себя, среди прочего, порядок содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов; при этом федеральный государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, он осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты (абзацы 4, 6, 12 статьи 1)
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Технического регламента).
Согласно статье 4 Технического регламента к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2).
Статьей 51 Технического регламента определено, что целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
В силу частей 1, 2 статьи 62 Технического регламента здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Частью 1 статьи 127 Технического регламента предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
В соответствии с пунктом 55 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (действующим на дату проверки и утратившем силу с 01.01.2021) руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования обязанность содержать пожарные гидранты лежит на лице, в границах эксплуатационной ответственности которого они находятся (пункт 1 части 2 статьи 68 Технического регламента, пункт 55 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", подпункт "к" пункта 35 Правил N 644).
Как ранее отмечалось апелляционным судом, в приложении N 2 к договору N 14388/1 границей эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, расположенного по адресу: г. Омск, 12 км. Красноярского тракта, является наружная стена многоквартирного дома N 8 по ул. Малиновского.
Также истцом представлен акт установления границ эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации от 25.04.2008, составленный между ОАО АК "Омскэнерго" и ООО "ЖКХ-Сервис", согласно которому граница ответственности установлена в здании гаража ГУ УДХ Омской области.
Более того, истцом к исковому заявлению приложены фотоматериалы, в том числе фото здания подстанции, на которой размещен указатель на наличие в непосредственной близости от здания ПГ-550.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что спорный ПГ-550 находится на сетях водопровода в границах эксплуатационной ответственности ответчика. Доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Само по себе не отражение пожарного гидранта на схеме, являющейся приложением к акту разграничения эксплуатационной ответственности, не освобождает ответчика от обязанности содержать пожарный гидрант, обеспечивать сохранность пломб.
Возражая против удовлетворения требования, в апелляционной жалобе ответчик указывает, что ПАО "Россети Сибирь" не извещалось о проведении проверки пожарного гидранта 27.01.2020, проверка указанного гидранта проводилась истцом без участия его уполномоченных представителей.
Признавая указанные доводы ответчика подлежащими отклонению, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как указано выше, ПАО "Россети Сибирь" письмом от 09.01.2020 обратилось к истцу с просьбой направить представителя водоснабжающей организации для осмотра и опломбировки прибора учета СГВ-15 N 10195734 на подстанции Северо-Западная по адресу: г. Омск, ул. 12 км. Красноярского тракта. Указанное письмо поступило в АО "ОмскВодоканал" 15.01.2020.
По утверждению истца, в целях согласования даты и времени проведения осмотра и опломбировки по заявке абонента осуществлены переговоры с представителем абонента - мастером Шарыповым Тамиром Тухватловичем по телефону, указанному в заявке. При техническом осмотре производилось фото- и видео фиксация.
Из видеозаписи хода осмотра объекта ПАО "Россети Сибирь", представленной в материалы дела истцом, а также показаний свидетеля Кирьянова Ю.И., допрошенного судом первой инстанции в судебном заседании 21.01.2021, следует, что осмотр спорного ПГ проводился в присутствии представителей организации ВКХ и абонента.
Утверждение ответчика о том, что отдельные фрагменты на фото- и видеоматериалах в момент проведения 27.01.2020 осмотра ПГ-550, указывающие на присутствие неопознанных лиц не свидетельствуют о присутствии на указанном объекте сотрудника ПАО "Россети Сибирь" подлежат отклонению как необоснованные.
Согласно статье 182 ГК РФ полномочие может, в том числе явствовать из обстановки, в которой действует представитель.
Как следует из представленного в материалы дела акта от 27.01.2020 N 000018 при осмотре водопроводного колодца объекта ПАО "Россети Сибирь" от абонента присутствовал Шарыпов Т.Т.
27.01.2020 Шарыпов Т.Т. прибыл совместно с Кирьяновым Ю.И. и осуществил допуск представителя истца на закрытую территорию подстанции "Северо-Западная", в связи с чем у истца отсутствовали основания сомневаться в наличии у сопровождающего его лица (Шарыпова Т.Т.) полномочий на подписание актов.
Таким образом, полномочия Шарыпова Т.Т. явствовали из обстановки, в которой он действовал, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 182 ГК РФ.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонен довод ответчика о подписании акта от 07.08.2017 осмотра и опломбировки спорного ПГ неуполномоченным лицом - Абулиновским О.А.
Обстановка, в которой действует представитель, как фактор, подтверждающий его полномочия и заменяющая собой выданную в установленном порядке доверенность, представляет собой опровержимую презумпцию наличия таких полномочий у представителя.
Лицо, оспаривающее их наличие, обязано доказать отсутствие обстановки, порождающей у добросовестного контрагента впечатление о существовании полномочий представителя, в противном случае они предполагаются (постановления Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 N 3172/12, от 03.07.2012 N 3170/12, от 24.06.2014 N 1332/14).
Подобных надлежащих доказательств ответчик не представил, следовательно, полномочия Абулиновского О.А., Шарыпова Т.Т. на представительство при составлении и подписании актов не опровергнуты, а сами акты являются надлежащими доказательствами самовольного пользования централизованной системой водоснабжения.
Бесспорных доказательств, опровергающих доводы истца о самовольном пользовании централизованной системой холодного водоснабжения, а также установленные и зафиксированные актом от 27.01.2020 обстоятельства, ПАО "Россетти Сибирь", в нарушение статьи 65 АПК РФ, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представило, равно как и не представило доказательства невозможности потребления воды из неопломбированного пожарного гидранта.
Вместе с тем материалами дела, в том числе фото - и видеоматериалами, подтверждается, что на момент проверки пломба на спорном гидранте отсутствовала.
Как следует из пояснений свидетеля Кирьянова Ю.И., в ходе осмотра колодца установлено, что крышка на пожарном гидранте была открыта, пломба сорвана. Данная крышка должна быть закрыта, на ней имеются специальные отверстия для опломбировки. При открытии крышки имеется возможность накрутить пожарный стендер и пользоваться водой.
Открытая крышка на ПГ и сорванная пломба также зафиксированы фотоматериалами.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие пломбы на пожарном гидранте является нарушением требований содержания водопроводных сетей абонентом (подпункты "в", "г" пункта 35 Правил N 644), поскольку создает условия для несанкционированного водопотребления и ведет к необходимости применения расчетного способа коммерческого учета воды (в соответствии с пунктами 14, 15, 16 Правил N 776).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения Закона N 416-ФЗ и пункта 16 Правил N 776 судом первой инстанции сделан верный вывод о наличии оснований для применения расчетного метода определения объема коммунального ресурса, предусмотренного подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776, исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
Истцом произведен расчет безучетного пользования централизованными системами водоснабжения за период с 11.04.2019 по 20.02.2020 (316 дней) в объеме 64297,152 м3, что составило сумму 1 085 676 руб. 12 коп. (с учетом НДС), с учетом действующих тарифов 13 руб. 61 коп. (в период апрель - июнь 2019 года) и 14 руб. 23 коп. (с июля 2019 года).
Суд первой инстанции, принимая во внимание информацию ГУ МЧС России по Омской области, согласной которой пожарный гидрант, установленный на территории подстанции "Северо-Западная", не использовался на пожарах в период с 01.01.2019, проверен 10.04.2019 и на данную дату был опломбирован, а также, что истцом не представлены какие-либо доказательства невозможности опломбировать спорный пожарный гидрант 27.01.2020 (при проверке и опломбировке ПУ на объекте ответчика), хотя такая возможность у АО "ОмскВодоканал" имелась, посчитал обоснованным требование истца о взыскании задолженности за период с 11.04.2019 по 27.01.2020 на сумму 1 002 288 руб. 42 коп.
Проверив расчет суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным, соответствующим положениям действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела (периоду безучетного пользования системами водоснабжения).
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные исковые требований в части, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, ранее заявленные ответчиком в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Обстоятельства спора исследованы судом всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие ответчика с решением суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.03.2021 по делу N А46-14944/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
М.М. Сафронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14944/2020
Истец: АО "ОМСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Третье лицо: Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Государственного учреждения - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного учреждения - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области"