Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 августа 2021 г. N Ф08-8137/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А20-5373/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей: Джамбулатова С.И., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Днепровским А.О., при участии в судебном заседании представителей конкурсного управляющего ГУП КБР "Чегемэнерго" - Аммаева Р.Р. - Третьяк Е.С. (доверенность от 02.11.2020) и Кочесоковой М.З. (доверенность от 22.05.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ГУП КБР "Чегемэнерго" - Аммаева Р.Р. на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.02.2021 по делу N А20-5373/2017, принятое по заявлению конкурсного управляющего ГУП КБР "Чегемэнерго" - Аммаева Р.Р. об отложении проведения оценки рыночной стоимости имущества должника, в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) государственного унитарного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Чегемэнерго" (ОГРН 1040700101177, ИНН 0708009762),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России (далее по тексту - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании государственного унитарного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Чегемэнерго" несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 21.06.2018 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утверждена Алькема О.В.
Решением суда от 13.08.2019 государственное унитарное предприятие Кабардино-Балкарской Республики "Чегемэнерго" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Аммаев Р.Р.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) конкурсный управляющий должника Аммаев Р.Р. обратился с заявлением об отложении проведения оценки рыночной стоимости имущества должника с привлечением независимого оценщика, до окончания инвентаризации всего имущества должника и оформления прав ГУП КБР "Чегемэнерго" на неоформленное имущество.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.02.2021 в удовлетворении заявленных требований конкурсному управляющему отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для отложения проведения оценки рыночной стоимости имущества должника.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, конкурсный управляющий должника Аммаев Расул Рамазанович обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнением к апелляционной жалобе, в которых просил определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт не согласен с выводом суда о длительном бездействии арбитражного управляющего по регистрации прав должника, его инвентаризации и оценки. Судом не учтено, что для проведения оценки имущества должника необходимо окончательно сформировать конкурсную массу, оформить права должника на земельные участки, ранее переданные ему в постоянное бессрочное пользование, на трансформаторные подстанции и земельные участки под ними, и только потом оформить результаты оценки в виде отчета об оценке. При этом, отказывая в отложении проведения оценки суд, не учел, что проведение торгов в отношении каждой части проинвентаризированного имущества существенно увеличит расходы должника на процедуру банкротства. Кроме того, суд также не учел, что отсутствие документов на имущество, ввиду не передачи их бывшим руководителем должника, повлекло за собой затруднение при проведении инвентаризации имущества и пополнения конкурсной массы должника.
Определением суда от 31.05.2021 в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Годило Н.Н. на судью Жукова Е.В.
Представители конкурсного управляющего ГУП КБР "Чегемэнерго" - Аммаева Р.Р. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в данном обособленном споре, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 27.04.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей апеллянта, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.02.2021 по делу N А20-5373/2017 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со статьей 130 Закона о банкротстве конкурсным управляющим в ходе конкурсного производства осуществляется инвентаризация и оценка имущества. Закон о банкротстве, не предусматривая конкретные сроки инвентаризации, предписывает ее проведение в качестве первоочередного мероприятия конкурсного управляющего наряду с принятием имущества должника в ведение.
Однако из совокупности норм статей 20.3, 129 - 131 Закона о банкротстве следует, что такие действия должны быть осуществлены конкурсным управляющим в наиболее короткие сроки.
Исходя из разумности действий конкурсного управляющего, проведение мероприятий, предусмотренных статьей 129 Закона о банкротстве, должно быть осуществлено в пределах срока конкурсного производства.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организаций и оформления ее результатов установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, процедура конкурсного производства в отношении должника открыта 13.08.2019; по ходатайству конкурсного управляющего определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2019 срок инвентаризации имущества должника продлен до 14.02.2020. При этом, определением от 20.03.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020, конкурсному управляющему Аммаеву Р.Р. было отказано в удовлетворении очередного ходатайства о продлении срока проведения инвентаризации имущества должника еще раз на три месяца.
Между тем, в отведенный управляющим срок, инвентаризация имущества в полном объеме не проведена, а следовательно и оценка выявленного имущества. При этом поэтапные итоги инвентаризации имущества должника были размещены конкурсным управляющим Аммаевым Р.Р. в ЕФРСБ 08.11.2019 (сообщение N 4357823), 16.07.2020 (сообщение N 5222562), 04.09.2020 (сообщение N 5429469), 29.10.2020 (сообщение N 5663007).
С учетом того, что конкурсная масса в полном объеме не сформирована управляющий просит отложить проведения оценки рыночной стоимости имущества должника с привлечением независимого оценщика, до окончания инвентаризации всего имущества должника.
В силу пункта 2 статьи 130 Закона о банкротстве, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика для определения стоимости имущества должника является обязательным, отчет оценщика об оценке имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (далее - орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков). В пункте 3 статьи 130 указанного закона предусмотрено, что в течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету.
Закон о банкротстве, не предусматривая конкретные сроки проведения оценки, предписывает ее проведение в качестве первоочередного мероприятия конкурсного управляющего наряду с принятием имущества должника в ведение и его инвентаризацию.
Между тем, управляющим доказательств наличия препятствий (уважительных причин) в подготовке отчетов об оценке в разумные сроки, принятия кредиторами решения о проведении оценки только после оформления права собственности на все имущество должника, которое выявлено на момент подачи настоящего заявления и которое будет выявлено, конкурсным управляющим не представлено.
При этом из протокола собрания кредиторов должника от 29.10.2020 следует, что кредиторы не приняли решения об отложении проведения рыночной оценки стоимости имущества должника до окончания инвентаризации всего имущества должника и оформления прав должника на неоформленное имущество.
Управляющий, заявляя соответствующее ходатайство не представил сведения о том, в какие сроки конкурсным управляющим будут проведены мероприятия по инвентаризации имущества должника, какие конкретно меры должны быть приняты и приняты конкурсным управляющим для оформления документов, а также сведения о том, когда фактически конкурсным управляющим при инвентаризации было установлено отсутствие оформленных прав должника на часть имущества должника, какие меры с момента установления данных фактов были предприняты конкурсным управляющим для оформления прав собственности должника.
Каких-либо доказательств того, что не отложение проведения оценки рыночной стоимости имущества должника до окончания инвентаризации всего имущества должника приведет к увеличению расходов на проведение процедуры банкротства не представлено.
Так из представленных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных конкурсному управляющему ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по КБР следует, что сведения о правах должника на недвижимое имущество должника предоставлены конкурсному управляющему 26.08.2019, при этом управляющим не предприняты меры по оформлению прав собственности с 14.02.2020, равно как и не представлено доказательств принятия мер по оформлению прав собственности должника с 14.02.2020, когда должна быть закончена инвентаризация. Указанные действия не отвечают принципам разумности и добросовестности, а также интересам кредиторов, увеличивает расходы на проведение процедуры банкротства, в том числе на содержание имущества, на выплату вознаграждения конкурсному управляющему.
Следовательно, судом установлено отсутствие оснований для отложения проведения оценки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что конкурсный управляющий не доказал необходимость отложения проведения оценки рыночной стоимости имущества должника с привлечением независимого оценщика, до окончания инвентаризации всего имущества должника и оформления прав ГУП КБР "Чегемэнерго" на неоформленное имущество. Между тем, в случае возникновения необходимости в отложении оценки рыночной стоимости имущества должника до проведения какого-либо мероприятия конкурсным управляющим, то такое решение может быть принято кредиторами в установленном Законом о банкротстве порядке.
Суд также исходит из того, что процедура конкурсного производства проводится длительное время, более полутора лет, следовательно, отложение проведения оценки рыночной стоимости имущества должника на неопределенный срок противоречит положениям Закона о банкротстве.
При этом управляющий ссылаясь на то, что бывшим руководителем должника управляющему не переданы документация и материальные ценности, управляющий не представил сведений о мероприятиях, проведенных судебным приставом-исполнителем по исполнению определения суда об истребовании документов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что конкурсный управляющий документально не обосновал необходимость в отложении проведения оценки рыночной стоимости имущества должника в установленный Законом о банкротстве срок, с учетом обстоятельства продления срока инвентаризации.
Факт уклонения бывшего руководителя от передачи конкурсному управляющему имущества и документов должника применительно к данной ситуации значения не имеет, поскольку не препятствует конкурсному управляющему совершить действия по оценки имущества, фактически имеющегося.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из того, что заявление соответствующего ходатайства по существу направлено на продление инвентаризации имущества должника, в котором управляющему определением от 20.03.2020 отказано.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.02.2021 по делу N А20-5373/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5373/2017
Должник: ГУП КБР "Чегемэнерго"
Кредитор: УФНС РФ про КБР
Третье лицо: АО Энергомера, АУ-Алькема О.В., АУ-Аммеев Р.Р., Бозиев А.К., Государственная инспекция гостехнадзора по КБР, Государственный комитет КБР по энергетике, тарифам и жилищному надзору, ИФНС N2 по г.Нальчику регистрирующий орган, Министерство земельных и имущественных отношений КБР, ПАО "МРСК Северного Кавказа", ПАО "МРСК СК", представителю должника-Иванову Х.М., СО Крымский союз профессиональных арбитражных управляющих "ЭКСПЕРТ", СРО -Ассоциация ведущих арбитражных управляющих "Достояние", УГИБДД МВД по КБР, УФАС по КБР, УФРС по КБР, Федеральная антимонопольная служба, ФКУ "Центр ГИМС МЧС" по КБР, Чегемский районный суд КБР, Чегемский РО СП УФССП по КБР, Шестнадцатый арбитражный суд
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14027/2023
29.11.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
02.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8215/2022
03.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
01.12.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
19.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11558/2021
18.08.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
15.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8137/2021
07.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
17.05.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3124/2021
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3116/2021
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3118/2021
04.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-107/2021
03.02.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
28.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10317/20
19.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6961/20
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6985/20
03.09.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
26.08.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
26.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
22.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17
13.08.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17
31.05.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
26.04.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5744/18
31.08.2018 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17
21.06.2018 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5373/17