г. Вологда |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А44-624/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строительные материалы" Верещагиной С.А. по доверенности от 23.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительные материалы" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 февраля 2021 года по делу N А44-624/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительные материалы" (ОГРН 1035300710444, ИНН 5320016545; адрес: 174411, Новгородская область, город Боровичи, улица Южная, дом 47; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13А; далее - министерство) о признании недействительным приказа от 28.12.2020 N 1417 "О приостановлении права пользования недрами по лицензии НВГ 53114 ТЭ".
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 26 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что министерством не представлено доказательств нарушения обществом существенных условий лицензии. Указывает на то, что суд не установил, возлагает ли пункт 6.8 лицензионного соглашения на общество обязанность по переводу сельскохозяйственных земель в земли промышленности.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим судебное заседание проведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, Департаментом природных ресурсов и экологии Новгородской области обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 15.09.2014 НВГ 53114 ТЭ на разведку и добычу песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) месторождения "Коровкино-2" в 2,1 км к востоку от д. Коровкино, в 13 км на северо-восток от г. Боровичи в Боровичском муниципальном районе Новгородской области, со сроком действия лицензии (с учетом его продления) до 31.12.2027.
Приложением N 7 к лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью разведки и добычи ПГС на участке недр "Коровкино-2" (далее - лицензионное соглашение).
Пунктом 11.2 лицензионного соглашения установлено, что обязательства недропользователя по настоящему соглашению являются существенными условиями лицензии.
В силу пункта 6.8 данного соглашения до начала работ недропользователю необходимо оформить право пользования земельным участком площади 21,14 га в соответствии с действующим законодательством.
Должностным лицом министерства 28.12.2020 в отношении общества возбуждено административное дело по факту невыполнения пункта 6.8 раздела 6 лицензионного соглашения. Поводом для возбуждения административного дела послужила информация, изложенная в служебной записке государственного областного казенного учреждения "Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области" от 21.12.2020 N ОРД-394-СЗ, согласно которой общество, в соответствии с данными ежегодной статистической отчетности по форме 5-гр, осуществляет добычу полезных ископаемых на месторождении "Коровкино-2", расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами 53:02:0081308:47, 53:02:0081308:33, 53:02:0081308:35, 53:02:0081308:34 без перевода их в земли промышленности.
Министерством выявлено нарушение обществом требований пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и пункта 6.8 лицензионного соглашения, выразившееся в том, что общество осуществляет пользование недрами - добычу ПГС на участке недр "Коровкино-2", не осуществив оформление правоустанавливающих документов на земельные участки для целей недропользования в порядке и на условиях, которые установлены действующим законодательством.
Усмотрев в действиях общества административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностным лицом министерства в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 28.12.2020 N 123 по названной норме Кодекса.
Ввиду нарушения обществом условий пункта 6.8 лицензионного соглашения по осуществлению добычи ПГС на землях сельскохозяйственного назначения без перевода их в земли промышленности, министерством на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах издан приказ от 28.12.2020 N 1417 "О приостановлении права пользования недрами по лицензии НВГ 53114 ТЭ".
Общество, не согласившись с данным приказом, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Основанием для вынесения министерством оспариваемого приказа послужило использование обществом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства используемых для добычи полезных ископаемых (разведки и добычи ПГС), без изменения категории земель.
Доводы общества о том, что буквальное содержание пункта 6.8 лицензионного соглашения, не содержит обязанности общества осуществить такой перевод, подлежат отклонению.
Совокупное толкование положений указанного пункта, а также пункта 6.5 лицензионного соглашения свидетельствует об обязанности общества осуществлять пользование недрами на соответствующих участках в соответствии с требованиями законодательства.
Статьей 6 Закона о недрах предусмотрено, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Порядок лицензирования пользования недрами установлен Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать помимо прочего условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункт 9 статьи 12 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Из пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 ЗК РФ). Указанные земли в силу статьи 78 ЗК РФ могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ сохранение целевого использования земельных участков является одним из основных принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 7 данного Закона предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (подпункт 8).
В силу части 1 статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 172-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Таким образом, суд первой инстанции верно отметил, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. При этом для приведения в соответствие фактического использования земельного участка с установленным разрешенным использованием необходимо соблюдение предусмотренной законодателем процедуры.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28.07.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу N А44-11050/2019, отказано в удовлетворении требований общества к администрации Боровичского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным предписания от 01.11.2019 N 29 о проведении в срок до 01.05.2020 рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 53:02:0081308:34 и 53:02:0081308:47, расположенных в районе д.Коровкино на территории Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, использовании указанных земельных участков в соответствии с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения и видами разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного использования.
Названными судебными актами установлено, что на основании постановления администрации г. Боровичи и Боровичского района "Об изъятии и предоставлении земельных участков" от 09.03.2004 N 287 земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 600 га были изъяты от колхоза "Россия" как невостребованные доли в праве общедолевой собственности и переданы обществу с ограниченной ответственностью "Передки" (далее - ООО "Передки") в пользование на условиях аренды сроком до 20.01.2005 для сельскохозяйственного производства. Этим же постановлением утвержден акт выбора земельного участка от 02.02.2004, в соответствии с которым земельный участок, где находится месторождение "Кровкино-2", расположенный в 2,1 км к востоку от д.Коровкино, признан пригодным для добычи полезных ископаемых - песчано-гравийных пород.
ООО "Передки", получив лицензию на право пользование недрами НВГ 020084 ТЭ сроком отработки с 09.03.2004 до 31.12.2017, осуществляло разработку и добычу ПГС месторождения "Коровкино-2" на земельном участке на площади 19,56 га расположенном в 2,1 км к востоку от д. Коровкино и в 13 км на северо-восток от г. Боровичи на площади 19,56 га на основании рабочего проекта.
При этом, вышеуказанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 53:02:00000:23, площадью 34 515 694 кв. м. из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и предоставлены бывшим членам колхоза "Россия" в счет земельных долей. В дальнейшем земельные участки приобретены обществом по договорам купли-продажи у физических лиц от 01.10.2013 и от 04.03.2014.
Заявитель с 22.07.2014 является правопреемником ООО "Передки" ввиду прекращения деятельности последнего в связи с реорганизацией путем присоединения к обществу.
На указанных земельных участках общество осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых на основании выданной ему лицензии НВГ N 53114 ТЭ.
Согласно положениям статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, спорные земельные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет и приобретены в собственность общества после принятия Закона N 172-ФЗ.
Доводы общества о том, что предоставление ООО "Передки" участков недр для разработки месторождения и земельных участков под ним производилось на основании законодательства, не требующего изменения целевого назначения земельных участков, и продолжение использования тех же земель его правопреемником - обществом под месторождением в прежних целях не свидетельствует об использовании заявителем земель не по назначению, правомерно отклонены судом.
Пунктом 2 статьи 79 ЗК РФ (в редакции, действующей на 09.03.2004) предусматривалась возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения непригодных для ведения сельскохозяйственного производства или сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости для иных несельскохозяйственных нужд.
Пункт 2 статьи 79 ЗК РФ утратил силу в связи с принятием Закона N 172-ФЗ.
Вместе с тем, ЗК РФ (в редакции, действующей на 09.03.2004) не содержал норм позволяющих использовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых без изменения категории земель.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, от 29.05.2012 N 13016/11).
Само по себе получение обществом лицензии на недропользование не предоставляет ему права на осуществление на земельном участке сельскохозяйственного назначения вида деятельности, не соответствующего разрешенному использованию участка.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр, в том числе при соблюдении ее владельцем заранее оговоренных условий (абзац третий статьи 11 Закона о недрах), и свидетельствует о наличии волеизъявления субъекта лицензионной деятельности на добровольное приобретение специального правового статуса, в том числе с учетом действующих ограничений в части содержания охраны земель и их правового режима, поскольку осуществление всех видов права пользования недрами непосредственно связано с использованием земли на установленных законодателем условиях.
В соответствии с частью 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В силу части 2 той же статьи Кодекса использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий возможно лишь в отношении земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса.
Перечень случаев, при которых использование земель сельскохозяйственного назначения возможно без перевода в земли иных категорий является исчерпывающим, и такой вид использования как добыча полезных ископаемых в данном перечне отсутствует.
Поскольку для ведения работ, предусмотренных лицензией, необходим перевод земельного участка в категорию "земли промышленности", суд первой инстанции верно отметил, что в рассматриваемом случае для приведения в соответствие фактического использования земельных участков с установленным разрешенным использованием необходимо соблюдение предусмотренной законодателем и приведенной выше процедуры.
Осуществление обществом работ по разработке недр на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
По условиям лицензионного соглашения на участке площадью 21,14 гапромышленная добыча песка начата не позднее 01.01.2018.
Таким образом, срок исполнения обществом условий пункта 6.8 лицензионного соглашения на момент принятия оспариваемого приказа наступил.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у министерства правовых и фактических оснований для приостановления действия выданной обществу лицензии.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно заключил об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ. Излишне уплаченная по платежному поручению от 25.03.2021 N 60 государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 февраля 2021 года по делу N А44-624/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительные материалы" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительные материалы" (ОГРН 1035300710444, ИНН 5320016545; адрес: 174411, Новгородская область, город Боровичи, улица Южная, дом 47) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 25.03.2021 N 60.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-624/2021
Истец: ООО "Строительные материалы"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области