г. Москва |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А41-83439/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Шереметьево-6" - Зефирова Д.А. представитель по доверенности от 11.12.2020 года,
от заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области - Гуляева К.О. представитель по доверенности от 11.01.2021 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 апреля 2021 года по делу N А41-83439/20, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Шереметьево-6" к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа о включении нежилого здания с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 в перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шереметьево-6" (далее - ООО "Шереметьево-6", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области(далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа о включении нежилого здания с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 в перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 г., утверждаенная Распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области от 28 ноября 2019 г. N 15ВР-1947 и об обязании внести изменение в распоряжение Минмособлимущества от 28 ноября 2019 года N 15ВР-1947 (на 2020 год) в части внесения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость информации об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:04:0000000:88973.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 апреля 2021 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 49-53 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Шереметьево-6" принадлежит на праве собственности отдельно стоящее нежилое здание "под размещение производственно-складских объектов, включая административно-деловую застройку" нежилого назначения (далее - здание) с кадастровым номером 50:04:0000000:88973, площадью 13295,7 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, сельское поселение Габовское, в районе деревни Бабаиха, д. Глазово, от 06.10.2015 N 50-50/001-50/016/004/2015-5617/2 (Собственность); земельный участок с кадастровым номером 50:04:0000000:70026, площадью 22 084 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Габовское, категория земель: земли населенных пунктов.
Нежилое здание с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0000000:70026.
28 ноября 2019 года Минмособлимуществом издано распоряжение N 15ВР-1947, которым определен перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - "Перечень"). Спорное здание в указанный перечень не включено.
ООО "Шереметьево-6", посчитав, что здание соответствует условиям признания объекта недвижимости торговым объектом, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и подлежит включению в Перечень, обратилось в Минмособлимущество с письмом от 20.05.2020 N 32-623562 и от 25.09.2020 N б/н о включении здания в Перечень.
Письмом от 02.10.2020 N 15исх-29340 Минмособлимущество отказало во включении здания в Перечень.
Полагая отказ Министерства незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное здание соответствует объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено НК РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Статьей 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Понятие торгового центра (комплекса) с указанием соответствующих критериев для целей налогообложения установлены пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 НК РФ); в то время как фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Таким образом, из буквального толкования ст. ст. 11, 378.2 НК РФ и ст. 37 ГрК РФ следует вывод, что для целей определения объекта недвижимости облагаемого по кадастровой стоимости, по критерию вида разрешенного использования земельного участка, достаточно установить, что один из основных, вспомогательных либо условно-разрешенных видов использования земельного участка предполагает размещение: офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация: об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка N РФ-50-3-63-0-00-2020-46634, земельный участок с кадастровым номером 50:04:0000000:70026, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 имеет следующие виды разрешенного использования:
1.Основные виды разрешенного использования земельного участка:
-хранение автотранспорта 2.7.1;
-коммунальное обслуживание 3.1;
-предоставление коммунальных услуг 3.1.1;
-административные здания организаций, обеспечивающих предоставление
коммунальных
услуг 3.1.2;
-служебные гаражи 4.9;
-объекты дорожного сервиса 4,9.1;
-энергетика 6.7;
-связь 6.8;
-склады 6.9;
-автомобильный транспорт 7.2;
-трубопроводный транспорт 7.5;
-специальное пользование водными объектами 11.2;
-гидротехнические сооружения 11.3;
-земельные участки (территории) общего пользования 12.0;
2.Условно-разрешенные виды использования земельного участка:
-приют для животных 3.10.2;
-деловое управление 4.1
-магазины 4.4;
-общественное питание 4.6;
3. Вспомогательные виды использования земельного участка:
-коммунальное обслуживание 3.1
-связь 6.8
-обеспечение внутреннего правопорядка 8.3.
В силу приведенных положений, одним из основных видов разрешенного использования земельного участка является: объекты дорожного сервиса - в соответствии со ст. 3 ФЗ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса это: здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
В качестве условно-разрешенных видов использования земельного участка предусмотрено: магазины; общественное питание.
Из материалов дела также следует, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:70026, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 50:04:0000000:88973, определен как "под размещение производственно-складских объектов, включая административно-деловую застройку" имеется не соответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка с требованиями установленными п. 4 ст. 378.2 НК РФ, предполагающим наличие одного из видов разрешенного использования предполагающего размещение торговых объектов, объектов.
В качестве одной из причин отказа во включении здания с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, Министерство указало, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Московской области установлены Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-03 "О налоге на имущество организаций в Московской области".
Между тем, сопоставляя виды недвижимого имущества указанные в ст. 1.1. Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2002-03 и ч.1 ст. 378.2 НК РФ можно сделать следующий вывод: согласно ст. 1.1. Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2002-03 такой объект недвижимого имущества как административно-деловые центры не входит в перечень объектов недвижимого имущества налоговая база, по которому определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, перечень видов объектов недвижимого имущества указанный в ст. 1.1. Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2002-03 является более узким (не включает административно-деловые центры) по сравнению с перечнем видов объектов недвижимого имущества содержащимся в ч.1 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Из совокупного толкования ст. ст. 12 и 378.2 НК РФ следует, что в субъект РФ имеет полномочия, только на установление особенностей определения налоговой базы.
В соответствии с ч.1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения признаются: 1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, перечень объектов недвижимого имущества, перечисленный в ч.1 ст. 378.2 НК РФ, относится к такому элементу налога как объект налогообложения.
В соответствии с ч.1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Таким образом, из совокупного анализа ст.ст.53 и 375 НК РФ можно сделать вывод, что налоговой базой по налогу на имущество организаций является:
1) среднегодовая стоимость имущества,
2) кадастровая стоимость отдельных объектов недвижимого имущества.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:70026 на котором размещено спорное здание установлен как "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов".
Поскольку вид разрешенного использования земельного с кадастровым номером 50:04:0000000:70026 предусматривает размещение на нем административных зданий, что с учетом требований ч.1 ст.378.2 НК РФ предполагает возможность размещения на нем административно-делового центра, в связи с чем имеются основания для включения спорного здания в перечень объектов недвижимости налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Таким образом, спорное здание соответствует критериям, указанным в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ и не противоречит статье 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ, что влечет возникновение у общества права на обложение налогом на имущество с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ.
На основании части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, о невозможности применять положения ст. 1.1. Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2002-03 в той части, в которой они ограничивают перечень объектов (исключены административно-деловые центры) по сравнению ч.1 ст.378.2 НК РФ, не смотря на то, что указанные положения не были признаны незаконными в судебном порядке.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией Конституционного Суда РФ изложенной в постановлении от 06.12.2017 по делу N 37-П; и Арбитражного суда Московского округа (Постановление от 25.01.2019 по делу N А41-28336/18).
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 апреля 2021 года по делу N А41-83439/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-83439/2020
Истец: ООО "Шереметьево - 6"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-83439/20
12.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23124/2021
15.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10044/2021
23.04.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-83439/20