г. Саратов |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А57-20151/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Жаткиной С.А., Силаковой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лукиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Аткарского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 апреля 2021 года по делу N А57-20151/2020
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (ИНН 6454101145, ОГРН 1106454003028)
к администрации Аткарского муниципального района Саратовской области (ИНН 6438004680, ОГРН 1026401376870),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Учебно-опытное хозяйство "Муммовское" МСХА имени К.А. Тимирязева", управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области,
о признании бездействия незаконным и об обязании принять в муниципальную собственность имущество,
при участии в судебном заседании:
- от администрации Аткарского муниципального района Саратовской области представитель Соболев Сергей Анатольевич по доверенности от 22.07.2020 N 20, выданной сроком до 30.07.2021, диплом обозревался,
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области представитель Дяденко Ольга Александровна по доверенности от 11.01.2021, выданной сроком до 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области, Управление, истец) к администрации Аткарского муниципального района Саратовской области (далее - администрация, ответчик) с исковым заявлением о признании бездействия администрации Аткарского муниципального района Саратовской области, выразившегося в непринятии объектов недвижимости в муниципальную собственность незаконным; об обязании администрации Аткарского муниципального района Саратовской области в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по иску принять в муниципальную собственность объекты недвижимости:
- РНФИ П13640005846, жилое помещение, расположенное по адресу: Россия, Саратовская область, Аткарский район, д. Ершовка, ул. Школьная, д. 2, кв. 6, кадастровый номер 64:03:190103:392, общей площадью 53,3 кв.м, этаж 1;
- РНФИ П13640005840, квартира, расположенная по адресу: Россия, Саратовская область, Аткарский район, д. Ершовка, ул. Дорожная, д. 8, кв. 3, общей площадью 24,3 кв.м, этаж 1;
- РНФИ П13640005835, жилое помещение, расположенное по адресу: Россия, Саратовская область, Аткарский район, д. Ершовка, ул. Центральная, д. 1, кв. 3, кадастровый номер 64:03:190103:408, общей площадью 29,3 кв.м, этаж 1;
- РНФИ П13640005847, жилое помещение, расположенное по адресу: Россия, Саратовская область, Аткарский район, д. Ершовка, ул. Школьная, д. 2, кв. 7, кадастровый номер 64:03:190103:387, общей площадью 43,1 кв.м, этаж 2;
- РНФИ П13640005825, квартира, расположенная по адресу: Россия, Саратовская область, Аткарский район, д. Ершовка, ул. Рабочая, д. 2, кв. 7, общей площадью 51,6 кв.м, этаж 2;
- РНФИ П13640005829, квартира, расположенная по адресу: Россия, Саратовская область, Аткарский район, д. Ершовка, ул. Рабочая, д. 2, кв. 4, общей площадью 43,1 кв.м, этаж 2;
- РНФИ П13640005 818, жилое помещение, расположенное по адресу: Россия, Саратовская область, Аткарский район, д. Ершовка, ул. Школьная, д. 2, кв. 2, кадастровый номер 64:03:190103:390, общей площадью 43,5 кв.м, этаж 1;
- РНФИ П12640000779, баня, расположенная по адресу: Россия, Саратовская область, Аткарский район, д. Ершовка, ул. Центральная, д. 2А, кадастровый номер 64:03:190103:142, общей площадью 598,8 кв.м, этажность 2".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: акционерное общество "Учебно-опытное хозяйство "Муммовское" МСХА имени К.А. Тимирязева", управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.04.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель жалобы ссылается на то, что спорные жилые помещения требуют ремонта, который осуществить ответчику не представляется возможным, поскольку ответчик не является собственником аварийных объектов.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором выразил согласие с принятым решением суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ТУ Росимущества в Саратовской области является территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом на территории Саратовской области в соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Саратовской области, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278.
В рамках реализации данной функции Управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Саратовской области, иного Федерального имущества, расположенного на территории Саратовской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
В казне Российской Федерации значатся объекты жилищного фонда и объекты бытового обслуживания, не вошедшие при приватизации в уставный капитал акционерного общества "Учебно-опытное хозяйство "Муммовское" Московской сельскохозяйственного академии имени К.А. Тимирязева".
Распоряжением от 19.05.2016 N 206-р "О внесении изменений в распоряжение N 473-р от 31.12.2013 об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Учебно-опытное хозяйство "Муммовское" Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева" (далее - Распоряжение) принято решение о приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Учебно-опытное хозяйство "Муммовское" Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева".
Пунктом 3 Распоряжения утвержден перечень объектов (в том числе исключительных прав) (далее - Перечень объектов), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Учебно-опытное хозяйство "Муммовское" МСХА имени К.А. Тимирязева", в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему Распоряжению. Перечень объектов подлежал передаче в муниципальную собственность Аткарского муниципального района Саратовской области в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
АО "Учебно-опытное хозяйство "Муммовское" МСХА имени К.А. Тимирязева" зарегистрировано (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ)) - 03.08.2016.
Письмом исх. N 64-ЕМ-64/2771 от 10.07.2020 Управлением в адрес администрации для рассмотрения направлен перечень вышеперечисленных объектов недвижимого имущества, подлежащих передаче в муниципальную собственность Аткарского муниципального района Саратовской области.
Ответным письмом исх. N 12/3408 от 10.08.2020 администрация выразила готовность рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче указанного имущества в случае приведения его в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением.
Как указал ответчик, техническое состояние объектов недвижимости, требования в отношении которых являются предметом иска, не позволяет использовать их по целевому назначению (объекты недвижимости находятся в аварийном состоянии, имеют более 70% физического износа, непригодны для дальнейшей эксплуатации). В бюджете Аткарского муниципального района отсутствуют денежные средства, которые могли бы быть направлены на восстановление указанных объектов недвижимости в надлежащее состояние. При понуждении Аткарского муниципального района в принятии на баланс данных объектов недвижимости их восстановление может повлечь снижение расходов по социально значимым статьям бюджета (выплата зарплат, пособий работникам бюджетной сферы).
На территории деревни Ершовка Аткарского района отсутствует необходимость в обеспечении жилыми помещениями работников объектов сферы образования, здравоохранения и культуры. В реестре лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствуют лица, проживающие на территории деревни Ершовки Аткарского района, и лица, изъявляющие желание получить там жилье по договорам социального найма.
Как указал истец, объекты находятся в границах Аткарского муниципального района Саратовской области, то есть предназначены для решения вопросов местного значения, следовательно, в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Посчитав уклонение ответчика от принятия объектов в муниципальную собственность противоречащим действующему законодательству, истец обратился с настоящими исковыми требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) установлено, что в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и Приложения N 3 к указанному постановлению жилищный и нежилой фонд подлежат передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к указанному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно абзацу 2 пункта 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
При этих условиях право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.
Следовательно, не включенные в состав приватизируемого имущества спорные объекты отнесены законом к муниципальной собственности, и на органе местного самоуправления лежит обязанность по его принятию.
Основания и порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность установлены в части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с данной нормой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, то есть в силу положений названного постановления, и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6).
Согласно пункту первому части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определении от 07.12.2006 N 542-О, определении от 04.12.2007 N 828-О-П, положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.
В части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлена специальная процедура передачи имущества из одного уровня собственности в другой, предусматривающая в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность направление органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления предложений о передаче имущества и принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение N 47).
Согласно пункту 2 Положения N 47 его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Решение вопроса о признании жилых помещений пригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в случаях, установленных Положением N 47.
В актах осмотра жилых помещений указано, что требуется текущий или капитальный ремонт.
Указанные в актах осмотра выводы не свидетельствуют об аварийности спорных объектов, а также о том, что они подлежат сносу или реконструкции.
Как верно указал суд первой инстанции, доводы об отсутствии в бюджете денежных средств на содержание спорного имущества не могут являться достаточным основанием для отказа в иске.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком не представлены достаточные доказательства, подтверждающие его довод о ненадлежащем состоянии жилого фонда и стоимости необходимых ремонтных работ в конкретном размере.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что необоснованный отказ органа местного самоуправления при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
При таких обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции апеллянта в суде первой инстанции и не опровергают выводов, сделанных в обжалуемом решении, по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов и основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу положений статьи 270 АПК РФ оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 апреля 2021 года по делу N А57-20151/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20151/2020
Истец: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Территориальное управление
Ответчик: Администрация Аткарского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: ГУ ОАСРУВМ МВД России по Саратовской области, Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Аткарскому району, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастр и картографии по Саратовской области, ФГБУ ФКП Росррестра по Саратовской области, ФГУП "УЧЕБНО-ОПЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО "МУММОВСКОЕ" МОСКОВСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА"