г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А56-67990/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель Фоломеева К.К., на основании доверенности от 03.08.2020,
от ответчика: представитель Шереметьев П.Н., на основании доверенности от 01.08.2016,
от 3-их лиц: 1. представитель не явился, извещен, 2. представитель Сулименко Я.С., на основании доверенности от 22.03.20221, 3, 4. представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер N 13АП-13875/2021) государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2021 по делу N А56-67990/2020, принятое по иску:
истец: государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес: Россия, 190000, Санкт-Петербург, улица Малая Морская, дом 12, литера А, ОГРН: 1027810310274, Дата присвоения ОГРН: 11.12.2002, ИНН: 7830001028)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Вегас" (адрес: Россия, 195427, Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 48, корпус 4, стр. 1, помещение 6Н, ОГРН: 1157847184351, Дата присвоения ОГРН: 26.05.2015, ИНН: 7804227692)
трети лица: 1. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса" (адрес: Россия, 192019, Санкт-Петербург, улица Профессора Качалова, дом 7, литер А, офис 901, ОГРН: 1047839011703, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: 7840014918); 2. Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (адрес: Россия, 191144, Санкт-Петербург, улица Новгородская, дом 20, литер А, пом. 2-Н, ОГРН: 1127847621110, Дата присвоения ОГРН: 14.11.2012, ИНН: 7838482852); 3. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: Россия, 191144, Санкт-Петербург, улица Новгородская, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН: 1027809244561, Дата присвоения ОГРН: 17.12.2002, ИНН: 7832000076); 4. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (адрес: Россия, 191144, Санкт-Петербург, улица Новгородская, дом 20, литер А, помещение 2-Н, кабинет 6074, ОГРН: 1037843011931, Дата присвоения ОГРН: 21.01.2003, ИНН: 7825363978)
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вегас" (далее - ответчик, Общество) об обязании устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловой сети Предприятия путем запрета осуществлять в границах охранной зоны тепловой сети деятельность по обустройству и эксплуатации мелкорозничного торгового павильона, расположенного на участке по адресу: Санкт-Петербург, улица Есенина, участок 2 (северо-восточнее дома 30, литера А по улице Есенина), близ пр. Просвещения дом 31, корп. 1 (кадастровый номер 78:36:0005518:3001), а также осуществить вынос мелкорозничного торгового павильона, расположенного на участке из охранной зоны тепловой сети.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса", Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению.
Решением от 07.03.2021 суд в иске отказал.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, считая решение незаконным и необоснованным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на наличие на спорном участке охранной зоны тепловой сети; полагает, что внесение в ЕГРН сведений об охранной зоне тепловой сети является только фиксацией границ такого объекта, а не фактом ее установления.
В судебном заседании Предприятие поддержало доводы апелляционной жалобы, а Общество просило в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в хозяйственное ведение Предприятия на основании акта приемки объекта в эксплуатацию от 30.06.1975 передана тепловая сеть от проспекта Просвещения до проспекта Луначарского по улице Есенина (далее - тепловая сеть).
Тепловая сеть поставлена на кадастровый учет и имеет кадастровый номер 78:00:0000000:1721. Тепловая сеть находится на балансе истца.
Как указывает истец, проведенным 28.01.2020 и 13.02.2020 обследованием участка установлен факт нарушения охранной зоны тепловых сетей, зафиксированный актом осмотра территории, а именно: в границах охранной зоны тепловой сети находится мелкорозничный торговый павильон, расположенный на участке с кадастровым номером 78:36:0005518:3001 (на основании договора N 02/ЗК-07924 от 18.07.2011, заключенного с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга)
Ранее, 05.02.2020 ответчику уже выдавалось предписание об освобождении охранной зоны тепловой сети от НТО. Сведений о добровольном устранении нарушения режима охранной зоны тепловой сети в адрес истца не поступало, что и послужило основанием для обращения с иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Такое требование вправе заявить лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 305 ГК РФ).
В пунктах 45, 46, 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 1 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 (далее Правила N 197), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
В составе соответствующих мер предусмотрены требования к использованию территорий охранных зон тепловых сетей. В силу пункта 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки. Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
В соответствии с пунктом 5 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы; загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.; устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы; производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов; проникать в помещения павильонов, центральных и индивидуальных тепловых пунктов посторонним лицам; открывать, снимать, засыпать люки камер тепловых сетей; сбрасывать в камеры мусор, отходы, снег и т.д.; снимать покровный металлический слой тепловой изоляции; разрушать тепловую изоляцию; ходить по трубопроводам надземной прокладки (переход через трубы разрешается только по специальным переходным мостикам); занимать подвалы зданий, особенно имеющих опасность затопления, в которых проложены тепловые сети или оборудованы тепловые вводы под мастерские, склады, для иных целей; тепловые вводы в здания должны быть загерметизированы.
В силу статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) и договором на размещение НТО.
Частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схема НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение названных положений постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1045 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы НТО, в пункте 1.5 которого указано, что не подлежат включению в схему НТО, а также подлежат исключению из нее путем внесения изменений, торговые объекты в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения и объектов электросетевого хозяйства при наличии запрета, предусмотренного законодательством, под железнодорожными путепроводами, эстакадами, мостами.
Размещенный на земельном участке объект торговли включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 N 5371-р "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена" за номером заявления в РГИС 601 (раздел "Выборгский район Санкт-Петербурга", подраздел "I. В сфере мелкорозничной торговли", "Павильоны").
Кроме этого, НТО соответствует критериям, установленным пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулировании торговой деятельности в Российской Федерации" (нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечении, в том числе передвижное сооружение); соответствует критериям, установленным приложением N 2 к Правилам благоустройства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961; подключен к сети электроснабжения на основании договора электроснабжения N 78020000313177 от 24.12.2018; размещение объекта торговли согласовано Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (N 221-5-11882/18 от 03.05.2018) и Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (N 12/3-26857 от 14.10.2019).
Согласно Правилам N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
27.02.2020 Обществом получена ведомость инвентаризации земельного участка по функциональному использованию территории peг. N 53022Г-20/1, выполненная Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", согласно которой временный объект торговли и оказания услуг целиком расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:36:0005818:3001, объектов Общества за пределами отведенных границ землепользования не выявлено.
В соответствии с представленными данными Региональной информационной системы "Геоинформационная система Санкт-Петербурга" в непосредственной близости от участка (но не на участке) вдоль ул. Есенина от пр. Просвещения до пр. Луначарского расположена охранная зона тепловой сети (разработчик ООО "Техинформпроект").
Исходя из анализа представленных истцом документов (паспорт тепловой сети N 7, акт приемки в эксплуатацию магистральной тепловой сети от 30.06.1975) иных объектов магистральной тепловой сети, кроме вышеуказанной, вдоль ул. Есенина не существует.
Таким образом, охранная зона тепловой сети вдоль ул. Есенина от пр. Просвещения до пр. Луначарского отражена на картографических материалах РГИС и границы охранной зоны указанной тепловой сети не пересекают границы участка с кадастровым номером 78:36:0005518:3001.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу от том, что заявление истца о нарушении положений законодательства, регулирующего деятельность в зоне с особыми условиями использования территорий, не подтверждено.
Помимо этого суд принял во внимание то, что ответчик занимает спорный участок на основании действующего договора аренды, арендуемая территория включена в схему размещения НТО компетентным органом власти.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не подтверждены доказательствами и не опровергают установленные по делу обстоятельства.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, истец не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2021 по делу N А56-67990/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67990/2020
Истец: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "Вегас"
Третье лицо: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИННОВАЦИЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА", СПб ГКУ "Управление заказчика", ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"