г. Владивосток |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А24-6273/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Денисовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина,
апелляционное производство N 05АП-2986/2021
на решение от 24.03.2021
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-6273/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина (ИНН 4101016808, ОГРН 1024101022824)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (ИНН 4101141774, ОГРН 1104101006954)
о признании недействительным предписания от 08.12.2020 N 35/603,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина (далее - заявитель, РК им. В.И. Ленина, колхоз) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономном округу, Управление) от 08.12.2020 N 35/603 о приостановлении / прекращении действия декларации о соответствии.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 24.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, РК им. В.И. Ленина обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.03.2021 отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование своей правовой позиции колхоз настаивает на том, что действие "ТР ТС 005/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности упаковки" (далее - ТР ТС 005/2011) не распространяется на пищевую рыбную продукцию, производство которой не связано с одновременным изготовлением для нее укупорочных средств ее же производителем. В этой связи полагает не допустимым требование об указании на соответствие продукции нормам ТР ТС 005/2011 в декларации о соответствии, поскольку упаковочные средства подлежат самостоятельному декларированию как отдельный вид продукции. При этом, непосредственно колхоз не занимается производством укупорочных средств, а приобретает упаковку у производителя. Поясняет, что указание в декларации "фасованная в металлическую банку" является дополнительной информацией о продукте, отражающей форму расфасовки, и не относится к наименованию продукции. Обращает внимание на то, что положениями ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции" также не предусмотрено требование об указании информации об укупоренной упаковке, не являющейся продуктом, произведенным изготовителем пищевой продукции.
Извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Через канцелярию суда от Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определил заявленное ходатайство удовлетворить, в связи с чем рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Поступивший через канцелярию суда от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
09.11.2020 в отдел по ветеринарному и фитосанитарному надзору на государственной границе и транспорте Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу обратилось юридическое лицо - РК им. В.И. Ленина - Фабрика береговой обработки (далее - ФБОР) для проведения документарного контроля в отношении партии животного происхождения - консервы рыбные фасованные в металлическую банку "Сардина иваси тихоокеанская натуральная" общей массой 11 477,76 кг (46 848 банок), изготовитель ФБОР, РК им. В.И. Ленина с целью дальнейшей перевозки в г. Москва (по территории страны - члена Евразийского экономического союза - Российской Федерации).
В качестве документов, подтверждающих соответствие перемещаемой продукции требованиям Технических регламентов Евразийского экономического союза, РК им. В.И. Ленина представлены:
- товарная накладная от 09.11.2020 N 181;
- удостоверения качества и безопасности от 05.07.2020 N 5365, от 22.07.2020 N 5507, содержащие нанесенный единый знак обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза (изготовитель ФБОР, РК им. В.И. Ленина);
- декларация о соответствии Евразийского экономического союза (схема декларирования 3д) регистрационный номер декларации соответствия ЕАЭС N RU Д-RU.АЯ59.B/00215/19, зарегистрированная 16.05.2019 на Натуральные рыбные консервы. Консервы: "Сайра тихоокеанская натуральная", "Сардина тихоокеанская (иваси) натуральная, Сельдь тихоокеанская натуральная", "Скумбрия курильская натуральная" (фасованные в металлическую банку) изготовитель ФБОР, РК им. Ленина.
В представленной декларации соответствия Евразийского экономического союза N RU Д-RU.АЯ59.B/00215/19, которая принята на основании протокола лабораторных испытаний аккредитованного испытательного центра ФГБУ "Камчатская межобластная ветеринарная лаборатория" от 16.04.2019 N 11333, ФБОР, РК им. Ленина, указано, что изготавливаемые Натуральные рыбные консервы. Консервы: "Сайра тихоокеанская натуральная", "Сардина тихоокеанская (иваси) натуральная, Сельдь тихоокеанская натуральная", "Скумбрия курильская натуральная" (фасованные в металлическую банку) соответствуют требованиям:
- технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011);
- технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств союза" от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011);
- технического регламента Таможенного союза ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 58 (далее - ТР ТС 029/2012);
- технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 (далее - ТР ЕАЭС 040/2016).
По результатам проведения документарного контроля в отношении представленной партии консервов Управлением установлено, что в представленной декларации на консервы отсутствует указание на исследование упаковки на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769, (ТР ТС 005/2011).
Установив, что соответствие изготавливаемой продукции указанным техническим регламентом не подтверждено, Управлением Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу вынесено предписание от 08.12.2020 N 35/603 о приостановлении / прекращении действия декларации о соответствии, которым на заявителя возложена обязанность прекратить действие декларации о соответствии ЕАЭС от 16.05.2019 N RU Д-RU.АЯ59.B/00215/19 на выпуск: Натуральные рыбные консервы. Консервы: "Сайра тихоокеанская натуральная", "Сардина тихоокеанская (иваси) натуральная, Сельдь тихоокеанская натуральная", "Скумбрия курильская натуральная" (фасованные в металлическую банку) в течение одного месяца с момента получения предписания.
Полагая, что выданное предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы колхоза, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" к отношениям, связанным с государственным надзором в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, применяются, в том числе, положения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Положениями пункта 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ закреплено право органов государственного контроля (надзора) выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии.
Как предусмотрено в пункте 19 Порядка регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 (далее Порядок N 41), одним из оснований для прекращения действия декларации о соответствии является выдача заявителю органом государственного контроля (надзора) предписания (принятие указанным органом решения) о прекращении действия декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части единого реестра соответствующего государства-члена.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" государственный контроль (надзор) осуществляет, в том числе, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции в рамках государственного ветеринарного надзора.
На основании Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение N 327), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии и осуществляет такие полномочия как государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Учитывая вышеприведенные нормоположения, коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных Управлению Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономном округу полномочий.
Как усматривается из материалов дела, основанием для прекращения действия декларации о соответствии ЕАЭС от 16.05.2019 N RU Д-RU.АЯ59.B/00215/19 на выпуск: Натуральные рыбные консервы. Консервы: "Сайра тихоокеанская натуральная", "Сардина тихоокеанская (иваси) натуральная, Сельдь тихоокеанская натуральная", "Скумбрия курильская натуральная" (фасованные в металлическую банку) и вынесения оспариваемого предписания Управлением указано на отсутствие в спорной декларации ссылки на исследование упаковки на соответствие требованиям ТР ТС 005/2011.
Согласно абзацу 6 статьи 2 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии представляет собой документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 принят Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016), который устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.
Названный Технический регламент (ТР ЕАЭС 040/2016) разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, имущества, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей пищевой рыбной продукции относительно ее назначения и безопасности.
Как указано в пункте 2 ТР ЕАЭС 040/2016, объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются: пищевая рыбная продукция, полученная из уловов водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры, растительного и животного происхождения, в переработанном или непереработанном виде; процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой рыбной продукции.
В соответствии с пунктом 4 ТР ЕАЭС 040/2016 под пищевой рыбной продукцией понимается рыба (в том числе живая рыба и рыба-сырец (свежая)), водные беспозвоночные (в том числе живые и свежие водные беспозвоночные), водные млекопитающие (в том числе свежие водные млекопитающие) и другие водные животные, а также водоросли (в том числе водоросли-сырец (свежие)) и другие водные растения (в том числе свежие водные растения), в том числе продукция из них, в непереработанном или переработанном (обработанном) виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу.
В силу пункта 78 ТР ЕАЭС 040/2016 соответствие пищевой рыбной продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается путем соблюдения его требований, требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых распространяется на данную продукцию.
В свою очередь ТР ТС 021/2011 устанавливает объекты технического регулирования и при его применении должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалам упаковки, изделий и оборудования для производства пищевой продукции, контактирующим с пищевой продукцией, установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза (пункт 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются не только пищевая продукция, но и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Как предусмотрено в пункте 7 статьи 7 ТР ТС 021/2011, материалы, используемые для изготовления упаковки, изделий, контактирующих с пищевой продукцией, должны соответствовать требованиям, установленным соответствующим техническим регламентом Таможенного союза.
При этом, согласно статье 2 ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки" под упаковкой понимается изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции; укупорочным средством является изделие, предназначенное для укупоривания упаковки и сохранения ее содержимого.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 ТР ТС 005/2011 обращение на рынке - процессы перехода упаковки (укупорочных средств) от изготовителя к потребителю (пользователю), которые проходит упаковка (укупорочные средства) после завершения ее изготовления.
Положениями пункта 1 статьи 1 ТР ТС 005/2011 установлено, что данный Технический регламент распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства в соответствии с Приложением 5, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
Анализ вышеуказанных законоположений в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что пищевая рыбная продукция должна соответствовать помимо прочего нормам ТР ТС 021/2011, предусматривающим требования как непосредственно к пищевой продукции, так и к ее упаковке. Между тем, требования к упаковке регламентированы ТР ТС 005/2011.
Соответственно, требования ТР ТС 005/2011 распространяется в том числе на лиц, осуществляющих в процессе обращения на рынке продажу соответствующих товаров в упаковке.
В этой связи доводы апеллянта о том, что колхоз не является изготовителем упаковки, ввиду чего к нему не применимы положения ТР ТС 005/2011, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм, совокупный анализ которых свидетельствует об обратном.
Делая указанный вывод, апелляционный суд принимает во внимание, что в силу статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При этом одним из принципов обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) является принцип прослеживаемости пищевой продукции (пункт 12 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
По изложенному, к доводам апеллянта о том, что указание в декларации "фасованная в металлическую банку" является дополнительной информацией о продукте, отражающей форму расфасовки, и не имеет правового значения в рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции относится критически на основании следующего.
В соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 5 Единой формы декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза и правил его оформления (Правила оформления декларации соответствии), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам таможенного союза и правилах их оформления", в поле 5 декларации о соответствии указываются сведения о продукции, включая, в том числе: наименование и обозначение (в случаях, предусмотренных техническими регламентами Союза (техническими регламентами Таможенного союза) (далее - технические регламенты)) продукции и (или) иное условное обозначение, присвоенное изготовителем продукции (при наличии); название продукции (в случаях, предусмотренных техническими регламентами) (при наличии); иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (при наличии).
Согласно пункту 7 Правил оформления декларации о соответствии, внесение сведений, не предусмотренных настоящим разделом, а также сокращение слов и любое исправление текста не допускаются.
Соответственно, указание в декларации на то, что консервы являются фасованными в металлическую банку, является идентифицирующим признаком рыбопродукции колхоза, что свидетельствует о неотделимости продукции от упаковки (банки).
Указанное, как следствие, позволяет прийти к выводу о том, что упаковка спорной рыбопродукции также должна соответствовать требованиям технических регламентов, о чем должны содержаться сведения в декларации, принимая во внимание необходимость соблюдения принципа прослеживаемости пищевой продукции, закрепленного в ТР ТС 021/2011.
Между тем, в спорной декларации, как верно отмечено Управлением, нет указания на исследование упаковки на соответствие требованиям ТР ТС 005/2011.
Представленные в материалы дела протокол испытаний от 16.04.2019 N 11333, составленный федеральным государственным бюджетным учреждением "Камчатская межобластная ветеринарная лаборатория", на консервы "Скумбрия натуральная", а также ветеринарное удостоверение от 25.07.2018 серии 241 N 0002937 (сроком действия до 24.07.2021) не подменяют собой декларацию о соответствии.
При таких условиях, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что у Управления имелись основания для вынесения оспариваемого предписания от 08.12.2020 и возложения на заявителя обязанности прекратить действие спорной декларации о соответствии применительно к пунктам 18-19 Порядка N 41.
Выводы суда основаны на системном истолковании требований действующего законодательства, с учетом специфики осуществляемого колхозом технологического процесса производства рыбной продукции. Оспариваемое предписание (по фактическому содержанию и правовому обоснованию) получило должную оценку; законность, обоснованность и исполнимость предписания проверены судом.
При таких условиях, требования заявителя согласно части 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно не удовлетворены судом.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные заявителем при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на колхоз, а в излишне уплаченной части в размере 1 500 рублей подлежат возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.03.2021 по делу N А24-6273/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Рыболовецкому колхозу им. В.И. Ленина из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 5068 от 22.04.2021.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6273/2020
Истец: Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу