8 июня 2021 г. |
Дело N А84-2408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 июня 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Мунтян О.И., |
|
|
|
Чертковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колбасовой К.И.,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - Юрчук Е.И. по доверенности от 05.06.2020 N 219, Кабаковой В.А. по доверенности от 09.11.2020 N 229,
от Министерства обороны Российской Федерации - Луньковской Д.В. по доверенности от 22.01.2021 N 207/10/010/д/31,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей: Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго", 1 отдела Федерального Государственного Казенного Учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление Черноморского флота", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19.02.2020 по делу N А84-2408/2020
по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (филиал ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия) к Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - Учреждение) о взыскании задолженности за тепловую энергию в размере 10 542,30 руб., пени в размере 71,24 руб.
Определениями суда от 01.06.2020, 30.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек: Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление Черноморского флота", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, 1 отдел Федерального Государственного Казенного Учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.02.2021 исковые требования удовлетворены. С Учреждения взыскана задолженность и пени в сумме 10 613,54 руб.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ФГКУ "Крымское ТУИО" является ненадлежащим ответчиком, поскольку бремя содержания имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с уставом учреждения, не возложено на территориальное управление.
Для содержания объектов военной и социальной инфраструктур на территории Черноморского флота создано Квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота (приказ командующего Черноморским флотом от 31.12.2016 N 5526 дсп, что КЭУ).
Также апеллянт указал, что истцом не представлено доказательств направления ему ежемесячных платежных документов по спорному объекту с подробным отчетом.
В представленном отзыве Предприятие изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго", 1 отдела Федерального Государственного Казенного Учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление Черноморского флота", ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, извещенны надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, филиал ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии. За период с 15.04.2019 по 22.09.2019 филиал не получил оплату за теплоснабжение жилого помещения (служебной квартиры), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Грина, д. 35, кв. 12.
Указанное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, которое является структурным подразделением Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и уполномоченным лицом в сфере управления недвижимым имуществом на территории Республики Крым и города Севастополя.
Суд установил, что в спорном жилом помещении в период с 23.07.2008 по 15.04.2019 на основании ордера N 704 от 23.07.2008 проживал Огнев В.М. Согласно акту сдачи-приемки служебной квартиры от 15.04.2019 Огнев В.М. сдал жилое помещение - 15.04.2019.
По договору найма служебного помещения N ЮРУЖО-07/524-2019 от 23.09.2019 жилое помещение с 23.09.2019 было предоставлено Смирнову Д.С.
В связи с тем, что служебное помещение не было заселено в период с 15.04.2019 по 23.09.2019 оплата за полученную тепловую энергию в спорный период не производилась. Возникла задолженность.
В целях досудебного урегулирования спора 08.11.2019 филиал ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия направил в адрес ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России претензию от 07.11.2019 N 2032 с требованием об оплате тепловой энергии в период с 15.04.2019 по 23.09.2019.
Предприятие 13.03.2020 обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о выдачи судебного приказа. 27.03.2020 по делу N А84-1124/20 был вынесен судебный приказ, который 22.04.2020 по заявлению Управления был отменен.
Оставление претензии без ответа и отмена судебного приказа послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
5 марта 2015 на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 2580-р было создано Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений", которое является территориальным подразделением Департамента имущественных отношений Минобороны России по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6дсп из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность передано недвижимое имущество, используемое для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Суд установил, что на основании данного распоряжения Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым передало, а ФГКУ "Крымское ТУИО" приняло недвижимое имущество, в том числе и спорное.
Таким образом, с этого момента ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, являясь территориальным подразделением Департамента имущественных отношений Минобороны России осуществляет функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе, следовательно, является надлежащим ответчиком по делу.
Аналогичный вывод сделан Арбитражным судом Центрального округа в постановлении от 30.04.2019 N Ф10-1196/2019 по делу N А84-830/2018.
Основными целями деятельности Учреждения являются выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, что подтверждается также сведениями, внесенными в ЕГРЮЛ.
Отклонив доводы Крымское ТУИО о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота, суд руководствовался следующим.
В соответствии с положениями приказа Министра обороны РФ от 30.12.2017 N 860 "Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации" к коммунально-эксплуатационным органам (организациям) относятся, в том числе и квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ.
В силу названного распорядительного акта под коммунально-эксплуатационным обеспечением понимается техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование об оплате задолженности обоснованно предъявлено к ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, как лица, осуществляющего функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
Отклоняя соответствующие доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд также отмечает, что согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с нормами статей 294, 296 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статья 299 ГК РФ).
Нахождение спорного имущества у ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления подтверждено выпиской из ЕГРН от 13.03.2018 относительно объекта с кадастровым номером 90:24:010110 (объект - г. Феодосия, ул. Грина, д. 35, кв. 12).
Таким образом, истец вправе требовать оплату с ФГКУ "КТУИО" МО России как субъекта вещного права на спорное имущество и лица, осуществляющего функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе. Полномочия по содержанию спорного имущества следуют не в силу распорядительного акта командующего Черноморского флота, а в силу наличия оперативного управления имуществом, что обуславливает бремя несения расходов по его содержанию.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно Уставу ФГКУ "Крымское ТУИО" МО РФ бремя содержания имущества, находящегося в его оперативном управлении, на него не возложено, правомерно отклонен арбитражным судом первой инстанции по вышеизложенным основаниям.
Относительно доводов жалобы ответчика о том, что истцом не направлены акты приема-передачи тепловой энергии, счета-фактуры и счета на оплату поставленного в служебное помещение за расчетный период коммунального ресурса, апелляционный суд отмечает, что основанием оплаты по договору служит не вручение счетов-фактур и актов, а сам факт поставки ресурса, при этом само по себе отсутствие счетов-фактур в любом случае не препятствует оплате потребленного ресурса и оказанных услуг.
Вопреки доводам представителей апеллянта, период задолженности подтверждается материалами дела и пояснениями 1 отдела (г. Севастополя) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 28.12.2020 (т.2, л.5-11). В материалы дела представлен акт сдачи-приема служебной квартиры от 15.04.2019, подписанный обеими сторонами с указанием даты сдачи приема жилого помещения - 15.04.2019, утвержденным начальником Феодосийской КЭЧ района. Справка о сдачи жилого помещения ЮРУЖО-07/19 N 569 от 28.10.2019 содержит информацию о факте сдачи спорного служебного помещения и информацию о передаче иных документов (ранее выданных справок) в 1 отдел (г. Севастополя) ФГКУ Югрегионжилье Минобороны России. Справка о сдаче жилого помещения выдается военнослужащим при переводе их к новому месту военной службы и не подтверждает фактическую дату передачи служебного помещения в дату составления справки.
Представленный в материалы дела расчет задолженности и пени проверен судом апелляционной инстанции и признается верным. Контррасчет ответчиком не представлен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска о взыскании задолженности в размере 10 542,30 руб. за период с 15.04.2019 по 23.09.2019.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 19.02.2020 по делу N А84-2408/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
О.И. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2408/2020
Истец: ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала в г. Феодосия
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Минобороны России, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения"(Отдел N1), ФГУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА, ЦФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны РФ, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ