9 июня 2021 г. |
дело N А40-165980/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Семикиной О.Н., Бодровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2021 г. (резолютивная часть от 12.04.2021 г.) по делу N А40-165980/20
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261)
к АО "ГУОВ" (ИНН: 7703702341) о взыскании неустойки по государственному контракту от 28.06.2017 г. N ДС-Т-12/16-58 в размере 307 765 руб. 95 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Бобышев А.Е. по доверенности от 2304.2021,
от ответчика: Айткалиева А.К. по доверенности от 07.12.2020
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, заказчик) предъявило АО "ГУОВ" (далее - ответчик, подрядчик) иск о взыскании по государственному контракту от 28.06.2017 г. N ДС-Т-12/16-58 неустойки в размере 307 765 руб. 95 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 12.04.2021 г., изготовленным в полном объеме 19.04.2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (далее - государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (далее - генподрядчик) заключен государственный контракт от 28.06.2017 N ДС-Т-12/16-58.
Согласно пункту 2.1 контракта генподрядчик осуществляет разработку технической документации, работы по капитальному ремонту объекта и все иные работы, необходимые для приведения объекта до состояния полной готовности к эксплуатации, в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, (выполнение работ по капитальному ремонту объекта "под ключ") (далее - работы).
Пунктом 5.2 контракта установлены сроки выполнения работ: государственная экспертиза о проверке достоверности сметной стоимости - 01.09.2017; работы по капитальному ремонту - 10.12.2017; дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 15.12.2017.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в указанные сроки генподрядчиком работы не выполнены и государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 18.4 контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 10421, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Цена Контракта составляет 6 563 340,00 руб. (пункт 3.1 контракта).
Просрочка исполнения этапа работ (государственная экспертиза о проверке достоверности сметной стоимости) с 02.09.2017 по 11.12.2017 составляет 101 день. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ составляет 187 219,28 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (работы по капитальному ремонту) с 12.12.2017 по 15.12.2017 составляет 4 дня. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ составляет 7 219,67 руб.
Согласно пунктам 1.1.13, 13.9 контракта выполнение всех обязательств генподрядчиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
По состоянию на 20.02.2018 обязательства по контракту генподрядчиком не исполнены, как следствие итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Согласно пункту 18.3 контракта в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 10422, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Просрочка исполнения обязательств по контракту с 16.12.2017 по 20.02.2018 составляет 67 дней. Размер неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет 113 327,00 руб.
Истец утверждает, что общий размер неустойки по государственному контракту от 28.06.2017 N ДС-Т-12/16-58 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом (п. 18.4 контракта) и неустойки за просрочку исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом (п. 18.3 контракта) и составляет 307 765,95 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора и в соответствии с разделом 21 контракта государственным заказчиком в адрес генподрядчика направлена претензия исх. от 19.03.2018 N 212/6/1094 с требованием об уплате штрафных санкций, однако требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
На основании вышеизложенного истец просит о взыскании с ответчика по государственному контракту от 28.06.2017 г. N ДС-Т-12/16-58 неустойки в размере 307 765 руб. 95 коп.
Ответчик ссылается на то, что у истца отсутствуют правовые основания для привлечения ответчика к имущественной ответственности за просрочку исполнения всех обязательств по контракту срок исполнения, которых был перенесен до 31.12.2018 в связи с подписанием дополнительного соглашения N 3 от 29.12.2017 к контракту.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Так, стороны в дополнительном соглашении указали, что обязательства по контракту подлежат исполнению в срок не позднее 31.12.2018 года, при этом обязательства по финансированию будут исполнены после доведения до государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, итоговый акт приемки выполненных работ - документ, подтверждающий выполнение генподрядчиком всех обязательств, предусмотренных контрактом, и является основанием для проведения расчета за выполненные работы.
Из содержания контракта следует, что подписание итогового акта не является работой (строительно-монтажными работами), за окончание срока выполнения которой пунктом 18.3 Контракта предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки, а также подписание итогового акта не относится к определенному термину "работы".
Подписание итогового акта не является обязательством в смысле ст. 307 ГК РФ, а представляет собой лишь двустороннее подписание документа. Подписание итогового акта к работам не относится и является лишь основанием для проведения окончательного расчета по контракту.
При этом, контрактом не предусмотрена ответственность за неподписание (несвоевременное подписание) итогового акта.
Срок сдачи работ по государственному контракту поставлен в зависимость от даты утверждения отчетных документов истцом, в связи с чем, ответчик не мог повлиять на сроки утверждения заказчиком актов.
Таким образом, начисление неустойки за несвоевременное подписание итогового акта суд признает необоснованным, так как пунктом 18.4 государственного контракта установлена ответственность за несвоевременное выполнение работ.
Вместе с тем, начисление неустойки за несвоевременное получение положительного заключения государственной экспертизы противоречит существу обязательства и неправомерно, ввиду противоречия нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно п. 1 ст. 49 ГрК РФ только заказчик или технический заказчик имеет право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
Исходя из п. 10 ст. 49 ГрК РФ только заказчик или технический заказчик имеет право оспаривать отрицательное заключение экспертизы.
Пунктом 2 Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.07.2012 г. N 1700, предусмотрено, что заявителем на предоставление услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий является Заказчик, обратившийся с заявлением.
Вопросы передачи заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции ответчика, и он не может нести ответственности за указанные обстоятельства.
Более того, условиями контракта не предусмотрена ответственность за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы, поскольку предусмотрена ответственность лишь за невыполнение обязательств по срокам выполнения работ.
Получение положительного заключения государственной экспертизы к работам не относится, поскольку ответчик может лишь устранять замечания экспертизы по разработанной документации, которые находятся в его компетенции, а не относятся к компетенции заказчика, следовательно, п. 18.4. контракта не предусматривает ответственности за несвоевременное получение положительного заключения государственной экспертизы.
Таким образом, направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, а, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно заказчик или технический заказчик.
Доверенность на передачу документации в государственную экспертизу МО РФ и получение документации из государственной экспертизы МО РФ ответчику не выдавалась. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
Указанное действие не может быть совершено ответчиком, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки не правомерно, в связи с чем, требование истца о взыскании с ответчика неустойки за несвоевременное получение положительного заключения государственной экспертизы является необоснованным.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2021 г. (резолютивная часть от 12.04.2021 г.) по делу N А40-165980/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-165980/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22143/2021
20.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22143/2021
09.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30552/2021
19.04.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-165980/20
25.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64722/20