г. Ессентуки |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А15-809/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от представителя общества с ограниченной ответственностью "ЦУМ" и Мирзебутаевой Д.З. - Зайнулабидовой С.М. (доверенности от 16.01.2021 и от 13.06.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.02.2021 по делу N А15-809/2020 (в составе судьи Батыраева Ш.М.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЦУМ" (далее - ООО "ЦУМ") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - Управление) о признании незаконным отказа от 06.11.2019 N КУВД-001/2019-4907247/3 в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 2685 кв.м с кадастровым номером 05:42:000036:891, расположенное по адресу: Республика Дагестан, г.Дербент, 2 ул.М.Горького, д.23, корпус "а" (далее - нежилое здание, универмаг), и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: учредители ООО "ЦУМ"; Администрация городского округа "город Дербент" (далее - Администрация).
Решением суда от 24.02.2021 заявленные требования ООО "ЦУМ" удовлетворены, признан незаконным отказ Управления в государственной регистрации права собственности, изложенный в уведомлении от 06.11.2019 N КУВД - 001/2019-4907247/3. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЦУМ" путем осуществления государственной регистрации права собственности на нежилое здание. С Управления в пользу ООО "ЦУМ" взыскано 3000р судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований ООО "ЦУМ".
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "ЦУМ" и Мирзебутаева Д.З. в отзыве на апелляционную жалобу возражают по существу доводов Управления, просят решение суда оставить без изменения. Считают, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции.
Удовлетворено ходатайство ООО "ЦУМ" и Мирзебутаевой Д.З. об участии в онлайн заседании посредством системы вэб-конференции.
В судебном заседании представитель ООО "ЦУМ" и Мирзебутаевой Д.З. поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО "ЦУМ" и Мирзебутаевой Д.З., считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 02.07.1991 между Дербентским городским объединением (арендодатель) в лице генерального директора Абдулгалимова С.Б. и коллективом универмага (арендатор) в лице директора Ахмедова Э.А. заключен договор аренды универмага со сроком действия до 31.12.1995 (т.1, л.д. 20-23). Согласно пункту 1.3. договора предметом аренды являются основные средства первоначальной стоимостью 1164296,94р, указанные в перечне основных средств в приложении к договору. Из перечня передаваемых основных средств Дербентского горторгобъединения арендному предприятию "ЦУМ" передано непосредственно здание-сооружение ЦУМ с остаточной стоимостью 1019807,72р.
13.01.1992 подписано дополнение к договору от 02.07.1991 о внесении изменений в пункт 1.7 договора от 02.07.1991 о ежемесячных отчислениях.
Исполкомом горсовета народных депутатов г.Дербента от 30.07.1993 N 141 принято решение о перерегистрации предприятия "ЦУМ" в общество с ограниченной ответственностью (т.3, л.д. 65), что подтверждается свидетельством от 30.07.1993 регистрационный номер 2178 (т.3, л.д. 19). Учредителями ООО "ЦУМ" выступили работники трудового коллектива предприятия "ЦУМ".
24.02.1994 к договору аренды от 02.07.1991 подписано соглашение о внесении изменений в договор (т.1, л.д. 24).
Комитет по управлению имуществом г.Дербента распорядился создать комиссию по приватизации муниципального арендного предприятия "ЦУМ" и разработать план приватизации с определением начальной цены и представить к 02.06.1994, и решением от 22.06.1994 N 156 разрешил приватизацию муниципального арендного предприятия "ЦУМ", расположенного по адресу: РД, г. Дербент, ул. М. Горького, 23, на основании заявки, поданной трудовым коллективом.
28.06.1994 Комитетом по управлению имуществом г.Дербента принято решение о реализации трудовому коллективу Арендное предприятие "ЦУМ" по цене 3739825р с сохранением профиля в течение 5 лет.
30.06.1994 в целях приобретения арендным предприятием муниципальной собственности составлен паспорт приватизации N 153, в котором в качестве объекта приватизации также указано здание (помещение) остаточной стоимостью 1019808р.
01.07.1994 арендное предприятие "ЦУМ" направило в муниципальный фонд имущества заявку о согласии приобрести универмаг "ЦУМ" (01.07.1994 N 156).
11.07.1994 между Фондом имущества г. Дербента (продавец) и коллективом арендного предприятия ООО "ЦУМ" (покупатель) заключен договор N 151, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает на условиях, изложенных в договоре, ООО "ЦУМ" (г. Дербент, ул. М. Горького, 23) за 3739825р. Фондом имущества г.Дербента 11.07.1994 выдано свидетельство о регистрации договора N 151.
19.04.2019 ООО "ЦУМ" обратилось в Управление с заявлением N КУВД-001/2019- 4907247 о государственной регистрации права собственности на здание универмага с кадастровым номером 05:42:000036:891.
Уведомлением от 17.10.2019 N КУВД-001/2019-4907247/1 Управление приостановило государственную регистрацию права со ссылкой на пункты 5, 6, 7 и 13 части 1 статьи 26 и части 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
06.11.2019 уведомлением N КУВД-001/2019-4907247/3 Управление отказало в осуществлении государственной регистрации права собственности на здание универмага.
Считая, что отказ Управления является недействительным, ООО "ЦУМ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования ООО "ЦУМ", исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N218-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В рассматриваемом деле, в качестве правоустанавливающих документов для государственной регистрации здания универмага представлены: доверенность на Таибова Б.Г. от 21.04.2016 от ООО "ЦУМ"; копия договора аренды от 02.07.1991; копия перечня передаваемых в аренду основных средств Дербентского горторгобъединения арендному предприятию ЦУМ; копия договора купли-продажи приватизационного объекта N 151 от 11.07.1994; копия свидетельства о регистрации договора купли-продажи от 11.07.1994 N 151; копия архивной выписки из протокола N 6 заседания исполкома Дербентского горсовета депутатов трудящихся от 23.04.1971 N100 "Об отводе земельных участков под строительство универмага"; платежное поручение от 25.01.2018 N 26 об оплате государственной пошлины на регистрацию права.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Эти документы должны отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
ООО "ЦУМ" представлены все необходимые для регистрации права документы.
Приватизация спорного объекта недвижимости и передаче его в собственность ООО "ЦУМ", а также его государственная регистрация подтверждается представленными обществом в материалы дела доказательствами.
Согласно пунктам 15, 16 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 19.06.1990 N 590, общество является собственником имущества, переданного ему участниками; продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной деятельности; полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством. Вкладом участника общества могут быть здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, а также иные имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность), денежные средства в рублях и иностранной валюте.
Указанное положение действовало в период приобретения ООО "ЦУМ" по итогам приватизации спорного объекта недвижимости (универмага).
В соответствии с пунктом 1 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью такими обществами признавались организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Общество с ограниченной ответственностью дополнительно определялось (пункт 64) как организация, имеющая уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущая ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества.
Таким образом, в момент заключения договора купли-продажи от 11.07.1994 N 151 и выдачи свидетельства о государственной регистрации права от 11.07.1994, существовало юридическое понятие "общество с ограниченной ответственностью". Такие юридические лица согласно статье 19 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. являлись хозяйственными обществами и товариществами.
В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду", действовавшего в спорный период, выкуп имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", в которых не определены сроки, величина, порядок или условия внесения выкупа, осуществляется на основании дополнительного соглашения о выкупе арендованного имущества и определении величины выкупа по заявлению арендодателя.
Доводы Управления о ничтожности договора купли-продажи спорного имущества от 11.07.1994 подлежат отклонению.
Согласно части 3 статьи 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли-продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Зарегистрированный договор купли-продажи является документом, удостоверяющим право собственности покупателя.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации" установлено, что до принятия законодательства, устанавливающего порядок регистрации таких договоров купли-продажи, арбитражным судам следует исходить из того, что право собственности у покупателя возникает с момента внесения платежа в соответствии с условиями заключенного договора купли-продажи.
Доказательства того, что договор купли-продажи приватизируемого имущества от 11.07.1994 N 151 не исполнен, отсутствуют. Указанный договор зарегистрирован Фондом имущества г. Дербента, о чем выдано соответствующее свидетельство о регистрации права в порядке, предусмотренном на момент совершения названной сделки приватизации. Исполнение договора и внесение ООО "ЦУМ" стоимости приобретенного имущества не оспаривается.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимостью. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 122-ФЗ) с момента вступления его в силу и до создания системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество такая государственная регистрация проводилась органами, на которые она была возложена. В отношении сделок приватизации регистрация проводилась комитетами или фондами имущества, которые выдавали покупателям свидетельства о праве собственности. В соответствии со статьей 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, у Управления не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект (здание универмага). На государственную регистрацию представлены все необходимые для этого документы.
Оспариваемый отказ Управления от 06.11.2019 N КУВД - 001/2019-4907247/3 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, является незаконным. С целью устранения допущенного нарушения суд первой инстанции правомерно возложил на Управление обязанность произвести государственную регистрацию права собственности ООО "ЦУМ" на объект недвижимости.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установлены судом первой инстанции на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы ООО "ЦУМ" по уплате государственной пошлины в связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии со статьей 110 АПК РФ отнесены на Управление.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.02.2021 по делу N А15-809/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-809/2020
Истец: ООО "ЦУМ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Агабекова Элмира Айвазовна, Администрация ГО "город Дербент", Алиев Мирзабала Агабекович, Асланов Аслан Вагифович, Асланова Периханум Таибовна, Ахмедов Эхтибар Агамирзоевич, Ахмедов Юнис Фехретдинович, Гусейнова Гюльнара Шабановна, Дадашева Джамиля Эмиргаевна, Джавадов Мехреб Зульфигарович, Имамова Сафижат Агабековна, Исмаилова Солмаз Аджиевна, Кулиева Лейла Абдулгаджиевна, Манахимова (ильягуева) Аржон Ифраимовна, Меликова Айбике Джамаловна, Мирзебутаева Джамила Загидиновна, Мусаева Минай Балаевна, Мусаева Миная Балаевна, Нагиева Месме Юсифовна, Сулейманов Рауф Асланович, Сулейманов Ренат Асланович, Чаландарова Гелин Шамиловна, Шабатаева Хая Азаевна, Шамильева Светлана Юнаевна