город Омск |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А46-11604/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бойченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3750/2021) саморегулируемой организации союза "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" на дополнительное решение Арбитражного суда Омской области от 19.02.2021 по делу N А46-11604/2020 (судья Пермяков В.В.), по заявлению индивидуального предпринимателя Каринаускене Оксаны Станиславовны (ИНН 245501206228, ОГРНИП 313554328300103), саморегулируемой организации союза "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" (ИНН 6455065718, ОГРН 1166451055781, 410012, Саратовская обл., г. Саратов, ул. им. Н.И. Вавилова, д. 38/114, пом. 60), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524, адрес: 644007, Омская область, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 56), к государственному регистратору Пахотиной Е.Л., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Журавлевой Надежды Степановны, о признании незаконным уведомления об отказе в возобновлении кадастрового учета от 20.05.2020 N КУВД-00/2020-360877/2, а также об обязании провести кадастровый учет изменений объекта недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Терехова Е.В. по доверенности от 11.01.2021 сроком до 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Каринаускене Оксана Станиславовна (далее - ИП Каринаускене О.С., предприниматель, кадастровый инженер, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления заинтересованного лица об отказе в возобновлении кадастрового учета от 20.05.2020 N КУВД-001/2020-3608777/2 по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости; обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Каринаускене О.С. путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 26.03.2020 N КУВД-001/2020-3608777 с приложенными документами.
Определением от 09.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены саморегулируемая организация "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" (далее - СРО Союз "Кадастровые инженеры", СРО), Журавлева Надежда Степановна (далее - Журавлева Н.С.).
Протокольным определением от 12.11.2020 суд привлек к участию в деле в качестве соистца СРО Союз "Кадастровые инженеры".
До принятия итогового судебного акта предприниматель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявленные требования уточнил, просил признать незаконным отказ заинтересованного лица в государственном кадастровом учете от 06.07.2020 N КУВД-001/2020-3608777/3; обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Каринаускене О.С. путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 26.03.2020 N КУВД-001/2020-3608777 с приложенными документами. Уточнения были приняты судом к производству.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.12.2020 по делу N А46-11604/2020 в удовлетворении требований ИП Каринаускене О.С., СРО к Управлению Росреестра по Омской области о признании незаконным отказа заинтересованного лица в государственном кадастровом учете от 06.07.2020 N КУВД-001/2020-3608777/3; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 26.03.2020 N КУВД-001/2020-3608777 с приложенными документами отказано.
От СРО "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" поступило заявление о вынесении дополнительного решения в части признания незаконным уведомления заинтересованного лица об отказе в возобновлении кадастрового учета от 20.05.2020 N КУВД-001/2020-3608777/2 по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Каринаускене О.С. путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 26.03.2020 N КУВД-001/2020-3608777 с приложенными документами.
Дополнительным решением Арбитражного суда Омской области от 19.02.2021 по делу N А46-11604/2020 в удовлетворении требований СРО к Управлению о признании незаконным уведомления об отказе в возобновлении кадастрового учета от 20.05.2020 N КУВД-001/2020-3608777/2, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, СРО Союз "Кадастровые инженеры" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит дополнительное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель обращает внимание на то, что в обжалуемом уведомлении от 20.05.2020 N КУВД-001/2020-3608777/2 содержится только лишь одна причина/одно основание, препятствующее, по мнению регистратора, возобновлению государственного кадастрового учета - в представленном межевом плане отсутствуют документы, подтверждающие увеличение площади земельного участка более чем на 10 процентов; при этом судом первой инстанции переформулировано основание приостановления осуществления государственного кадастрового учета - указано, что в документах, представленных на кадастровый учет, отсутствуют сведения, обосновывающие существование границы земельного участка с кадастровым номером 55:11:010170:1 на местности пятнадцать и более лет.
В письменном отзыве Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 26.03.2020 Журавлева Н.С. обратилась в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:11:010170:1, расположенного по адресу: Омская область, Любинский р-н, р.п. Любинский, ул. Войсковая, д. 2 (том 1 л.д. 76-85).
Вместе с указанным заявлением для осуществления кадастрового учета представлен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка от 18.03.2020, подготовленный кадастровым инженером Каринаускене О.С.
06.04.2020 государственный кадастровый учет приостановлен на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) до 06.07.2020.
В уведомлении от 06.04.2020 Управление указало, что согласно разделу "Общие сведения о кадастровых работах" договор на выполнение кадастровых работ от 05.03.2020, дата подготовки межевого плана 18.03.2020, однако сведения о состоянии наружных знаков пунктов в реквизите "2" раздела "Исходные данные" приведены на 09.06.2018. Кроме того, Управление указало, что в представленных документах отсутствуют сведения, обосновывающие существование границы земельного участка с кадастровым номером 55:11:010170:1 на местности 15 и более лет (том 1 л.д. 74-75).
19.05.2020 представлен межевой план от 18.03.2020 (том 1 л.д. 58-69).
20.05.2020 Управлением принято решение о невозможности возобновления государственного кадастрового учета в связи с неустранением причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета, поскольку в документах, представленных на кадастровый учет, отсутствуют сведения, обосновывающие существование границы земельного участка с кадастровым номером 55:11:010170:1 на местности пятнадцать и более лет. Кроме того, указано, что в представленном межевом плане отсутствуют документы, подтверждающие увеличение площади земельного участка более чем на 10 процентов (том 1 л.д. 57).
Полагая, что решение о невозможности возобновления государственного кадастрового учета является незаконным, СРО Союз "Кадастровые инженеры" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
19.02.2021 Арбитражным судом Омской области принято дополнительное решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность дополнительного решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 2, частью 6 статьи 1 указанного закона ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с упомянутым Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с упомянутым законом сведений.
Под государственным кадастровым учетом в силу статьи 1 Закона N 218-ФЗ понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Статьей 13 Закона N 218-ФЗ предусматривается, что внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным характеристикам объекта недвижимости относятся, в том числе, описание местоположения такого объекта недвижимости и его площадь.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Следовательно, по общему правилу, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. И только в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Таким органом является Министерство экономического развития Российской Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации". Форма и состав сведений межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования N 921).
Пунктом 70 Требований N 921 предусмотрено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 21 Требований N 921 для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученная в результате проведения землеустройства.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Как указано выше, Журавлева Н.С. обратилась в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:11:010170:1, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, р.п. Любинский, ул. Войсковая, д. 2, ею представлен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка, подготовленный кадастровым инженером Каринаускене О.С.
Из представленного межевого плана следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером 55:11:010170:1 при установлении границ кадастровым инженером составила 1697 кв.м, что на 199 кв.м больше площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН (согласно ЕГРН площадь участка составляет 1498 кв.м).
По запросу Управления получен план границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:010170:1 из материалов инвентаризации земель р.п. Любинский.
Из инвентарного плана по состоянию на 1984 год с учетом внесенных в него изменений в 1980 году на индивидуальный жилой дом по ул. Войсковая, д. 2 следует, что фактическая площадь земельного участка составляет 1497,6 кв.м, из которых застроенная площадь 127,7 кв.м, площадь под садом составляет 68,5 кв.м (том 1 л.д. 119).
Таким образом, заключение кадастрового инженера, содержащееся в межевом плане, о границах уточняемого земельного участка не соответствует как документу, подтверждающему право на земельный участок, так и сведениям, содержащимся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, что исключает возможность изменения существующих границ в порядке части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ.
При этом данная статья, как было выше сказано, предусматривает, что только в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Между тем в документах, представленных на кадастровый учет, отсутствуют сведения, обосновывающие существование границы земельного участка с кадастровым номером 55:11:010170:1 на местности пятнадцать и более лет.
Данные обстоятельства установлены, в том числе в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 по делу N А46-11604/2020.
Доводы подателя жалобы о том, что в обжалуемом уведомлении от 20.05.2020 N КУВД-001/2020-3608777/2 содержится только одно основание, препятствующее возобновлению государственного кадастрового учета - отсутствие в представленном межевом плане документов, подтверждающих увеличение площади земельного участка более чем на 10 процентов, не соответствует действительности, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Таким образом, поскольку уточнение границ земельного участка, в результате которого изменилась его конфигурация и увеличилась площадь, кадастровым инженером в межевом плане надлежащим образом обосновано не было, осуществление государственного кадастрового учета изменений в отношении спорного объекта недвижимости правомерно приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, в связи с чем в удовлетворении требования о признании незаконным уведомления об отказе в возобновлении кадастрового учета от 20.05.2020 N КУВД-001/2020-3608777/2 судом первой инстанции отказано верно.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого дополнительного решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на СРО.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Дополнительное решение Арбитражного суда Омской области от 19.02.2021 по делу N А46-11604/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11604/2020
Истец: ИП Каринаускене Оксана Станиславовна
Ответчик: Государственный регистратор Пахотина Е.Л., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Журавлева Надежда Степановна, СРО Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров"
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3995/2021
10.06.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3750/2021
16.03.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-455/2021
19.02.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11604/20
10.12.2020 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11604/20