г. Москва |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А40-253577/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Елоева А.М.,
судей: Веклича Б.С., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пиццерия "Престо" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2021 по делу N А40-253577/20
по иску ИФНС России N 31 по Москве (ОГРН 1047731038882; ИНН 7731154880)
к ООО "Пиццерия "Престо" (ОГРН: 1052901206710, ИНН: 2901142692)
о взыскании,
при участии в судебном заседании: от истца: Колчина С.В. по доверенности от 18.05.2021, от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России N 31 по Москве обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО "Пиццерия "Престо" о взыскании неосновательного обогащения в размере 545 850 руб.
Решением суда от 02.03.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ответчиком истцу 06.05.2020 направлено по ТКС заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства N 576 субсидии за апрель и май 2020, которое впоследствии в автоматическом режиме было разделено на 2 отдельных заявления.
В выплате субсидии за май 2020 года было отказано, о чем налогоплательщику сообщено по ТКС 08.08.2020 года.
В отношении выплаты субсидии за апрель 2020 года установлено следующее.
На момент проведения проверки соответствия ООО "ПИЦЦЕРИЯ "ПРЕСТО" критериям, установленным п.3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике: Основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 года ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2.
На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика условиям получения субсидии, указанным в постановлении Правительства N 576, произволен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
С учетом изложенного субсидия за апрель 2020 года в размере 545 850 руб. (12 130 руб. * 45 чел. в марте) 02.06.2020 поступила на счет ООО "ПИЦЦЕРИЯ "ПРЕСТО", указанный в заявлении (платежное поручение N 277018).
Впоследствии, в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 576 установлено следующее.
В соответствии с пп. "е" п. 3 Правил количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
При автоматической обработке заявления ООО "ПИЦЦЕРИЯ "ПРЕСТО" от 06.05.2020 о выдаче субсидии за апрель 2020 в базе данных Инспекции показатель количества работников был завышен в 2 раза и отображен как 80 работников получателя субсидии в апреле 2020 года.
По сведениям, поступившим из Пенсионного фонда РФ по состоянию на 31.03.2020, в ООО "ПИЦЦЕРИЯ "ПРЕСТО" фактическое количество работников составляло 45, а по состоянию на 30.04.2020 - 40 человек.
То есть, произошло снижение численности работников на 5 единиц.
Соответственно количество работников получателя субсидии в апреле составляет 88,9% от количества работников в марте 2020 года, что противоречит вышеуказанному условию предоставления субсидии за апрель 2020 года, установленному постановлением Правительства N 576.
В адрес Общества Инспекцией 27.07.2020 по ТКС направлено уведомление от 21.07.2020 б/н о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.
Данное уведомление получено получателем субсидии 27.07.2020, что подтверждается извещением о получении электронного документа. 29.10.2020 повторное уведомление б/н от 29.10.2020 вручено лично руководителю Общества, что подтверждается подписью Н.В. Шестаковой.
Получателем субсидии 09.11.2020 по ТКС представлены возражения вх. N 047479 на уведомление о возврате полученной, суммы субсидии, согласно которому Общество сообщает, что количество работников в апреле 2020 года составило 91,12% от работников в марте. Численность штата в марте составила 45 человек, а в апреле 41 человек.
По мнению получателя субсидии, в отчетность ошибочно не был включен директор общества, что в дальнейшем скорректировано путем подачи дополнительной формы СЗВ-М, а также произведен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, произведены выплаты страхового обеспечения, удержан налог с дохода физического лица.
Корректировочный расчет по страховым взносам за 6 месяцев 2020 года представлен Обществом 06.10.2020, что подтверждается данными из базы данных Инспекции. 03.12.2020 в адрес Общества направлен по ТКС запрос (исх. N 06-10/60070) о причинах поздних корректировок сумм страховых взносов, что подтверждается извещением о получении электронного документа 03.12.2020 в 15 ч. 27 мин.
По мнению истца, удерживаемая ответчиком сумма субсидии представляет собой неосновательное обогащение в размере 545 850 руб.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для удержания ответчиком спорной суммы не имеется, неосновательное обогащение в порядке ст.1102 Гражданского кодекса РФ подлежит взысканию в пользу истца.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Судом первой инстанции при разрешении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, а также дана надлежащая оценка представленным доказательствам и доводам сторон.
Доводов по существу материального требования со ссылкой на нормы закона и какие-либо доказательства, указывающие на неправомерность взыскания и необоснованность размера взысканных сумм, в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих принятие незаконного и необоснованного судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Представленные ответчиком дополнения к апелляционной жалобе не рассматриваются судом, так как расцениваются судом как дополнительная апелляционная жалоба, содержащая новые доводы.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым обратить внимание на то, что дополнительная апелляционная жалоба была подана за пределами месячного срока на обжалование решения суда первой инстанции.
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока ответчиком заявлено не было.
Между тем ответчик располагал информацией о начавшемся судебном процессе, решение суда опубликовано в Картотеке арбитражных дел, что предоставляло ответчику достаточное количество времени для подачи жалобы, однако, дополнительная жалоба подана с нарушением установленного ст.229 АПК РФ срока.
Ответчик, являясь заявителем апелляционной жалобы, в соответствии со ст.260 АПК РФ должен указать в апелляционной жалобе все основания, по которым обжалует решение суда со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства и копии апелляционной жалобы заблаговременно направляются всем лицам, участвующим в деле.
Изложение новых доводов за пределами установленного законом срока на обжалование судебного решения является недопустимым и свидетельствует о злоупотреблении процессуальными правами.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для приобщения дополнений к жалобе к материалам дела, в связи с чем данные документы подлежат возвращению ответчику.
Оценив все имеющиеся доказательства, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020.
Правилами установлено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Кроме того, п.3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме.
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
В соответствии с п.4 Правил размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 01.01.2020, составляющей 12130 рублей: на количество работников в марте 2020 - в отношении организаций; на количество работников в марте 2020, увеличенное на единицу, - в отношении индивидуальных предпринимателей.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах" (отчетность СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 6 п.4 Правил ответственность за достоверность информации, указанной в п.4 Правил, несёт получатель субсидии.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно ст.86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный п.6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с п.4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство (п.7 Правил).
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил).
В отчетности СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах -работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также ряд других видов договоров.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, сократившие штат более чем на 10 процентов (на основании анализа отчетности СЗВ-М) или более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года, не могут претендовать на получение субсидии.
Иных видов форм отчетности, на основании которых определяется количество работников получателя субсидии, положениями Правил не установлено.
Согласно данным информационных ресурсов налоговых органов Обществом представлено 06.05.2020 в ИФНС России N 31 по г.Москве заявление на получение субсидии (КНД 1150102) за апрель 2020 года.
По результатам обработки заявления рассчитана субсидия за апрель 2020 года в размере 545 850 руб. (12 130 * 45 чел. = 545 850 руб).
При этом численность работников в апреле 2020 года в базе данных отображена в количестве 80 чел.
По результатам мониторинга исполнения Постановления N 576 ИФНС России N 31 по г. Москве установлено искажение численности работников ООО "Пиццерия "Престо" за апрель 2020 года. Фактическая численность составляет 40 человек.
Вместе с тем, п.11 Правил установлено, что в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом п.4 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговыми органами установлено, что количество работников ООО "Пиццерия "Престо" по данным отчетности СЗВ-М в апреле 2020 года составляет менее 90 % количества работников организации в марте 2020 года.
Таким образом, ООО "Пиццерия "Престо" не соответствует условиям, предусмотренным п.3 Правил для получения субсидии.
Следовательно, ошибочно полученная ООО "Пиццерия "Престо" субсидия за апрель 2020 года подлежит возврату в федеральный бюджет.
Как обоснованно установил суд первой инстанции, ответчик ссылается на то, что 13.10.2020. им была предоставлена корректировочная отчетность в ПФР сведений по форме СЗВ-М, которая касалась генерального директора Шестаковой Н.В. ранее ошибочно не включенной в первоначальную отчетность.
При этом согласно данным из ЕГРЮЛ, Шестакова Н.В. с 23.07.2020 является ликвидатором ответчика. Сведения по форме СЗВ-М на Шестакову Н.В., как на генерального директора Общества, ранее не представлялись. Форма СЗВ-М, представленная ответчиком в материалы дела на Шестакову Н.В., как на ликвидатора организации, представлена за октябрь 2020 года, является исходящей, а не дополнительной, как указывает ответчик, за апрель 2020 года.
Кроме того, если учредители/участники организации приняли решение о ее ликвидации, к ликвидационной комиссии или единоличному ликвидатору переходят полномочия по управлению делами компании (п.4 ст.62 Гражданского кодекса РФ).
В форме СЗВ-М отражаются индивидуальные сведения не только работников организации, но и тех, с кем у компании заключены гражданско-правовые договоры на оказание услуг (п.2.2 ст.11 Закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ), поскольку с вознаграждений по ним должны быть начислены страховые взносы (ч.1 ст.7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, форму СЗВ-М на единственного ликвидатора, либо всех членов ликвидационной комиссии следует сдавать ежемесячно до того месяца включительно, пока не будет составлена регистрационная запись о ликвидации организации.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции об обоснованности предъявленных требований признаются правомерными, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2021 по делу N А40-253577/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253577/2020
Истец: ИФНС N31 г.Москвы
Ответчик: ООО "ПИЦЦЕРИЯ "ПРЕСТО"