город Ростов-на-Дону |
|
10 июня 2021 г. |
дело N А32-717/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел": представителя Биджоева А.Г. по доверенности от 13.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация Кубанского казачьего войска Пластуны в г. Усть-Лабинске"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18 марта 2021 года по делу N А32-717/2021
по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация Кубанского казачьего войска Пластуны в г. Усть-Лабинске"
о понуждении к изменению фирменного наименования,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - МИФНС N 16, истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация Кубанского казачьего войска Пластуны в г. Усть-Лабинске" (далее - общество, ответчик) об обязании изменить фирменное наименование и привести его в соответствии со статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что фирменное наименование общества не соответствует требованиям подпункта 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку включает в себя наименование общественного объединения - Кубанского войскового казачьего общества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2021 исковые требования удовлетворены, суд обязал общество изменить фирменное наименование в соответствии со статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации. С общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что фирменное наименование общества включает в себя сокращенное наименование общественного объединения - Кубанского войскового казачьего общества. Указание в наименовании общества "Кубанское войсковое казачье общество" противоречит общественным интересам, вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов, создает для организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием общественного объединения - Кубанского войскового казачьего общества.
Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать МИФНС N 16 в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" казачье общество является одной из форм некоммерческой организации, казачье общество согласно статье 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ не является организационно-правовой формой общественного объединения, ввиду чего в данном случае не применим подпункт 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции не учел, что общество является членом ассоциации "Организация казаков Кубанского войскового казачьего общества", которая учреждена Кубанским казачьим войском.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС N 16 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать обществу в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель истца доводам апелляционной жалобы возражала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание представителей не направил, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 18.09.2020 - сведения об учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Краснодарскому краю 18.09.2020.
МИФНС N 16 указывает на то, что фирменное наименование общества содержит указание на принадлежность к Кубанскому войсковому казачьему обществу, то есть содержит наименование общественного объединения.
В ходе мероприятий, проводимых в связи с необходимостью изменения наименования юридического лица в результате нарушения норм законодательства, МИФНС N 16 направлены в адрес общества уведомления о необходимости изменения наименования общества: уведомление от 16.10.2020 N 06-17/115-ФН-2039, уведомление от 16.10.2020 N 06-17/115-ФН-2040, уведомление от 16.10.2020 N 06-17/115-ФН-2041, уведомление от 16.10.2020 N 06-17/115-ФН-2042.
До настоящего времени изменения в фирменное наименование общества не вносились, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, тем самым неисполнение ответчиком указанных предписаний налоговой инспекции послужило основанием для обращения МИФНС N 16 в арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечень документов, обязательных к представлению в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, установлен статьей 12 Закона N 129-ФЗ.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются названным Кодексом и другими законами.
В силу пункта 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться сокращенные наименования общественных объединений.
Согласно пункту 5 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пункта 3 или 4 этой статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
Несоблюдение названных требований влечет для юридического лица неблагоприятные последствия в виде принудительного изменения наименования организации на основании решения суда.
Таким образом, пунктом 5 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено последствие несоответствия фирменного наименования юридического лица требованиям законодательства, а именно: право органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, предъявлять иски о понуждении к изменению фирменного наименования.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерацией от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Как установлено судом и следует из выписки из ЕГРЮЛ, фирменное наименование общества содержит указание на принадлежность к Кубанскому войсковому казачьему обществу, а также полное наименование казачьего общества.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Согласно статье 7 Закона N 82-ФЗ общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Согласно Федеральному закону от 03.06.2009 N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях и статью 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" дополнена статья 6.2 следующего содержания:
"Статья 6.2. Казачьи общества. Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов. Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации".
В соответствии со статьей 9 Закона Краснодарского края от 09.10.1995 N 15-КЗ "О реабилитации Кубанского казачества" на территории Краснодарского края может быть создано только одно краевое Кубанское казачье этническое общество. Казачьи общественные объединения создаются в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно письму Минюста Российской Федерации от 06.01.1997 N 08-08-268-97 "Об общественных казачьих объединениях" казачьи общества являются юридическими лицами.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации N 835 от 09.08.1995 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" и N 563 от 16.04.1996 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" хуторские, станичные, городские, окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы, вносятся в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Ведение государственного реестра казачьих обществ возложено на Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям. Внесение в государственный реестр войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ осуществляется указанным выше министерством на основании решения Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации. Вопросы, связанные с отнесением того или иного образования казачества к общественным объединениям, рассматриваются органами юстиции в каждом конкретном случае на основе действующего законодательства об общественных объединениях, указов Президента Российской Федерации и других нормативных правовых актов по данному вопросу. В практике органов юстиции встречаются ситуации, когда зарегистрированное казачье общественное объединение в последующем берет на себя обязательства по несению государственной и иной службы. В связи с этим на основании решения Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации оно вносится Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям в государственный реестр казачьих обществ. В указанных случаях возникают основания для постановки вопроса о прекращении в установленном порядке деятельности такого общественного объединения, с исключением его из государственного реестра общественных объединений.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации казачьи общества представляют собой организационно-правовую форму некоммерческой организации и считаются таковыми при условии внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 04.11.2019 N 543 "О Всероссийском казачьем обществе" Всероссийское казачье общество создано (сформировано) путем объединения: войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское"; войскового казачьего общества "Центральное казачье войско"; Волжского войскового казачьего общества; Енисейского войскового казачьего общества; Забайкальского войскового казачьего общества; Иркутского войскового казачьего общества; Кубанского войскового казачьего общества; Оренбургского войскового казачьего общества; Сибирского войскового казачьего общества; Терского войскового казачьего общества; Уссурийского войскового казачьего общества.
Согласно пункту 14 и 15 указа Президента Российской Федерации от 04.11.2019 N 543 "О Всероссийском казачьем обществе" в состав Всероссийского казачьего общества входят: войсковые казачьи общества, названные в пункте 2 настоящего устава; окружные (отдельские) казачьи общества, входящие в состав войсковых казачьих обществ; районные (юртовые) казачьи общества, входящие в состав окружных (отдельских) казачьих обществ; хуторские, станичные, городские казачьи общества, входящие в состав окружных (отдельских) либо районных (юртовых) казачьих обществ (далее - первичные казачьи общества). Казачьи общества, входящие в состав Всероссийского казачьего общества, являются в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) и Федеральным законом от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" некоммерческими организациями, в установленном порядке зарегистрированными и внесенными в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которых приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Согласно статье 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком в нарушении условий действующего законодательства незаконно использовано наименование Кубанского войскового казачьего общества, т.к. наименование ответчика содержит наименование общественного объединения.
Суд первой инстанции указал, что наименование общества - общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация Кубанского войскового казачьего общества Пластуны в г. Усть-Лабинске" (ООО "ЧОО Кубанского казачьего войска Пластуны в г. Усть-Лабинске") вводит в заблуждение потребителей и противоречит общественным интересам, поскольку общество является коммерческой организацией и согласно выписке из ЕГРЮЛ ответчика Кубанское войсковое казачье общество не является его учредителем.
Основной вид экономической деятельности ответчика 80.10 "Деятельность частных охранных служб", уставной капитал общества - 250 000 руб., тем самым ведение коммерческой деятельности обществом может вызывать у потребителя стойкую ассоциацию, что в деятельности ответчика участвует Кубанское войсковое казачье общество (получение финансовой прибыли), вместе с тем, казачьи общества представляют собой организационно-правовую форму некоммерческой организации.
Довод ответчика о том, что общество является членом ассоциации "Организация казаков Кубанского войскового казачьего общества", которая учреждена Кубанским казачьим войском, не может быть принят во внимание апелляционным судом, поскольку учредителем общества является Якунин Владимир Михайлович.
Действия ответчика по включению в свое наименование полного или сокращенного наименования общественных объединений нарушает конституционные права граждан на информацию, в том числе на получение достоверной информации о характере деятельности законно учрежденных на территории Российской Федерации некоммерческих организаций, в том числе казачьих обществ, поскольку финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Кроме того, согласно рекомендации Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Уральского округа "Вопросы применения административного, налогового, антимонопольного законодательства, законодательства об исполнительном производстве (по итогам заседания, состоявшегося 4 - 5 июня 2020 года в г. Екатеринбурге)", исходя из положений Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", в частности статьей 1, 3, 11, 15.1, а также пункта 3 части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", казачье общество в форме некоммерческой организации не вправе осуществлять частную охранную деятельность.
Довод апелляционной жалобы о том, что казачье общество не является организационно-правовой формой общественного объединения, ввиду чего в данном случае не применим подпункт 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом.
Запрет на включение в фирменное наименование коммерческих организаций полных или сокращенных наименований общественных объединений, установленный в подпункте 4 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, в полной мере применим и в случае включения в фирменные наименования коммерческих организаций полных или сокращенных наименований казачьих обществ, которые являются одной из форм общественного объединения граждан, обладают одинаковыми сущностными признаками с общественными объединениями (добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей), что следует из абзаца 1 статьи 5 Закона N 82-ФЗ, статьи 6 и 6.2 Закона N 7-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.07.2017 по делу N А63-7872/2016.
На основании изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 марта 2021 года по делу N А32-717/2021 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Суд по интеллектуальным правам.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-717/2021
Истец: ИФНС N 16 по КК, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ООО "ЧОО КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА ПЛАТУНЫ В Г. УСТЬ-ЛАБИНСКЕ", ООО Частная охранная организация Кубанского казачьего войска Пластуны в г. Усть-Лабинске