город Омск |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А46-858/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4509/2021) Административной комиссии Центрального административного округа города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 31.03.2021 по делу N А46-858/2021 (судья Солодкевич И.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания СемеркаСервис" (ОГРН 1085543025842, ИНН 5503206293, адрес: 644070, Омская область, г. Омск, ул. 6-я Линия, д. 73) к Административной комиссии Центрального административного округа города Омска (адрес: 644043, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1, каб 435) об отмене постановления от 22.12.2020 по делу об административном правонарушении N 01-02-2173-20,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания СемеркаСервис" (далее - ООО "УК СемеркаСервис", общество, управляющая компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Административной комиссии Центрального административного округа города Омска (далее - Комиссия, административный орган, заинтересованное лицо) об отмене постановления от 22.12.2020 по делу об административном правонарушении N 01-02-2173-20.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.03.2021 по делу N А46-858/2021 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным и отменил вынесенное 22.12.2020 Комиссией постановление по делу об административном правонарушении N 01-02-2173-20 о признании ООО "УК СемеркаСервис" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 32 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях" (далее - Кодекс Омской области об административных правонарушениях), назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из недоказанности Комиссией события и состава вменяемого ООО "УК СемеркаСервис" административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комиссия обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что сохранение надписей на фасаде МКД менее 3 дней не опровергает наличие вменяемого события административного правонарушения; норма, касающаяся установления периода времени (продолжительностью трое суток) для устранения выявленного нарушения, предусматривает лишь организационный срок, в течение которого должна быть произведена очистка фасада после выявления нарушения; диспозиция статьи 161 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска" (далее - Правила благоустройства) относится только к надписям на фасадах, в то время как заявителю вменяется неосуществление очистки от объявлений и их частей фасада многоквартирного дома N 101 по ул. Звездова; уборка территории должна быть осуществлена управляющей компанией от любого мусора, при этом нахождение мусора на придомовой территории общество не оспаривает.
В письменном отзыве общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "УК СемеркаСервис" привлечено собственниками помещений в МКД N 103 по ул. Звездова в г. Омске для управления данным МКД (договор от 30.07.2015).
09.11.2020 начальником отдела контроля Администрации Центрального административного округа г. Омска (далее - ЦАО г. Омска) Черевиченко О.В. выявлены нарушения обществом Правил благоустройства, состоящие в том, что по состоянию на 16 час. 13 мин. фасад МКД N 103 по ул. Звездова в г. Омске не очищен от объявлений, дворовая территория МКД не очищена от мусора, в подтверждение чего в материалы административного дела представлены фотоматериалы.
25.11.2020 начальником отдела контроля Администрации ЦАО г. Омска Черевиченко О.В. составлен протокол N 01-02-2173-20 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, объективная сторона которого выразилась в несоблюдении обществом части 4 статьи 3, части 1 статьи 104, статьи 161 Правил благоустройства.
Постановлением Комиссии от 22.12.2020 по делу об административном правонарушении N 01-02-2173-20 заявитель привлечен к административной ответственности по пункту 2 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., учитывая, что постановлением от 02.06.2020 по делу об административном правонарушении N 01-02-0434-20 общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.
Полагая, что постановление Комиссии от 22.12.2020 N 01-02-2173-20 не является законным, нарушает права и законные интересы ООО "УК СемеркаСервис", последнее обратилось в суд с соответствующим заявлением.
31.03.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В Омской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Омской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Омской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Омской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Кодекс Омской области об административных правонарушениях.
Пунктом 1 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления Омской области правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования муниципальных образований Омской области, а также правил содержания объектов, расположенных на указанных территориях, в виде предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Повторное в течение года совершение такого административного правонарушения влечёт ответственность по пункту 2 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и Омской области, определяющим требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города Омска, были разработаны Правила благоустройства, утвержденные устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства городской территории для всех юридических и физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 1 Правил благоустройства благоустройство территории города - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории города мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Как следует из постановления от 22.12.2020 по делу об административном правонарушении N 01-02-2173-20, ООО "УК СемеркаСервис" вменяются в вину следующие нарушения Правил благоустройства:
1) статьи 161 Правил благоустройства, выразившееся в неосуществлении очистки фасада МКД от объявлений;
2) части 4 статьи 3, части 1 статьи 104 Правил благоустройства, выразившееся в неочищении дворовой территории МКД от мусора.
Согласно статье 161 Правил благоустройства лица, осуществляющие деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, обязаны, в том числе, производить очистку фасадов и их отдельных внешних конструктивных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб, колонн и крылец), заборов и ограждений указанных объектов от надписей, рисунков, объявлений, плакатов, иной информационно-печатной продукции и их частей.
Удаление надписей с фасадов должно производиться не позднее 3 дней с момента обнаружения надписи должностным лицом, уполномоченным на осуществление контроля за исполнением требований настоящего Решения.
При принятии решения суд первой инстанции посчитал, что объективная сторона вменяемого административного правонарушения может быть установлена только в случае сохранения на фасаде МКД надписей, объявлений и прочего более 3 дней с момента, указанного в приведённой норме, нарушение которой усмотрено заинтересованным лицом. Поскольку административным органом не установлено, что объявления, запечатлённые на фотоматериалах, находились на фасаде МКД более обозначенного срока, судом первой инстанции не усмотрено событие вменяемого административного правонарушения в данной части.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Как обоснованно отметила Комиссия в апелляционной жалобе, диспозиция статьи 161 Правил благоустройства относится только к надписям на фасадах, в то время как заявителю вменяется неосуществление очистки от объявлений и их частей фасада многоквартирного дома N 103 по ул. Звездова, в связи с чем абзац пятый статьи 161 Правил благоустройства не подлежит применению при рассмотрении дела.
Между тем апелляционный суд отмечает, что из толкования статьи 161 Правил благоустройства следует, что обязанность по очистке фасадов МКД от надписей, рисунков, объявлений, плакатов, иной информационно-печатной продукции несут лица, осуществляющие деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в рассматриваемом случае - ООО "УК СемеркаСервис".
При этом положение статьи, обязывающее ответственное лицо устранить выявленное уполномоченным должностным лицом нарушение обязанности по очистки фасадов МКД от надписей не позднее 3 дней с момента обнаружения надписей должностным лицом, не отменяет и не изменяет обязанность управляющей компании по очистке фасадов МКД от надписей. Период времени (продолжительностью 3 дня) для устранения выявленного нарушения предусматривает лишь организационный срок, в течение которого должна быть произведена очистка фасадов от надписей после выявления нарушения. Само по себе правонарушение считается оконченным с момента его обнаружения должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении.
Наличие объявлений на фасаде МКД N 103 по ул. Звездова в г. Омске подтверждается материалами дела, а именно: объяснением начальника отдела контроля Администрации ЦАО г. Омска Черевиченко О.В., фотоматериалами с датой, временем и местом их создания (л.д. 38, 39, 41).
О фальсификации представленных в материалы дела фотоматериалов обществом в порядке статьи 161 АПК РФ не заявлено. Доказательств, опровергающих приведенные административным органом обстоятельства, заявителем не представлено.
Довод, изложенный в поданном в суд первой инстанции заявлении общества о том, что объявления размещаются на внутренней поверхности стойки подвесного козырька вследствие установления такого порядка собственниками помещений на общем собрании, отклоняется судом апелляционной инстанции как документально не подтвержденный. При этом из фотографий усматривается, что объявления размещены не только на внутренней поверхности стойки подвесного козырька у подъездов, но и сбоку от фасада здания (л.д. 39).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности Комиссией вменяемого обществу события административного правонарушения в части первого эпизода.
В статье 1 Правил благоустройства определено, что уборка территорий - комплекс технологических операций, включающий сбор, вывоз в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды;
Частью 4 статьи 3 Правил благоустройства установлено, что запрещается складирование тары, запасов товара, строительных материалов, строительного мусора у киосков, павильонов, остановочных навесов, гаражей, магазинов, салонов, офисов, а также использование для этих целей прилегающей территории, в том числе придомовой территории.
В силу части 1 статьи 104 Правил благоустройства обязанности по содержанию и уборке земельных участков, границы и размер которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включая расположенные на таких участках пешеходные дорожки, тротуары, въезды (выезды) во дворы, парковки, детские, спортивные и иные площадки, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, возлагаются на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции посчитал недоказанным вменяемое обществу событие административного правонарушения, поскольку, по его мнению, из представленных в материалы дела фотоматериалов не представляется возможным установить, какой именно мусор (тара, запасы товара, строительные материалы, строительный мусор) складирован на спорной территории, кроме того, отсутствует привязка к МКД N 103 по ул. Звездова в г. Омске.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в части неприменения к рассматриваемым правоотношениям части 4 статьи 3 Правил благоустройства, поскольку административным органом не указано на то обстоятельство, складирование чего конкретно зафиксировано в фотоматериалах, из которых при этом не следует, что на придомовой территории МКД размещены именно тара, запасы товара, строительные материалы, строительный мусор.
Между тем, вопреки ошибочным выводам суда первой инстанции, материалами дела (объяснением начальника отдела контроля Администрации ЦАО г. Омска Черевиченко О.В., фотоматериалами, о фальсификации которых обществом не заявлено) подтверждается размещение мусора на придомовой территории МКД N 103 по ул. Звездова в г. Омске, что свидетельствует о неисполнении ООО "УК СемеркаСервис" закрепленной в части 1 статьи 104 Правил благоустройства обязанности по содержанию и уборке земельного участка.
Доводы общества о том, что земельный участок под МКД N 103 по ул. Звездова в г. Омске не сформирован, границы данного участка не определены, в связи с чем обязанность по содержанию такой территории возложена на органы местного самоуправления, признаны судом апелляционной инстанции необоснованными, исходя из следующего.
В части 3 статьи 104 Правил благоустройства предусмотрено, что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не образован или образован по границам такого дома, обязанность по содержанию и уборке прилегающей к такому многоквартирному дому территории, в том числе расположенных на такой территории элементов озеленения, пешеходных дорожек, тротуаров, въездов (выездов) во дворы, детских, спортивных и иных площадок, малых архитектурных форм, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного многоквартирного дома объектов, возлагается на лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в пределах десятиметровой территории, прилегающей по периметру к многоквартирным домам, имеющим 5 и более этажей.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 25 части 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Правила благоустройства разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Омской области, определяющим требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города Омска, устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства городской территории для всех юридических и физических лиц.
Таким образом, вопреки позиции заявителя, возложение обязанности по уборке придомовой десятиметровой территории, прилегающей по периметру к МКД, в случае, когда земельный участок под МКД не сформирован, на управляющую компанию является обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы законодательства, апелляционный суд признает вменяемое событие административного правонарушения доказанным в части неисполнения обществом обязанности по уборке придомовой десятиметровой территории, прилегающей по периметру к МКД N 103 по ул. Звездова в г. Омске.
В отсутствие соответствующих измерений апелляционный суд признает недоказанным событие административного правонарушения в части складирования мусора вне видимости дома (за проезжей частью, л.д. 40).
Доводы заявителя о том, что в квартале, где расположен спорный МКД, отсутствуют контейнерные площадки для сбора бытовых отходов, площадки для сбора крупногабаритного мусора, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 N 39 утверждена Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в Омской области, в приложении N 7 к которой в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов имеется указание на адрес МКД N 103 по ул. Звездова в г. Омске.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования, правил содержания объектов, расположенных на соответствующих территориях, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному и полному принятию мер по соблюдению Правил благоустройства, в связи с чем вина ООО "УК СемеркаСервис" в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждена материалами дела.
Довод общества о том, что дворники еженедельно по вторникам не позднее 12 час. производят очистку фасадов от посторонних надписей и объявлений, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку из фотоматериалов усматривается, что объявления не до конца убраны, соответственно, принятых мер недостаточно для исполнения возложенных на ООО "УК СемеркаСервис" Правилами благоустройства обязанностей по содержанию общего имущества в МКД.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.
Соблюдение срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем не оспаривается. Наказание назначено административным органом в пределах санкции пункта 2 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях. Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, а также оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение апелляционным судом не усмотрено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленного требования об оспаривании постановления Комиссии от 22.12.2020 N 01-02-2173-20 у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Омской области от 31.03.2021 по делу N А46-858/2021 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба Комиссии - удовлетворению.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 31.03.2021 по делу N А46-858/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания СемеркаСервис" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-858/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СЕМЕРКАСЕРВИС"
Ответчик: Административная комиссия Центрального административого округа г.Омска