г. Пермь |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А71-9677/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Дружининой О.Г., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Черногузовой А.В.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 10.04.2024 приняли участие представители истца: Машковцева О.В., паспорт, диплом, доверенность от 08.04.2024; Решетникова О.Н., паспорт, диплом, доверенность от 08.04.2024;
в судебном заседании 10.04.2024 в порядке, предусмотренном ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до 15.04.2024 до 09 час 45 мин.
После перерыва лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "ТГК",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 декабря 2023 года по делу N А71-9677/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТГК" (ОГРН 1021801671154, ИНН 1835023345)
к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов (ОГРН 1061831037300, ИНН 1831114552)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТГК" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов (далее - администрация, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Ижевск" N 117/2022 от 18.03.2022 на предложенных истцом условиях пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 6.4, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.5, включении в договор пунктов 3.2.2, 3.2.3 (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ, и принятых судом к рассмотрению).
Решением суда от 15.12.2023 исковые требования удовлетворены частично. Урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Ижевск" N 117/2022 от 18.03.2022 (далее - договор), между Администрацией города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов и ООО "ТГК".
Пункт 2.2. договора прият в следующей редакции:
"Размер платы за размещение Объекта за период с 18 марта 2022 года по 18 мая 2023 года определен на основании заключения эксперта N 259-22 от 12 мая 2023 года судебной оценочной экспертизы по делу N А71-9677/2022 и составляет 54 111 руб. 17 коп. (Пятьдесят четыре тысячи сто одиннадцать руб.) 17 коп.
Размер ежегодной платы за размещение Объекта составляет 69 488 руб. 32 коп. (Шестьдесят девять тысяч четыреста восемьдесят восемь руб.) 32 коп.".
Пункт 2.3. договора принят в следующей редакции:
"Размер ежегодной платы за размещение Объекта определен на основании Методики расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной Постановлением Администрации города Ижевска от 18.05.2023 N 682.".
Пункт 2.4. договора принят в следующей редакции:
"В течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения настоящего Договора Хозяйствующий субъект обязан внести плату за размещение Объекта за период с 18 марта 2022 года по 18 мая 2023 года в сумме 54 111 руб. 17 коп. и оплатить годовой размер платы за размещение Объекта, определенный в соответствии с Методикой расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной Постановлением Администрации города Ижевска от 18.05.2023 N 682.".
Пункт 2.5. договора принят в следующей редакции:
"Плата за размещение Объекта за последующие годы вносится ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября равными долями.
В случае, если последний срок оплаты выпадает на выходной или праздничный день, оплата производится в последний перед ним рабочий день.".
Пункт 6.5.1. договора принят в следующей редакции:
"Неуплата Хозяйствующим субъектом платы за размещение Объекта более двух раз подряд в сроки, предусмотренные Договором;".
Пункты 4.1.3., 4.1.4, 4.1.5., 4.1.12, 6.4., 6.5.4., 6.5.5. договора прияты в редакции Администрации города Ижевска.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие оснований для применения при расчете ежегодной платы за размещение объекта, Методики расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной Постановлением Администрации г. Ижевска от 18.05.2023 N 682 позднее возникших правоотношений сторон.
Судом первой инстанции проигнорированы доводы истца относительно наличия противоречий в имеющихся в деле экспертных заключениях. С учетом неустранимых нарушений в Экспертизе N 2 выводы Экспертизы N 1 являются объективными, законными и обоснованными.
Не согласен с отказом суда со ссылкой на Положение о порядке выявления, перемещения, хранения, реализации брошенных, бесхозяйных транспортных средств на территории муниципального образования "Город Ижевск" и Положение о порядке выявления, перемещения, хранения, реализации брошенных, бесхозяйных транспортных средств на территории муниципального образования "Город Ижевск", во включении в договор предложенных обществом пунктов 3.2.2. и 3.2.3, устанавливающих обязанности администрации в ином порядке, чем это предусмотрено нормативными правовыми актами, возвращать хозяйствующему субъекту демонтированный объект и его конструктивные элементы, а также уведомлять хозяйствующий субъект о проведении проверки по соблюдению договорных условий, без взаимного соглашения сторон, поскольку Положение о порядке выявления, перемещения, хранения, реализации брошенных, бесхозяйных транспортных средств на территории муниципального образования "Город Ижевск" и Положение о порядке освобождения самовольно занятых земельных участков муниципального образования "Город Ижевск" не применяются в отношении нестационарных торговых объектов.
Истец считает несостоятельной ссылку суда относительно пунктов договора 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.12, 6.4 на наличие типовой формы договора, утвержденной Постановлением Администрации г. Ижевска от 18.12.2018 N 1127, поскольку в случае неурегулирования сторонами условий договора в досудебном порядке, судом дается оценка соответствия спорных пунктов договора требованиям закона, но не соответствия иным формам договора.
Указал, что негативные последствия для стороны договора, исходя из обычаев делового оборота, следует применять при неоднократном нарушении, соответственно пункты 6.5.4, 6.5.5 следует изложить в редакции истца, поскольку договор может быть расторгнут при существенном нарушении одной из сторон условий договора. К существенным нарушениям возможно отнесение двух и более фактов нарушения антиалкогольного законодательства, а также законодательства, регулирующего охрану здоровья граждан от табачного дыма и последствий потребления табака.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания апелляционного суда, явку своих представителей не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество владеет и осуществляет торговую деятельность в нестационарном торговом объекте - павильон в структуре остановочного комплекса (далее - объект), расположенном на земельном участке общей площадью 17 кв. м в г. Ижевске в 6 м на юг от жилого дома N 154 по ул. Красной, предоставленном обществу на основании заключенного с администрацией договора аренды N 18/08 от 10.07.2008.
Администрация письмом от 18.03.2022 направила в адрес общества договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Ижевск" N 117/2022 (далее - договор).
Истец, не согласившись с предлагаемой редакцией договора на размещение нестационарного торгового объекта, направил в адрес ответчика протокол разногласий от 11.04.2022.
Ответчик отклонил протокол разногласий от 11.04.2022 к договору, направила в адрес общества протокол урегулирования разногласий от 11.05.2022.
Не достигнув соглашения по условиям пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 6.4, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.5 и включению в договор пунктов 3.2.2, 3.2.3., стороны обратились в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта с изложением пунктов 2.5 в редакции истца, пунктов 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.12, 6.4, 6.5.4, 6.5.5 в редакции ответчика, отсутствия оснований для включения пунктов 3.2.2, 3.2.3, изложением пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 6.5.1 договора в новой редакции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 указанного Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В порядке реализации указанной нормы в Удмуртской Республике принят Закон от 05.10.2018 N 61-РЗ "О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики", Положение о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденное постановлением Администрации города Ижевска от 18.12.2018 N 1127 (далее - Положение N 1127).
В соответствии с пунктом 5-7 которого размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования "Город Ижевск", а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута, в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ижевск" на основании договора.
Право на заключение договора без проведения аукциона предоставляется хозяйствующему субъекту, подавшему в уполномоченный орган заявление о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (пункт 10 Положения N 1127).
Уполномоченным органом на заключение договора без проведения аукциона является Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска (пункт 11 Положения N 1127).
Согласно пункту 13 Положения N 1127 в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня поступления заявления уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и принимает одно из следующих решений:
1) о заключении договора и направляет (выдает) проект договора хозяйствующему субъекту или его полномочному представителю;
2) об отказе в заключении договора и направляет (выдает) уведомление об отказе в заключении договора хозяйствующему субъекту или его полномочному представителю.
В соответствии с пунктом 15 Положения N 1127 в редакции, действовавшей на момент направления администрацией обществу договора, ежегодный размер платы за размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона определяется на основании рыночной стоимости платы за размещение нестационарного торгового объекта, определенного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Изменение платы за размещение нестационарного торгового объекта в связи с изменением рыночной стоимости платы за размещение нестационарного торгового объекта может производиться не чаще одного раза в год. При этом плата за размещение нестационарного торгового объекта подлежит перерасчету по состоянию на первое число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором была проведена оценка.
Учитывая предмет и основания иска, приведенные сторонами доводы, суд первой инстанции назначил судебную оценочную экспертизу с целью определения рыночной стоимости ежегодного размера платы за размещение нестационарного торгового объекта.
Результаты судебных экспертиз оформлены экспертными заключениями от 29.01.2023 N 259-22, от 12.05.2023 N 259-22, в соответствии с последним размер рыночной стоимости ежегодного размера платы за размещение нестационарного торгового объекта составил 46 381 рубль без учета НДС, исходя из которого общество заявило об уточнении предмета исковых требований, просило определить размер ежегодной платы за размещение объекта в сумме 48 381 руб. (т. 2, л.д. 76).
В период рассмотрения дела постановлением Администрации города Ижевска от 18.05.2023 N 682 утверждена Методика расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, в связи с чем в статью 1 Закон Удмуртской Республике от 05.10.2018 N61-РЗ, пункт 15 Положения N1127 внесены соответствующие изменения, касающиеся определения размера ежегодный платы по договору, заключаемому без проведения аукциона или конкурса на основании Методики расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной постановлением Администрации города Ижевска.
Изменение размера платы за размещение нестационарного торгового объекта производится в связи с изменением Методики расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта или ее отдельных элементов. При этом плата за размещение нестационарного торгового объекта подлежит перерасчету по состоянию на первое число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором была изменена Методика расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта или ее отдельных элементов".
Таким образом, плата за размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона была отнесена к категории регулируемой цены, расчет которой осуществляется на основании нормативного правового акта и изменение которой не требует внесения изменений в договор.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об урегулировании условий договора, касающихся определения размера платы за размещение объекта и порядка ее внесения: пунктов 2.2-2.4 договора в редакции определенной судом, пункта 2.5 договора в редакции истца.
2.2 "Размер платы за размещение объекта за период с 18 марта 2022 года по 18 мая 2023 года определен на основании заключения эксперта N 259-22 от 12 мая 2023 года судебной оценочной экспертизы по делу N А71-9677/2022 и составляет 54 111 руб. 17 коп. 17 коп.
Размер ежегодной платы за размещение Объекта составляет 69 488 руб. 32 коп. 32 коп.";
пункт 2.3. договора в редакции:
"Размер ежегодной платы за размещение Объекта определен на основании Методики расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной Постановлением Администрации города Ижевска от 18.05.2023 N 682.";
пункт 2.4. договора в редакции:
"В течение 3 рабочих дней с даты заключения настоящего Договора Хозяйствующий субъект обязан внести плату за размещение Объекта за период с 18 марта 2022 года по 18 мая 2023 года в сумме 54 111 руб. 17 коп. и оплатить годовой размер платы за размещение Объекта, определенный в соответствии с Методикой расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной Постановлением Администрации города Ижевска от 18.05.2023 N 682.";
пункт 2.5. договора в редакции:
"Плата за размещение Объекта за последующие годы вносится ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября равными долями. В случае, если последний срок оплаты выпадает на выходной или праздничный день, оплата производится в последний перед ним рабочий день.".
В силу п. 2 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является одним из доказательств по делу, подлежащим оценке с учетом требований об относимости, допустимости и достоверности в совокупности с другими имеющимися в материалах дела доказательствами (п. 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд исследовал и оценил возражения относительно экспертного заключения, составленного по результатам проведения назначенной судебной экспертизы по делу.
Согласно ч. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В силу п. 1 ст. 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела сторона вправе ходатайствовать о назначении дополнительной (повторной) экспертизы.
Проведение судебной экспертизы и ее результат, по мнению арбитражного суда, соответствует положениям ст. 83, 86 АПК РФ, в заключении эксперта отражены все предусмотренные ч. 2 ст. 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным.
В представленном экспертном заключении от 12.05.2023 N 259-22, выводы эксперта носят последовательный непротиворечивый характер, полномочия и компетентность эксперта подтверждены, иными доказательствами выводы эксперта не опровергнуты.
Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Сомнений в обоснованности результатов экспертизы у суда не имеется.
Надлежащих доказательств и соответствующих им обстоятельств, наличие которых могло бы свидетельствовать о неверно избранной экспертом, осуществившими в рамках назначенной арбитражным судом судебной экспертизы, методике исследования, не выявлено.
Таким образом, исследуемое экспертное заключение является надлежащим доказательством по делу (ст. 64, 68, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из экспертного заключения от 12.05.2023 N 259-22, определившего размер рыночной стоимости ежегодного размера платы за размещение нестационарного торгового объекта, общество заявило об уточнении предмета исковых требований, просило определить размер ежегодной платы за размещение объекта в сумме 48 381 руб. (т. 2, л.д. 76).
На основании изложенного судом отклонены доводы истца о наличии противоречий в имеющихся в деле экспертных заключениях, с учетом неустранимых нарушений в заключения от 12.05.2023 N 259-22.
А расчет платы за период с 18.03.2022 по 18.05.2023 выполнен исходя из рыночной стоимости, определенной отчете от 12.05.2023, с которым истец согласен.
Доводы истца об отсутствии оснований для применения Методики расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной Постановление Администрации г. Ижевска от 18.05.2023 N 682 к правоотношениям сторон, возникшим до введения ее в действие, рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как разъяснено в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Поскольку на дату рассмотрения спора вступил в законную силу акт, устанавливающий методику определения платы для договора, а заключаемый договор должен соответствовать требованиям нормативных актов на дату его заключения, апелляционный суд полагает верным применение после 18.05.2023 Методики расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной Постановлением Администрации г. Ижевска от 18.05.2023 N 682.
Условия пунктов 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5 в предложенной администрацией редакции соответствуют условиям типового договора, а предложенная обществом редакции не основана на каких-либо положениях закона.
Пункт 4.1.3 предложен администрацией в редакции: "Соблюдать при размещении Объекта требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.".
Общество предлагает изложить его в редакции: "Соблюдать при размещении Объекта требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов".
При изложении пункта в редакции общества исключается обязанность соблюдать иные правила, кроме перечисленных в пункте, однако ввиду того, что такой перечень не является закрытым, апелляционный суд соглашается с принятием пункта в редакции администрации. Оснований полагать, что пункт в такой редакции порождает неопределенность, судом не установлено.
Пункт 4.1.4 в редакции администрации устанавливает обязанность общества "Обеспечивать функционирование Объекта в соответствии с требованиями настоящего Договора и требованиями законодательства Российской Федерации, Удмуртской Республики, муниципальных правовых актов.".
Общество предлагает этот пункт изложить в следующей редакции: "Обеспечивать функционирование Объекта в соответствии с требованиями настоящего Договора".
Поскольку по вопросам, не урегулированным договором, стороны должны руководствоваться действующим законодательством, принятие пункта в редакции администрации является обоснованным.
Пункт 4.1.5 договора в редакции администрации "Обеспечить постоянный уход за внешним видом и содержанием Объекта: содержать в чистоте и порядке, производить уборку и благоустройство прилегающей территории в соответствии с Правилами благоустройства, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308".
Общество предлагает его дополнить предложением "Периодичность уборки и благоустройство прилегающей территории хозяйствующий субъект устанавливает самостоятельно, на основании утвержденного им графика".
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, не усмотревшим основания для дополнения пункта указанным предложением, поскольку он противоречит первому предложению, устанавливающему обязанность производить благоустройство прилегающей территории в соответствии с Правилами благоустройства, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308". Периодичность уборки нигде администрацией не установлена и остается на усмотрение хозяйствующего субъекта, при этом такая периодичность должна обеспечивать выполнение обязанности, установленной п. 4.1.5 договора, по которой у сторон разногласий нет.
Указание в решении на то, что пункт 4.1.12 принимается в редакции администрации, является неверным, поскольку данный пункт не выносился на рассмотрения суда, а кроме того, в соответствии с протоколом урегулирования разногласий, администрация согласилась принять его в редакции хозяйствующего субъекта (т. 1, л.д. 21, 22).
В соответствии с пунктом 6.4 в редакции ответчика "Договор может быть расторгнут по требованию Администрации по решению суда в случае невыполнения Хозяйствующим субъектом требований, предусмотренных п. 4.1.2-4.1.7 договора.
Общество предлагает указать на невыполнение п. 4.1.4-4.1.7.
В соответствии с пунктом 6.5 в редакции ответчика, "Договор может быть прекращен по решению Администрации в односторонне судебном порядке в следующих случаях":
6.5.1 Неуплата Хозяйствующим субъектом платы за размещение Объекта, либо ее уплата не в полном объеме в сроки, предусмотренные Договором;
6.5.2 Установка Объекта за границами Места размещения Объекта, определенного схемой границ места размещения Объекта.
6.5.3 Отчуждение Объекта либо передача прав и обязанностей по настоящему Договору.
6.5.4. Установление в Объекте факта или фактов нарушения ст. 16 Федерального закона 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", повлекшие привлечение лица, совершившего указанные правонарушения к административной ответственности, подтвержденные вступившими в законную постановлениями судов и (или) органов (должностных лиц), уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), по которым не истек срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
6.5.6 Установление в Объекте факта или фактов нарушения требований Федерального от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака", повлекшие привлечение лица, совершившего указанные нарушения, административной ответственности, подтвержденные вступившими в законную силу постановлениями судов и (или) органов (должностных лиц) уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), по которым не срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных тушениях, в течение которого лицо считается подвергнутым административному правонарушению.
Пункт 6.6 в случаях, предусмотренных пунктом 6.5 настоящего Договора, Администрация в письменной форме за 15 календарных дней уведомляет Хозяйствующего субъекта о прекращении Договора. Датой уведомления считается дата вручения уведомления по адресу хозяйствующего субъекта, указанному в Договоре, дата возврата уведомления в связи с истечением срока хранения, отказа в получении либо отсутствием адресата по адресу, указанному в Договоре. По истечении 15 календарных дней с даты уведомления Договор считается прекращенным.
Рассмотрев разногласия по указанным взаимосвязанным условиям договора, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены правовые акты, содержащие нормы гражданского права.
Пункт 2 названной статьи определяет, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (пункт 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон (пункт 5 статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы (пункт 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (пункт 7 статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, правовые акты субъектов Российской Федерации муниципальные правовые акты содержать нормы гражданского права и устанавливать случаи для одностороннего отказа от исполнения обязательства не могут.
В силу пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 2 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основания изменения и расторжения договора предусмотрены нормами статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказ от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору регулируется нормами статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам норма пункта 2 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключает возможность сторон в заключаемых договорах отступить от общего правила, не допускающего односторонний отказ от исполнения договора.
Однако, как следует из материалов дела, сторонам не удалось достичь соглашения об ином, основания, по которым администрация может отказаться от договора во внесудебном порядке, предлагаются сторонами в различных редакциях, в этой связи их отношения регулируются не договором, а общим правилом пункта 1 указанной статьи.
Учитывая положения статей 3, 310, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения, приведенных в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", суд апелляционной инстанции полагает возможным урегулировать возникшие между сторонами разногласия по данным пунктам следующим образом:
Пункт 6.4 договора изложить в следующей редакции: "Договор может быть расторгнут по требованию администрации по решению суда по основаниям, установленным законом".
Пункты 6.5, 6.6 договора следует исключить как направленные, в том числе на конкретизацию действий и условий, влекущих расторжение договора по основаниям, в отношении которых стороны не достигли соглашения.
При этом, права Администрации не нарушены, поскольку ответчик вправе расторгнуть договор по решению суда по основаниям, установленным законом, в том числе и при нарушении обществом условий договора, доказав, что такие нарушения являются существенными.
В части отказа во включении в договор п. 3.2.2 и 3.2.3, суд верно указал, что в отсутствие соглашения сторон по данным пунктам, основания для включения этих пунктов в редакции общества не имеется, возврат демонтированного объекта и порядок проведения проверок урегулированы действующим законодательством, оснований для принятия их в иной редакции, не имеется.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2023 по делу N А71-9677/22 подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.12.2023 по делу N А71-9677/22 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Урегулировать разногласия, возникшие между Администрацией г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов и обществом с ограниченной ответственностью "ТГК" при заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта - павильон в структуре остановочного комплекса по адресу: г. Ижевск в 6 м на юг от жилого дома по ул. Красная, 154, путем изложения пунктов договора в следующей редакции:
Пункт 2.2. Размер платы за размещение Объекта за период с 18 марта 2022 года по 18 мая 2023 года определен на основании заключения эксперта N 259-22 от 12 мая 2023 года судебной оценочной экспертизы по делу N А71-9677/2022 и составляет 54 111 руб. 17 коп. (пятьдесят четыре тысячи сто одиннадцать руб.) 17 коп.
Размер ежегодной платы за размещение Объекта составляет 69 488 руб. 32 коп. (шестьдесят девять тысяч четыреста восемьдесят восемь руб.) 32 коп.".
Пункт 2.3. договора: "Размер ежегодной платы за размещение Объекта определен на основании Методики расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной Постановлением Администрации города Ижевска от 18.05.2023 N 682.".
Пункт 2.4. договора: "В течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения настоящего Договора Хозяйствующий субъект обязан внести плату за размещение Объекта за период с 18 марта 2022 года по 18 мая 2023 года в сумме 54 111 руб. 17 коп. и оплатить годовой размер платы за размещение Объекта, определенный в соответствии с Методикой расчета размера ежегодной платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной Постановлением Администрации города Ижевска от 18.05.2023 N 682.".
Пункт 2.5 договора "Плата за размещение Объекта за последующие годы вносится ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября равными долями. В случае, если последний срок оплаты выпадает на выходной или праздничный день, оплата производится в последний перед ним рабочий день."
Пункт 4.1.3 договора "Соблюдать при размещении Объекта требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.".
Пункт 4.1.4 договора "Обеспечивать функционирование Объекта в соответствии с требованиями настоящего Договора и требованиями законодательства Российской Федерации, Удмуртской Республики, муниципальных правовых актов.".
Пункт 4.1.5 договора "Обеспечить постоянный уход за внешним видом и содержанием Объекта: содержать в чистоте и порядке, производить уборку и благоустройство прилегающей территории в соответствии с Правилами благоустройства, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308".
Пункт 6.4 договора "Договор может быть расторгнут по требованию администрации по решению суда по основаниям, установленным законом".
Пункты 6.5, 6.5.1-6.5.5, 6.6 исключить.
Взыскать с Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов (ОГРН 1061831037300, ИНН 1831114552) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТГК" (ОГРН 1021801671154, ИНН 1835023345) 6 000 (шесть тысяч) руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлине и 25 000 (двадцать пять тысяч) руб. в возмещение расходов по оплате экспертизы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9677/2022
Истец: ООО "ТГК"
Ответчик: Администрация г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов
Третье лицо: Администрация г. Ижевска, ООО "Бюро экспертизы и оценки"