г. Санкт-Петербург |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А56-41451/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Полторецкий С.В. по доверенности от 28.12.2020;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10355/2021) некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2021 по делу А56-41451/2020, принятое
по заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Марс"
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС, Управление) от 26.02.2020 N Р/03/01-12, которым отказано во включении представленных Фондом сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Марс" (далее - Общество, ООО "Марс") в реестр недобросовестных подрядных организаций; об обязании повторно рассмотреть обращение Фонда о включении в Реестр сведений об Обществе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Марс".
Решением суда от 08.02.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ООО "Марс" в установленный пунктами 21 и 26 раздела Х Документации об аукционе срок (по состоянию на 03.02.2020) не представило обеспечение исполнения обязательств по договору, в связи с чем Фонд правомерно признал Общество уклонившимся от заключения договора. По мнению Фонда, указанные обстоятельства являются достаточными для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных подрядных организаций.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заявитель и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.gz.lenobl.ru и на сайте оператора электронной площадки (www.etp-ets.ru) 26.12.2019 размещено извещение N 204550000011900212 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного (-ых) дома (-ов), расположенного(-ых) на территории Ломоносовского района Ленинградской области (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 48 014 148 руб. 70 коп.
Аукцион проводился в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Правила N 615).
Согласно протоколу от 17.01.2020 рассмотрения заявок на участие в аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (извещение N 2204550000011900212) заявка Общества признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и допущена к участию в закупке.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 10.02.2020 Общество признано победителем указанного электронного аукциона с ценой - 38 171 248 руб. 36 коп.
В соответствии с пунктом 185 Правил N 615 Фондом сформирован проект договора N 2020-32 и направлен Обществу 23.01.2020.
03.02.2020 ООО "Марс" предоставлен заказчику проект договора N 2020-32, подписанный ООО "Марс", а также файл с названием "Банковская гарантия (1).pdf", который не открывался специализированным программным обеспечением.
В реестре банковских гарантий Единой информационной системы в сфере закупок банковская гарантия ни по номеру извещения о проведении аукциона, ни по сумме банковской гарантии не значилась.
06.02.2020 в адрес Фонда поступило письмо ООО "Марс" N 15 от 05.02.2020 о том, что файл банковской гарантии нечитаем, а действия агентов, оформивших данную гарантию, оказались, по мнению ООО "Марс", мошенническими, так как 04.02.2020 в адрес электронной почты ООО "Марс" поступил отрицательный ответ от банка-гаранта АО ЮниКредит Банк (исх. N 441.3 - 4457 от 06.02.2020) на запрос о подтверждении Соглашения о выдаче банковской гарантии (исх. N 18/20 от 06.02.2020), в связи чем ООО "Марс" ходатайствовало об увеличении срока получения банковской гарантии до 14.02.2020 включительно.
Поскольку ООО "Марс" в установленный Документацией об аукционе срок (до 03.02.2020 включительно) не представило Фонду обеспечение исполнения договора, Фондом составлен и опубликован акт от 07.02.2020 о признании на основании пункта 6 раздела IX Документации об аукционе, пункта 199 Правил N 615 ООО "Марс" уклонившимся от заключения договора на выполнение работ.
Изложенные обстоятельства послужили Фонду основанием для направления в УФАС сведений об Обществе для включения в Реестр недобросовестных подрядных организаций.
По результатам рассмотрения представленных Фондом материалов Ленинградским УФАС вынесено решение от 26.02.2020 N Р/03/01-12, в соответствии с которым Управление не усмотрело оснований для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об Обществе.
Не согласившись с указанным решением Ленинградского УФАС, Фонд обратился в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано; суд первой инстанции согласился с выводами Управления об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестности, заключающихся в намеренном уклонении от подписания договора. При этом УФАС принято во внимание, что подписанный проект договора со стороны Общества направлен в адрес Фонда в установленные законом сроки и с приложением файла банковской гарантии.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Правила N 615 определяют порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1).
В соответствии с пунктом 196 Правил N 615 договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
Согласно пункту 255 Положения N 615 в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация о победителе электронного аукциона или об участнике электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или о единственном участнике электронного аукциона: уклонившихся от заключения договоров о проведении капитального ремонта; о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров.
Пунктом 257 Положения N 615 предусмотрено, что заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта с участником электронного аукциона, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается договор о проведении капитального ремонта, направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами "в" - "ж" пункта 256 настоящего Положения, а также протокол проведения аукциона или протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и иные документы, свидетельствующие об отказе участника электронного аукциона, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается договор о проведении капитального ремонта, от заключения договора о проведении капитального ремонта.
В силу пункта 259 Положения N 615 орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляет проверку фактов, содержащихся в документах, представленных заказчиком, и информации.
Согласно пункту 263 Положения N 615 по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. В ином случае орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение об отказе во включении информации о подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций. Копия решения, вынесенного органом, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, направляется заказчику и лицу, в отношении которого принято решение о включении информации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Положение N 615 не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Реестр недобросовестных подрядных организаций является специальной мерой ответственности, установленной законодателем с целью обеспечения лицом, выигравшим торги, принятых на себя обязательств; одним из последствий включения лица в реестр недобросовестных подрядных организаций является ограничение прав такого лица на участие в торгах.
Таким образом, реестр недобросовестных подрядных организаций представляет собой исключительную меру ответственности за недобросовестное поведение. Основанием для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Положения N 615.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган обязан в каждом конкретном случае устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта
В рассматриваемом случае по результатам рассмотрения представленных Фондом сведений для включения Общества в реестр недобросовестных подрядных организаций Управлением были приняты во внимание документы и пояснения, свидетельствующие о том, что Обществом были приняты меры для заключения договора по результатам спорного электронного аукциона.
Так, представитель Общества на заседании Комиссии УФАС пояснил, что обеспечение исполнения контракта в требуемом размере не были своевременно предоставлены в связи с тем, что файл банковской гарантии оказался нечитаем, а действия агентов, оформивших данную гарантию, оказались мошенническими. После установления Обществом данных обстоятельств, последним сделан запрос в Банк. Согласно письму банка-гаранта АО ЮниКредит Банк (исх. N 441.3 - 4457 от 06.02.2020) Обществу поступил отрицательный ответ.
Вместе с тем, несмотря на то, что действующим законодательством срок увеличения срока предоставления банковской гарантии не предусмотрен, и Общество считается уклонившимся от заключения договора, Ленинградское УФАС, учитывая, что подписанный проект договора со стороны Общества направлен в адрес Фонда в установленные законом сроки и с приложением файла банковской гарантии, а также произведенную Обществом оплату банку-гаранту АО ЮниКредит Банк по Соглашению N 1-290120 от 29.01.2020 на предоставление банковской гарантии, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением, Ленинградское УФАС пришло к обоснованному выводу о том, что в действиях Общества не содержится признаков недобросовестного поведения, поскольку действия Общества не обусловлены в данном случае намеренным уклонением победителя аукциона от подписания договора.
При таких обстоятельствах следует признать, что применение к Обществу санкции в виде включения в реестр недобросовестных подрядных организаций не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, не является справедливым и соразмерным характеру совершенного Обществом деяния.
На основании изложенного, Ленинградским УФАС правомерно вынесено решение от 26.02.2020 N Р/03/01-12, в соответствии с которым Управление не усмотрело оснований для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об Обществе.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Фондом требований.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доводам и доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2021 года по делу А56-41451/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41451/2020
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", НО "Фонд капитального ремонта Ленинградской области"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: ООО "МАРС"