г. Москва |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А40-217018/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управлению Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2021 по делу N А40-217018/20
по заявлению ООО "ЭНЕРГОПРОМ" (ОГРН: 1037739879891, ИНН: 7733506440)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745)
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Вяхирева Д.А. по дов. от 11.01.2021; |
от ответчика: |
Аверкиев А.В. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОПРОМ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) в осуществлении государственного кадастрового учета здания с кадастровым номером 77:08:0005006:1087, расположенного по адресу: г. Москва, Строительный проезд, д. 7А, корп. 3, выраженного в уведомлении Управления от 11.01.2021 N КУВД-001/2020-17479866/2 и об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЭНЕРГОПРОМ" в установленном законом порядке, осуществить государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером N 77:08:0005006:1087, расположенного по адресу: г.Москва, Строительный проезд, д. 7А, корп. 3 (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, уведомлением Управления от 09.10.2020 N КУВД-001/2020-17479866/1 приостановлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - здания с кадастровым N 77:08:0005006:1087, расположенного по адресу: г. Москва, Строительный проезд, д. 7А, корп. 3.
Основанием для приостановления государственного кадастрового учета послужили следующие обстоятельства:
- несоответствие технического плана от 16.09.2019 г. требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (п. 7 ч. 1 ст. 26);
- в составе технического плана не представлена экспертиза в порядке ст. 49 ГрК РФ;
- в ЕГРН отсутствуют сведения об изменении разрешенного использования земельного участка для целей строительства (реконструкции).
11.01.2021 Управлением принято решение об отказе в государственном кадастровом учете здания с кадастровым N 77:08:0005006:1087, расположенного по адресу: г.Москва, Строительный проезд, д.7А, корп.3, изложенное в уведомлении от 11.01.2021 N КУВД-001/2020-17479866/2.
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также в случае если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Как следует из материалов дела, 14.10.2016 ООО "Энергопром" было получено разрешение Комитета государственного строительного надзора города Москвы на строительство (реконструкцию) N 77-222000-013435-2016 от 14.10.2016 административного здания, расположенного по адресу: г. Москва, Строительный проезд, д. 7А, корп. 3 (СЗАО, Южное Тушино).
По результатам проведенных работ по реконструкции Распоряжением Мосгосстройнадзора от 26.11.2018 N 487-12-Р/ЗОС было выдано Заключение о соответствии реконструированного Здания проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Уведомлением от 23.09.2019 исх. N 09-3В-1833/19-101-1 Мосгосстройнадзором было отказано в выдаче разрешения на ввод реконструированного Здания в эксплуатацию (далее - РВОЭ).
Основанием для отказа в выдаче Заявителю разрешения на ввод реконструированного Здания в эксплуатацию стало несоответствие технического плана от 16.09.2019 требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2020 по делу N А40-278987/19 требования ООО "Энергопром" удовлетворены в полном объеме: признан незаконным отказ Комитета государственного строительного надзора города Москвы в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта, расположенного по адресу: г.Москва, Строительный проезд, д.7А, корп.3 (СЗАО, Южное Тушино), выраженный в уведомлении от 23.09.2019 исх. N 09-ЗВ1928/19-(0)-1, на Комитет государственного строительного надзора города Москвы в пятнадцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу возложена обязанность выдать разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта, расположенного по адресу: г. Москва, Строительный проезд, д. 7 А, корп. 3 (СЗАО, Южное Тушино).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2020 по делу N А40-278987/19 оставлено без изменения.
Признавая обоснованным заявление ООО "Энергопром", суды в рамках дела N А40-278987/19 пришли к следующим выводам:
- в уведомлении об отказе в выдаче разрешения на ввод реконструированного Здания в эксплуатацию Мосгосстройнадзор не указывает, какие именно нарушения при подготовке технического плана допущены Заявителем. "Цитирование" же отдельных положений Требований N 953, без указания на то, какие именно нарушения допущены Заявителем, не соответствует требованиям п. 5 ст. 29 Закона о регистрации недвижимости;
- Могосстройнадзором не учтены пояснения кадастрового инженера, изложенные им в целях устранения замечаний в разделе "Заключение кадастрового инженера", являющегося частью технического плана от 16.09.2019;
- соответствие технического плана от 16.09.2019 требованиям законодательства Российской Федерации к техническому плану, в том числе, Приказу Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 N 953, подтверждается также заключением независимого кадастрового инженера ООО "Столичный Центр Экспертизы и Оценки" Барышникова Р.В., имеющего статус судебного эксперта;
- довод Управления о зарегистрированном запрете на строительство (реконструкцию) в отношении земельного участка признан несостоятельным, о чем дополнительно Департаментом городского имущества г. Москвы в письме от 05.09.2019 N ДГИ-1-68470/19-1 были даны разъяснения, которое входило в комплект документов, представленных в Мосгосстройнадзор.
Как указано в пункте 10 статьи 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план (п. 10.1 ст. 55 ГрК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 55 ГрК РФ в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета.
Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Законом N 218-ФЗ требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
В пункте 1 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ указано, что государственный кадастровый учет осуществляется в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Согласно части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, помещения или машино-места в них в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане:
1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства;
2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки).
В соответствии с частью 14 статьи 40 Закона N 218-ФЗ сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 настоящей статьи, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии).
Как правильно указал суд первой инстанции, указанные положения закона не позволяют Управлению выявлять новые недостатки технического плана, которые не были им выявлены на стадии его проверки при решении вопроса о выдаче РВОЭ.
Иное повлекло бы двойную проверку технического плана Управлением, результаты которой сначала бы выступали основанием для отказа в выдаче РВОЭ, а в дальнейшем - основанием для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Судом установлено, что сведения, указанные в техническом плане от 16.09.2019 в части площади объекта, количества этажей, жилых/нежилых помещений и машино-мест в полном объеме соответствуют разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 29.09.2020.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что для постановки на кадастровый учет были предоставлены надлежащим образом оформленные и достаточные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, решение Управления от 11.01.2021 N КУВД-001/2020-17479866/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости не имеет под собой правового основания.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии технического плана от 16.09.2019 г. Требованиям N 953 являлись предметом рассмотрения арбитражных судов по делу N А40-278987/19, им была дана надлежащая правовая оценка.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2021 по делу N А40-217018/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217018/2020
Истец: ООО "ЭНЕРГОПРОМ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ