г. Москва |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А41-3080/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчинова М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Теслюк В.М. по доверенности от 28.12.2020 N 280ОВ-444, диплом о высшем юридическом образовании;
от ПАО "Россети Московский регион" - Мигаль В.А. по доверенности от 12.04.2021 N ЮЭС-171-Д, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области
от 01 апреля 2021 года по делу N А41-3080/21
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
к публичному акционерному обществу "Россети Московский регион"
об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион", ответчик) об обязании своими силами произвести уборку лесного участка Мещерского участкового лесничества квартала 16 выдела 27 от строительных и бытовых отходов на площади 0,0094 га.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2021 года по делу N А41-3080/21 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 1 л. д. 98-100).
Не согласившись с данным судебным актом, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель ПАО "Россети Московский регион" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 сентября 2020 года государственным лесным инспектором Московской области был составлен протокол об административном правонарушении N 13-368/2020 о том, что вблизи п. Новогородово в квартале 16 выделе 27 Мещерского участкового лесничества ПАО "Россети Московский регион" допустило нарушение Правил санитарной безопасности в лесах, выразившееся в загрязнении лесного участка, находящегося в охранной зоне ЛЭП 3 кВ "Лаговская-Епифановка", строительными и бытовыми отходами на площади 0,0094 га (т. 1 л. д.10).
30 сентября 2020 года ответчику было выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства, а именно, в срок до 27.10.2020 освободить лесной участок Мещерского участкового лесничества квартала 16 выдела 27 на площади 0,0094 га от строительных и бытовых отходов (т. 1 л. д. 11).
02 ноября 2020 года государственным лесным инспектором Московской области был составлен протокол N 13-417/2020 о том, что вышеназванное предписание государственного лесного инспектора Московской области в установленный срок ответчиком не выполнено (т. 1 л. д. 15).
Постановлением Комитета лесного хозяйства Московской области от 15.10.2020 N 13-368/2020 ответчик был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 (т. 1 л. д. 18-20).
Поскольку указанный выше лесной участок до настоящего времени ответчиком от строительного и бытового мусора не освобожден, комитет обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
Согласно положениям статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия (часть 1), которая осуществляется не только органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и физическими и юридическими лицами в пределах их полномочий (часть 3).
На момент лесонарушения действовали Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила N 607), устанавливающие порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (подпункт 1 пункта 14 Правил).
Согласно пункту 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила N 2047) и действующих в настоящее время, в лесах не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Названные Правила, равно как и Правила N 607, устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр и т.д. ( пункт 25 Правил N 607, пункт 29 Правил N 2047).
Как следует из материалов дела, факт несоблюдения ответчиком Правил санитарной безопасности в части нарушения порядка уборки лесного участка от бытового и строительного мусора подтверждается актом осмотра территории лесного участка, фототаблицами и протоколом об административном правонарушении.
Согласно пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
В рассматриваемом случае строительные и бытовые отходы на площади 0,0094 га расположены в зоне с особыми условиями использования - в охранной зоне ЛЭП 3 кВ "Лаговская-Епифановка" вблизи п. Новогородово. Лесной участок Мещерского участкового лесничества квартала 16 выделе 27 используется исключительно электросетевой организацией под размещение ЛЭП, включая охранную зону и ее обслуживание.
Факт использования лесных участков при эксплуатации линейных объектов подтверждается материалами дела.
При этом ответчик, как электросетевая организация, обслуживающая указанную ЛЭП, не обеспечил в охранной зоне уборку лесного участка от строительного и бытового мусора на площади 0,0094 га, что зафиксировано в акте осмотра и приложенном к нему фотоматериале.
Доказательств того, что расположенные на лесном участке строительные и бытовые отходы на площади 0,0094 га являются несанкционированной свалкой ответчиком также суду не представлено.
Обязанность ответчика по уборке лесного участка от бытового и строительного мусора вытекает из следующего.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, действующих на момент совершения правонарушения, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Аналогичные положения содержатся в пункте 17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
Таким образом, вышеназванные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение регулярной очистки просеки от захламления.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила N 160), сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что требование истца об обязании ответчика своими силами произвести уборку лесного участка Мещерского участкового лесничества квартала 16 выдела 27 от строительных и бытовых отходов на площади 0, 0094 га является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2021 года по делу N А41-3080/21 отменить.
Обязать публичное акционерное общество "Россети Московский регион" своими силами произвести уборку лесного участка Мещерского участкового лесничества квартала 16 выдела 27 от строительных и бытовых отходов на площади 0, 0094 га.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3080/2021
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"