г. Пермь |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А60-51228/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Балдина Р.А., Григорьевой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой М.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, ООО "НоваМет",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2021,
вынесенное судьей Соболевой Н.В.,
по делу N А60-51228/2020
по заявлению ООО "НоваМет" (ОГРН 1167232060313, ИНН 7203377446, г. Тюмень)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003, г. Екатеринбург),
третье лицо: АО "Уральский институт металлов" (ОГРН 1026604946631, ИНН 6660002502, г. Екатеринбург),
об оспаривании решения налогового органа,
при участии
от заявителя: Угрюмов А.А., решение от 22.09.2019 N 1,
от заинтересованного лица: Застроцкий К.В., доверенность от 29.12.2020 N 71,
от третьего лица: не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НоваМет" (далее - заявитель, общество "НоваМет") обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения о приостановлении государственной регистрации от 10.03.2020 и обязании восстановить нарушенные права общества "НоваМет" в виде его регистрации по новому юридическому адресу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Уральский институт металлов" (далее - общество "Уральский институт металлов").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2021 в удовлетворении требования отказано.
Обществом "НоваМет" подана апелляционная жалоба, в которой оно просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общество "НоваМет" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.03.2016 по адресу г. Тюмень, ул. Тимирязева, д. 10, офис 219.
Единственным участником общества "НоваМет" принято решение от 21.11.2019 N 2/2019 об изменении юридического адреса общества на г. Екатеринбург, проспект Ленина 101, корпус 2, комната 230Б.
Согласно расписке в получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица, 02.03.2020 за вх. N 11359А обществом "НоваМет" в регистрирующий орган представлены: заявление об изменениях, вносимых в учредительные документы формы Р13001, решение о внесении изменений в учредительные документы, документ об оплате государственной пошлины, гарантийное письмо, копия договора аренды, изменения к уставу юридического лица, расписка.
Регистрирующим органом 10.03.2020 принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки сведений о достоверности сведений об адресе юридического лица г. Екатеринбург, проспект Ленина 101, корпус 2, комната 230Б в связи с возникновением у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности.
Решением от 10.04.2020 N 11359А регистрирующим органом отказано в государственной регистрации изменения места нахождения общества "НоваМет" в связи с наличием возражения собственника помещения в отношении адреса места нахождения юридического лица, содержащегося в представленных для государственной регистрации документах.
Полагая, что решение от 10.04.2020 N 11359А об отказе в государственной регистрации изменений является необоснованным, ссылаясь на договор аренды помещения от 07.11.2019 N 74-А-19, письмо от 07.11.2019 N 01-06/374 о подтверждении обществом "Уральский институт металлов" предоставления обществу "НоваМет" нежилого помещения для юридического адреса, заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4, 5, 8, 9, 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), статьями 51, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4, 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О Федеральной информационной адресной системе" и исходил из того, что установленные регистрирующим органом в ходе приостановления государственной регистрации обстоятельства являлись достаточным основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации от 10.04.2020 N 11359А по мотивам представления в регистрирующий документов, содержащих недостоверные сведения.
Так, в ходе проверки достоверности предоставленных заявителем сведений, регистрирующим органом установлено, что сведения об адресе: 620062, пр-т Ленина, д. 101, корп. 2 г. Екатеринбург в государственном адресном реестре отсутствуют, а содержащиеся в ФИАС сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, в том числе при предоставлении государственных услуг.
Также в регистрирующий орган представлено письмо от 25.03.2020 N 01-06/89, согласно которому общество "Уральский институт металлов" отказывает в предоставлении юридического адреса в городе Екатеринбурге, пр- т Ленина, д. 101, корп. 2, ком, N 203Б, при этом о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица может свидетельствовать наличие заявления собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что обязанность регистрирующего органа внести изменения в адрес общества возникает на основании предоставленных 02.03.2020 заявителем в регистрирующий орган документов, в том числе копии договора аренды от 07.11.2019 N 74-А-19, заключенного истцом с третьим лицом и действующим по настоящее время.
По мнению общества "НоваМет", законом не предусмотрена обязанность заявителя предоставлять согласие арендодателя в предоставлении юридического адреса, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений юридического адреса.
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Законом N 129-ФЗ, которым установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органам (статья 2 Закона N 129-ФЗ).
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы (пункт 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом "в" пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ).
Таким образом, место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, а также возможность осуществления надлежащего налогового контроля.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (подпункт 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ), необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, только при условии представления в регистрирующий орган соответствующего заявления о государственной регистрации и документов, необходимых для государственной регистрации, удовлетворяющих требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе относительно достоверности и полноты, регистрирующий орган в установленный законом срок обязан принять решение о государственной регистрации соответствующих изменений и внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
В этой связи довод заявителя жалобы о том, что представление документов, формально соответствующих положениям Закона N 129-ФЗ, является безусловным основанием для принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации, является ошибочным.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии указанного обстоятельства сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Из материалов дела усматривается, что письмом от 25.03.2020 N 01-06/89, представленным в регистрирующий орган, общество "Уральский институт металлов" отказало обществу "НоваМет" в предоставлении юридического адреса г. Екатеринбург, проспект Ленина, 101, корпус 2, комната 230Б.
Следовательно, на момент принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации от 10.04.2020 N 11359А инспекцией установлено, что заявителем представлены недостоверные сведения об адресе юридического лица, при этом обществом "НоваМет" в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться, не направлялись.
С учетом данных обстоятельств, а также при наличии возражения собственника относительно предстоящей государственной регистрации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что регистрирующий орган действовал в рамках Закона N 129-ФЗ, что исключает наличие совокупности условий, необходимых для признания ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительным, незаконными.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают вышеуказанных обстоятельств установления регистрирующим органом недостоверности представленных обществом "НоваМет" сведений по изменению места его государственной регистрации.
В том случае, если собственник в дальнейшем не будет возражать относительно изменения адреса, общество "НоваМет" не лишено возможности подать соответствующие документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ с целью проведения государственной регистрации.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение арбитражного суда от 15.02.2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 1 500 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Поскольку обществом "НоваМет" государственная пошлина уплачена в большем размере, чем это предусмотрено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению от 05.03.2021 N 1 подлежит возврату ему из федерального бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2021 по делу N А60-51228/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "НоваМет" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 05.03.2021 N 1.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-51228/2020
Истец: ООО "НОВАМЕТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Третье лицо: ОАО "Уральский институт металлов"