г. Пермь |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А60-3351/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "СиАйТи Терминал",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 08 апреля 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-3351/2021
по заявлению акционерного общества "СиАйТи Терминал" (ИНН 6662007746, ОГРН 1026605394166)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10502000-1441/2020 от 14.01.2021 года, представления от 14.01.2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по административному делу N 10502000-1441/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "СиАйТи Терминал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Екатеринбургской таможне об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10502000-1441/2020 от 14.01.2021 года, представления от 14.01.2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по административному делу N 10502000-1441/2020. Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 29.03.2021, мотивированное решение изготовлено 08.04.2021), в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В апелляционной жалобе изложены доводы о недоказанности состава административного правонарушения.
Таможенный орган представил отзыв с возражениями на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 27.04.2019 таможенным постом Морской порт Владивосток Владивостокской таможни в таможенный орган назначения - Октябрьский таможенный пост Екатеринбургской таможни по транзитной декларации (далее-ТД) N 10702030/270419/0010019, железнодорожной накладной N ЭИ598029 от 27.04.2019 по таможенной процедуре таможенного транзита направлен товар общей стоимостью, согласно ТД - 16676,25 USD. Установленный срок доставки -до 30.07.2019.
Перевозку товара, согласно ТД N 10702030/270419/0010019 осуществлял перевозчик ОАО "Российские железные дороги".
15.05.2019 в 15:19 в отношении товара, перемещаемого по ТД N 10702030/270419/0010019, осуществлено завершение таможенной процедуры таможенного транзита.
17.05.2019 в 09:47 на товар, прибывший по ТД N 10702030/270419/0010019, СВХ АО "СиАйТи Терминал" составлен и представлен на Октябрьский таможенный пост Екатеринбургской таможни документ отчета по форме ДО-1 N 0003250 (подтверждающий документ стр. 13-15 дела об административном правонарушении N 10502000-1441/2020 (ДАП)). Наименование товара, его количество и стоимость указаны в соответствии с транспортно-коммерческими документами.
В соответствии с графой "2" отчета формы ДО-1 N 0003250, дата и время помещения на склад указана 15.05.2019 15:55.
Согласно графе "10" отчета формы ДО-1 N 0003250 дата истечения срока временного хранения указана 15.09.2019.
17.05.2019 в 20:03 в принятии отчетности по форме ДО-1 N 0003250 отказано (подтверждающий документ стр. 16 ДАП), в связи указанием неверной даты истечения сроков хранения товаров.
17.05.2019 в 20:26 на товар, прибывший по ТД N 10702030/270419/0010019, СВХ АО "СиАйТи Терминал" повторно составлен и представлен на Октябрьский таможенный пост Екатеринбургской таможни документ отчета по форме ДО-1 N 0003250 (подтверждающий документ стр. 20 ДАП).
В соответствии с графой "2" отчета формы ДО-1 N 0003250, дата и время помещения на склад указана 16.05.2019 15:55.
Согласно графе "10" отчета формы ДО-1 N 0003250 дата истечения срока временного хранения указана 16.09.2019.
18.05.2019в 11:04 отчетность по форме ДО-1 N 0003250 зарегистрирована таможенным органом, присвоен регистрационный номер 10502090/180519/0003458.
05.11.2019 Октябрьским таможенным постом Екатеринбургской таможни в адрес АО "СиАйТи Терминал" направлен запрос о предоставлении информации по дате и времени фактического размещения товара на временное хранение (исх. N 16-40/407 "О предоставлении информации").
27.11.2020 в адрес Октябрьского таможенного поста Екатеринбургской таможни поступил ответ на запрос от АО "СиАйТи Терминал" (исх. от 26.11.2020 N 226, вх. от 27.11.2020 N б/н), в соответствии с которым товары по отчету формы ДО-1 N 0003250 фактически размещены 16.05.2019 в 15:55 минут (подтверждающий документ стр. 22-24 ДАП). При этом отзывов на отмену первоначально поданной отчетности ДО-1 от владельца СВХ в таможенный орган не поступало.
Данные обстоятельства расценены таможней как событие правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ, что послужило основанием для составления 24.12.2020 протокола об административном правонарушении и вынесении 14.01.2021 постановления о привлечении Общества к административной ответственности за представление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения.
14.01.2021 по окончании рассмотрения административного дела таможня вынесла в адрес общества представление.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления и представления незаконными и их отмене.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствие оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Согласно статье 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно п.1 ст.98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) хранение иностранных товаров осуществляется в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).
Согласно п. 9 ст. 88 ТК ЕАЭС товары, помещенные на временное хранение в месте прибытия, хранятся в местах временного хранения, находящихся в месте прибытия, или в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов о таможенном регулировании, - в иных местах временного хранения.
Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с п. 2 ст. 99 ТК ЕАЭС может осуществляться временное хранение товаров (п.1 ст.99 ТК ЕАЭС).
Приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 утвержден Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах (далее - Порядок, утвержденный приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688) (действующий на момент совершения правонарушения по 18.05.2019).
Согласно п. 2 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза) товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (прилегающей территории склада временного хранения (далее - СВХ), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров).
Перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители (далее - уполномоченное лицо) обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов).
В соответствии со ст. 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения.
В соответствии с п. 30 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам:
ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение;
ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения.
При этом, в приложении N 5 к Порядку утвержденному приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 размещена форма отчета ДО-1, где в графе 2 необходимо указывать "дату и время помещения на склад".
Приказ ФТС России от 18.03.2019 N 444 содержит аналогичные положения (действуете 19.05.2019).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 90 Федерального закона N 289-ФЗ местом временного хранения может являться, в том числе помещение, склад, открытая площадка и иная территория получателя товаров.
Согласно п. 6 ст. 340 ТК ЕАЭС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Согласно пунктам 1,2 ст. 18 ТК ЕАЭС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами ЕАЭС, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях с учетом абзаца второго настоящего пункта.
Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Владельцы СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 к Приказу N 444 от 18.03.2019, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) (далее - таможенный пост), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам:
ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение;
ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения);
ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.
При этом, приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 также утверждена форма отчета ДО-1, где в графе 2 необходимо указывать "дату и время помещения на СВХ".
В соответствии с п.1 ст. 101 ТК ЕАЭС срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 101 и ст. 259 ТК ЕАЭС.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и обществом не опровергнут факт подачи таможенному органу отчетности ДО-1 N 0003250, содержащей недостоверные сведения. Так в указанном отчете по форме ДО-1 должны быть указаны достоверные сведения о фактической дате и времени помещения товара на временное хранение: в графе 2 "дата и время помещения на склад" указана дата - 15.05.2019 15:55, фактически 16.05.2019 в 15:55, что подтверждено ответом АО "СиАйТи Терминал" (исх. от 26.11.2020 N226).
Представление таможенному органу отчетности, содержащей недостоверные сведения, свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, на что правомерно указано в постановлении таможни и в решении суда.
Субъективная сторона вмененного обществу правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку заявителем не были приняты достаточные меры для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации правил, то в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд правомерно признал общество виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что отсутствие факта регистрации первоначально поданных сведений исключает возможность привлечения к ответственности, рассмотрены судом первой инстанции и отклонены как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства.
Суд правомерно указал, что исходя из положений статьи 111 ТК ЕАЭС, ее положения применяются к процедуре декларирования товаров таможенному органу.
Правоотношения, регулирующие порядок представления отчетности владельцами СВХ урегулированы положениями статей 345, 400, 414 ТК ЕАЭС и Приказом N 2688, который предусматривает передачу информации таможенному органу, владельцу СВХ исключительно в виде электронных документов.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что таможенный орган не осуществляет предварительную проверку формы отчетности до ее регистрации.
В данном случае форма отчетности с недостоверными сведениями представлена таможенному органу путем информационного обмена, подписана усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя, бухгалтера, соответственно, наличие в ней недостоверных сведений, выявленных таможенным органом, свидетельствует о наличии вмененного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, не установлено.
Назначенное обществу за совершенные правонарушения наказание соответствует санкции ст. 16.15 КоАП РФ.
Повторно проверяя законность внесенного таможенным органом в адрес заявителя представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Из анализа ст. 29.13 КоАП РФ следует, что вносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с п. 7 ст. 26.1 Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Оспариваемое представление выдано на основании обстоятельств, установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении N 10502000-1441/2020 и отраженных в постановлении от 14.01.2021.
Поскольку факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ, установлен, суд приходит к выводу, что таможенный орган в соответствии с положениями ст. 29.13 КоАП РФ правомерно выдал заявителю представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал доказательства по делу, правильно установил обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку, мотивированно отклонил доводы, заявленные обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении дела не допустил нарушений, которые в силу статьи 270 АПК РФ влекут отмену или изменение судебного акта.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 29.03.2021, мотивированное решение изготовлено 08.04.2021), по делу N А60-3351/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3351/2021
Истец: АО "СИАЙТИ ТЕРМИНАЛ"
Ответчик: ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ