г. Воронеж |
|
9 июня 2021 г. |
Дело N А14-10252/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июня 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Воскобойникова М.С., Щербатых Е.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусаковой И.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЗМТ-Логистик": Севостьянов А.Д., представитель по доверенности от 20.01.2021;
от Управления лесного хозяйства Воронежской области: Самохвалова И.В., представитель по доверенности N 64-11/2 от 11.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗМТ-Логистик" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2020 по делу N А14-10252/2020 по иску Управления лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987) к обществу с ограниченной ответственностью "ЗМТ-Логистик" (ОГРН 1103668000435, ИНН 3661048776) о взыскании неустойки по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 11.02.2016 N 2 в размере 70 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесного хозяйства Воронежской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЗМТ-Логистик" (далее - ООО "ЗМТ-Логистик", ответчик) о взыскании 70 000 руб. неустойки за использование лесного участка без лесной декларации за период с 10.03.2019 по 09.03.2020.
Решением Арбитражного суда области от 21.12.2020 по делу N А14-10252/2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЗМТ-Логистик" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылалось на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда области от 21.12.2020 по делу N А14-10252/2020, в связи с чем просило его отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель указал, что после расторжения договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 11.02.2016 N 2 не осуществлял пользование лесным участком площадью 1 500 кв. м. Заявитель полагает, что комплекс вертолетной площадки и зоны воздушного подхода к посадочной площадке является линейным объектом, в связи с чем в соответствии с Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, у ответчика отсутствует обязанность получать какие-либо предварительные разрешения для проведения рубок, в том числе необходимость подавать лесную декларацию.
Управлением лесного хозяйства Воронежской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, и их фактическим и правовым обоснованием согласен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда области от 21.12.2020 по делу N А14-10252/2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЗМТ-Логистик" - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 11.02.2016 между Управлением (арендодатель) и ООО "ЗМТ-Логистик" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 2.
Согласно пунктам 1, 2 договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 11.02.2016 N 2 арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять о временное пользовании лесной участок площадью 1 500 кв. м с местоположением: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Задонское шоссе", квартал N 140 часть выдела 1 площадь 500 кв. м, часть выдела 3 площадь 1 000 кв. м учетный номер части: 36:34:0202024:39/2, территориально расположенного в границах участка лесного фонда: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Задонское шоссе", квартал N 140, 141, кадастровый номер 36:34:0202024:39, площадь 149 800 кв. м.
Срок действия договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 11.02.2016 N 2 согласно пункту 23 установлен с 11.02.2016 и составляет 10 лет.
Арендатор принял лесной участок по акту от 11.02.2016.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 12 договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 11.02.2016 N 2 арендатор обязан в установленном порядке подавать лесную декларацию.
Подпунктом "д" пункта 14 договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 11.02.2016 N 2 установлена ответственность арендатора в виде неустойки за использование лесного участка без подачи лесной декларации в размере 70 000 руб.
То обстоятельство, что ООО "ЗМТ-Логистик" не была подана лесная декларация об использовании лесного участка в период с 10.03.2019 по 09.03.2020, послужило основанием для обращения Управления лесного хозяйства Воронежской области в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Взыскивая с ООО "ЗМТ-Логистик" в пользу Управления лесным хозяйством Воронежской области неустойку, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств возврата арендованного по договору от 11.02.2016 N 2 лесного участка арендодателю после отказа ООО "ЗМТ-Логистик" от договора и продолжения использования части лесного участка в отсутствие лесной декларации.
Оспаривая в апелляционной жалобе факт пользования лесным участком площадью 1 500 кв. м с местоположением: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Задонское шоссе", квартал N 140 часть выдела 1 площадь 500 кв. м, часть выдела 3 площадь 1 000 кв. м, учетный номер части: 36:34:0202024:39/2, территориально расположенного в границах участка лесного фонда: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Задонское шоссе", квартал N 140, 141, кадастровый номер 36:34:0202024:39, площадь 149 800 кв. м, после расторжения договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 11.02.2016, ответчик, тем не менее, указывал, что предоставление лесной декларации согласно ранее действующим Правилам использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, не требуется ввиду размещения на лесном участке линейного объекта - комплекса вертолетной площадки и зоны воздушного подхода к посадочной площадке.
В силу положений статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 2 статьи 655 ГК РФ установлено, что при прекращении договора аренды здания или сооружения арендованное здание или сооружение должно быть возвращено арендодателю с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, то есть по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами.
Однако материалы дела не содержат доказательств возврата в спорный период ООО "ЗМТ-Логистик" по акту приема-передачи арендованного лесного участка Управлению лесного хозяйства Воронежской области.
Вместе с тем исходя из положений частей 1 и 5 статьи 71 АПК РФ акт приема-передачи не может быть признан единственным доказательством, подтверждающим факт возврата имущества арендодателю, при наличии иных доказательств, позволяющих суду при оценке доказательств прийти к убеждению об ином, что соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2020 N 310-ЭС19-26908.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ при отсутствии оформленного в порядке статьи 655 ГК РФ акта приема-передачи имущества из аренды арендатор не лишен права представлять иные доказательства в подтверждение факта прекращения пользования имуществом, а арендодатель - доказательства продолжения использования имущества арендатором.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом указанных выше норм обязанность по доказыванию факта возврата арендованного имущества при прекращении договора аренды лежит на арендаторе - ООО "ЗМТ-Логистик".
В рассматриаемом случае 29.01.2021 участковым лесничим Подгоренского участкового лесничества Семилукского филиала КУ ВО "Лесная охрана" "Семилукское лесничество" и лесником Подгоренского участкового лесничества проведено обследование лесного участка с местоположением: Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, квартал 140, часть выделов 1, 3, по результатам которого составлен акт, содержащий сведения об использовании лесного участка ООО "ЗМТ-Логистик" на основании договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 11.02.2016 N 2 в отсутствие лесной декларации. Лесной участок ограждения не имеет, на участке находится площадка с твердым покрытием для посадки вертолетов медицинской помощи.
По результатам совместного осмотра представителями Управления лесного хозяйства Воронежской области и ООО "ЗМТ-Логистик" лесного участка площадью 1 500 кв. м с местоположением: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Задонское шоссе", квартал N 140 часть выдела 1 площадь 500 кв. м, часть выдела 3 площадь 1 000 кв. м, учетный номер части: 36:34:0202024:39/2 был составлен акт от 12.04.2021 (без пояснений арендатора), в котором отражено, что арендованный участок не огорожен, строений, сооружений на нем не имеется, на территории лесного участка осуществлена рубка деревьев (имеются пни), за пределами арендованного лесного участка расположена площадка с асфальтированным покрытием с изображением креста, к площадке примыкает дорожка, которая ведет к административному зданию.
Из проекта освоения лесов (2016 год) с учетом изменений (2017 год) следует, что арендатор запланировал на лесном участке строительство и эксплуатацию площадки производственной с покрытием (пункты 4.1, 7.1), рубку лесных насаждений (пункты 4.2, 7.2), ежегодные мероприятия по противопожарному обустройству лесов, а именно: установку щитов с набором средств пожаротушения, установку противопожарного аншлага, оснащение временных строений огнетушителями, устройство минерализованных полос и уход за ними, устройство шлагбаума на въезде (пункт 5.2). Мероприятия запланированы, в том числе, на 2019 год.
Как усматривается из материалов дела, арендатор после направления отказа от договора продолжал уплачивать арендодателю арендную плату за лесной участок, представлял отчеты об охране лесов от пожаров за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2019 года (периоды, входящие в незадекларированный).
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о расторжении договора аренды и неиспользовании им лесного участка.
В подтверждение правовой позиции о том, что размещенный на части лесного участка с кадастровым номером 36:34:0202024:39 комплекс вертолетной площадки и зоны воздушного подхода к посадочной площадке представляет собой линейный объект, ООО "ЗМТ-Логистик" представлен межевой план от 28.01.2016, подготовленный в связи с образованием части земельного участка с кадастровым номером 36:34:0202024:39, расположенного по адресу: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище "Задонское шоссе", квартал 140, 141, из которого следует, что часть 36:34:0202024:39/чзу1 характеризуется как зона воздушных подходов и посадочной площадки воздушных судов.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Кодексом.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса.
В силу части 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Таким образом, в лесной декларации содержится намерение стороны, декларация должна соответствовать проекту освоения лесов и договору аренды и не должна изменять их.
Из содержания части 2 статьи 26 ЛК РФ следует, что ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, в том числе, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты).
С учетом положений статьи 45 ЛК РФ срок действия проекта освоения лесов в отношении линейных объектов определяется сроком действия договора аренды.
Частью 3 статьи 45 ЛК РФ закреплено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 ЛК РФ).
Аналогичные положения приведены в пунктах 8, 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определено, что сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 1 статьи 2 закона).
Примерами сооружений согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, принятого и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 N 2018-ст, могут служить, в том числе такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов.
Пунктом 7 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации определено, что посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Согласно пункту 18 Приказа Минтранса РФ от 04.03.2011 N 69 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории" на посадочной площадке для вертолетов должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (зона FATO) и зона безопасности.
Пунктом 27 Приказа Минтранса РФ от 04.03.2011 N 69 определено, что место стоянки вертолета обозначается согласно приложению N 4 к Приказу Минтранса РФ от 04.03.2011 N 69 и должно иметь размеры, достаточные для того, чтобы поместить круг диаметром, равным величине 1,2D вертолета, для которого планируется использовать место стоянки. Место стоянки с искусственным покрытием маркируется кругом с обозначением внутри него номера посадочной площадки, пунктирной линией должно быть обозначено направление РД.
В силу пункта 33 Приказа Минтранса РФ от 04.03.2011 N 69, приложений N 5, 6 к Приказу Минтранса РФ от 04.03.2011 N 69 вертолетные посадочные площадки с искусственным покрытием должны иметь опознавательную маркировку - букву "Н" белого цвета. Поперечная линия буквы "Н" должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку.
На посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву "Н" красного цвета на фоне белого креста.
В акте обследования посадочной площадки "Клиника" на соответствие требованиям гражданской авиации от 16.01.2016 установлено, что посадочная площадка "Клиника" соответствует нормативным требованиям гражданской авиации и пригодна для эксплуатации всеми типами ВС (вертолетами), имеющими взлетный вес 3 100 кг и менее в визуальных условиях по ПВП. Характеристиками посадочной площадки являются размеры 39х39 м, покрытие твердое, рабочая площадь имеет размеры 15х15 м.
Непосредственно посадочная вертолетная площадка "Клиника" размещена ответчиком на основании договора аренды земельного участка от 26.10.2015 N 3071-15/гз на земельном участке площадью 12 000 кв. м с кадастровым номером 36:34:0202024:271, расположенном по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 151, уч. 1.
При этом из письма ООО "ЗМТ-Логистик" от 17.02.2016, адресованного главному врачу бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 1", следует, что для осуществления полетов на посадочную площадку необходимо спиливание деревьев в полосе воздушных подходов.
В рассматриваемом случае посадочная площадка вертолета представляет собой искусственное покрытие, не являющееся ни линейным объектом, ни его частью, поскольку предназначена для доставки больных в ВОКБ N 1, что следует из аэронавигационного паспорта посадочной площадки (для вертолетов) "Клиника" (зарегистрирован 08.12.2016).
Следовательно, в данном споре использование лесного участка, ранее арендуемого по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 11.02.2016 N 2, для проведения рубок деревьев имело целью не создание необходимых условий для эксплуатации линейного объекта, к которым, как указано выше, посадочная площадка не может быть отнесена, а с целью устранения препятствий в полосе воздушного подхода к названной площадке, что предполагает наличие лесной декларации.
Данное в подпункте 10 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" определение воздушной трассе Российской Федерации как установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и обслуживанием воздушного движения исключает понимание вертолетной площадки и зоны воздушного подхода к посадочной площадке как единого линейного объекта.
Кроме того, указанные арендатором положения приведенных Правил N 223 (пункты 8, 9) согласно их содержанию относятся к случаям проведения рубок без предоставления лесных участков гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности (безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении) линейные объекты и не касаются случаев использования лесных участок по договору аренды.
Из приведенных норм следует, что использование лесов в целях эксплуатации расположенных в пределах земель лесного фонда линейных объектов, не является основанием для освобождения арендатора от обязанности по составлению проекта освоения лесов (часть 1 статьи 88 ЛК РФ), а также лесной декларации в соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ.
Приведенная правовая позиция отражена также в постановлении Арбитражного суда дальневосточного округа от 18.01.2021 по делу N А73-741/2020, определении Верховного суда Российской Федерации от 04.05.2021 N 303-ЭС21-4893.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда области от 21.12.2020 по делу N А14-10252/2020 не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2020 по делу N А14-10252/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗМТ-Логистик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
М.С. Воскобойников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10252/2020
Истец: Управление Лесного хозяйства Воронежской области
Ответчик: ООО "ЗМТ-Логистик"