город Омск |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А81-9109/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотов А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4682/2021) Администрации муниципального образования Пуровский район на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.03.2021 по делу N А81-9109/2020 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пургазсервис" (ИНН 8911018367, ОГРН 1028900859415, 625007, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Николая Федорова, 18, кв. 4) к Администрации муниципального образования Пуровский район (ИНН 8911003762, ОГРН 1028900857732, 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Республики, 25) об оспаривании постановления от 18.06.2020 N 260-ПА,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пургазсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Пургазсервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования Пуровский район (далее - заинтересованное лицо, Администрация) об оспаривании постановления от 18.06.2020 N 260-ПА.
Решением от 12.03.2021 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа постановление Администрации от 18.06.2020 N 260-ПА "О сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями" признал недействительным. Указанным решением взысканы с Администрации в пользу ООО "Пургазсервис" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб., также обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная по платежному поручению N 788 от 08.10.2020 государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не соглашаясь с решением суда, заинтересованное лицо обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Администрация указывает на то, что постановление Администрации не нарушает права и законные интересы ООО "Пургазсервис" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, предоставляет право самостоятельно принять одно из решений - снос самовольной постройки или приведение ее в соответствие с установленными требованиями. Администрация указывает также, что в силу части 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) органы местного самоуправления городского округа или муниципального района наделены правом в отдельных случаях самостоятельно, во внесудебном порядке, принимать решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
От ООО "Пургазсервис" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель оспаривает доводы жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения. В просительной части отзыва обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя ООО "Пургазсервис".
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Администрацией на основании сведений, поступивших от Службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа и обстоятельств, установленных в ходе рейдового осмотра, обследования земельного участка от 11.06.2020 N 21-20/ТС/Р, вынесено постановление от 18.06.2020 N260-ПА "О сносе самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями" (л.д. 14), в соответствии с пунктом 1, 2 которого заявителю надлежит обеспечить снос самовольной постройки - двухэтажное здание прямоугольной конфигурации размером 12,3х28,8 м с одноэтажным пристроем 2,75х5,4 м, подготовленное для фактического использования в качестве гостиницы на втором этаже, здания боксов для ремонта газового оборудования и помещения с информационной вывеской "Честная пивоварня" на первом этаже, расположенной по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Промышленная земельный участок с кадастровым номером 89:05:020120:378, или ее приведение в соответствие с установленными требованиями не позднее 12 месяцев со дня принятия постановления.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Пургазсервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены, что послужило поводом для обращения Администрации в апелляционный суд с настоящей жалобой.
Проверив в соответствии с требованиями статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
Следовательно, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или ному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации N 595-О-П от 03.07.2007 разъяснено, что вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; возведение постройки без получения необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Из буквального содержания указанной нормы следует, что для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В силу пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
На основании пункта 3.1 статьи 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования (пунктом 1 части 4 статьи 222 ГК РФ).
Согласно абзацу 6 пункта 4 статьи 222 ГК РФ органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности, на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
Учитывая изложенное, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Администрация, принимая оспариваемое решение по основанию, предусмотренному пунктом 2 решения, не установила необходимых фактических обстоятельств для принятия такого решения применительно к содержанию пункта 4 статьи 222 ГК РФ.
В данном случае перечисленные основания для принятия указанного решения органом местного самоуправления отсутствуют, в связи, с чем у Администрации не имелось соответствующих полномочий для принятия решения о сносе спорного объекта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель является собственником (владельцем) объекта недвижимости - объект незавершенного строительства, назначение: объект незавершенного строительства, площадь 79,4 кв.м, степень готовности 40% по адресу: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Промышленная, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) N 89-89-04/303/2014-125 от 24 марта 2014 г. Строительство указанного объекта осуществлялось на основании разрешения на строительство от 28.10.2013 NRU89503104-2013-003, выданного Отделом архитектуры, градостроительства и земельного контроля Администрации муниципального образования город Тарко-Сале, а также договора аренды земельного участка от 28.05.2013 N349-13 (дата регистрации 24.06.2013 N89-89-04/008/2013-389).
Таким образом, право на спорный объект недвижимости, как следует из материалов дела, зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН, что в силу указанных требований исключает возможность принятия решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Пуровский район оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.03.2021 по делу N А81-9109/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9109/2020
Истец: ООО "Пургазсервис"
Ответчик: Администрация Пуровского района
Третье лицо: Прокуратура Пуровского района, Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа, Прокуратура ЯНАО