г. Челябинск |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А07-11121/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Кировского района города Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.04.2021 по делу N А07-11121/2020.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЦТМ-МЕДИЦИНА" - Хабибуллин Р.М. (доверенность N 1/21 от 13.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "ЦТМ-МЕДИЦИНА" (далее - заявитель, ООО "ЦТМ-МЕДИЦИНА", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Прокуратуре Кировского района города Уфы Республики Башкортостан (далее - прокуратура, Прокуратура Кировского района г. Уфы) о признании недействительным представления от 05.03.2020 N 220-2020 в части выводов о нарушении заявителем пункта 4 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 13 Порядка подтверждения наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболеваний, утвержденных приказом Минздрава России от 29.06.2015 N 384Н (далее - Порядок N384Н).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Прокуратура Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 23.03.2021) требования заявителя удовлетворены, представление от 05.03.2020 N 220-2020 в оспоренной заявителем части признано недействительным. Также с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "ЦТМ-МЕДИЦИНА" взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда, Прокуратура Кировского района г. Уфы обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает представление в оспоренной части законным и обоснованным, а нарушения в деятельности общества подтвержденными.
В апелляционной жалобе прокуратура приводит следующие доводы: прокурорской проверкой, проведенной с участием должностных лиц Роспотребнадзора и Росздравнадзора, установлен факт нарушения обществом порядка оказания платных медицинских услуг, так как договоры в письменной форме не заключались, услуги оказывались на основании подписанного с потребителем соглашения к договору-оферте, не содержащего существенных условий договора, а интернет-сайт с текстом публичного договора-оферты на момент проверки и вынесения представления не работал (что подтверждено показаниями руководителя общества Мигранова Р.Н.), и на стенде второго этажа отсутствовал в свободном доступе договор-оферта (что подтверждается обращением Мансурова М.Х. от 06.02.2020); в пункте 5.2.1 публичного договора-оферты указан срок оказания услуг - 20 рабочих дней, что не соответствует нормативным требованиям, устанавливающим срок в 5 рабочих дней; также заявителем нарушена форма медицинского заключения (отсутствует указание адреса медицинской организации); на заявителя в прокуратуру поступали многочисленные жалобы иностранных граждан и деятельность заявителя освещалась в средствах массовой информации.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Привел доводы, изложенные в отзыве.
Представители Прокуратура Кировского района г. Уфы и Прокуратуры Республики Башкортостан, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "ЦТМ-МЕДИЦИНА" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1190280031226 и на основании лицензии от 01.08.2019 N Л0-02-01-007234 (л.д.159) осуществляет деятельность по оказанию медицинских услуг по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сарапульская, д.58.
В связи с поступлением в Прокуратуру Кировского района г. Уфы обращений восьми физических лиц, на основании решения о проведении проверки от 06.02.2020 (л.д.145) должностным лицом прокуратуры совместно с должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан и Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проведена прокурорская проверка общества на предмет соблюдения законодательства о лицензировании и здравоохранении. Результаты проверки отражены в справке помощника прокурора от 05.03.2020 (л.д.129-131), справке должностного лица Территориального органа Росздравнадзора по Республике Башкортостан (л.д.136-140) и письме должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 02.03.2020 (л.д.141-143), которыми зафиксированы факты нарушения обществом законодательства в сфере здравоохранения и лицензирования медицинской деятельности:
1) в нарушение пунктов 8, 12 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н, в состав врачебной комиссии включена секретарь комиссии, то есть медицинская сестра, не имеющая высшего медицинского образования;
2) в нарушение пункта 4 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО "ЦТМ-МЕДИЦИНА" договоры об оказании платных медицинских услуг в письменной форме с потребителями не заключаются, а подписываются Соглашения, где не указаны существенные условия, предусмотренные пунктом 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 (далее - Правила N 1006), а публичный договор-оферта возмездного оказания медицинских услуг оформлен от имени агента - ООО "Многофункциональный Миграционный Центр", и интернет-сайт с размещенным договором-офертой не работает, то есть, нарушен порядок оказания медицинских услуг, установленный Правилами N 1006. Впоследствии нарушаются требования пунктов 6 и 13 Порядка N 384н, так как в медицинских заключениях отсутствуют сведения об адресе медицинской организации, а пунктом 5.2.1 публичного договора-оферты установлен срок оказания медицинских услуг заказчику (иностранному гражданину) - 20 дней с момента выполнения заказчиком условий пункта 5.1 этого договора;
3) в нарушение подпункта 1 пункта 2 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, врач общей практики осуществляет медицинскую деятельность, при этом в лицензии на медицинскую деятельность ООО "ЦТМ-МЕДИЦИНА" от 01.08.2019 N Л0-02-01-007234 работы (услуги) по общей врачебной практике (семейной медицине) отсутствуют;
4) в нарушение подпункта "д" пункта 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, на информационном стенде ООО "ЦТМ-МЕДИЦИНА" отсутствует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610;
5) в нарушение требований, установленных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2014 N 956н "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ООО "ЦТМ - МЕДИЦИНА" официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не имеет.
По итогам проверки в адрес общества выдано представление от 05.03.2020 N 220-2020, которым предложено рассмотреть это представление и принять меры по устранению и недопущению впредь нарушений закона, причин и условий, им способствующих (пункт 1), о дате, времени и месте рассмотрения представления уведомить прокурора для принятия участия в рассмотрении представления (пункт 2), рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших указанные в представлении нарушения (пункт 3), о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру письменно с приложением копий приказов о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (пункт 4) (л.д.34-37).
Не согласившись с этим представлением в части содержащихся в нем выводов о нарушении заявителем пункта 4 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6 и 13 Порядка N 384Н, ООО "УЭС" оспорило его в этой части в судебном порядке.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности представления в оспоренной заявителем части.
Оценивая позицию суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Требования заявителя носят характер оспаривания принятого в отношении него прокурором ненормативного правового акта.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 24, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, оспоренное представление принято прокурором в пределах предоставленных ему полномочий.
Из материалов дела следует, что по итогам проведенной прокуратурой проверки установлен факт нарушения ООО "ЦТМ-МЕДИЦИНА" нормативных требований в сфере здравоохранения и лицензирования медицинской деятельности в том числе следующие нарушения:
- в нарушение пункта 4 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО "ЦТМ-МЕДИЦИНА" договоры об оказании платных медицинских услуг в письменной форме с потребителями не заключаются, а подписываются Соглашения, где не указаны существенные условия, предусмотренные пунктом 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 (далее - Правила N 1006), а публичный договор-оферта возмездного оказания медицинских услуг оформлен от имени агента - ООО "Многофункциональный Миграционный центр", и интернет-сайт с размещенным договором-офертой не работает, то есть, нарушен порядок оказания медицинских услуг, установленный Правилами N 1006;
- нарушаются требования пункта 6 Порядка N 384н, так как в медицинских заключениях отсутствуют сведения об адресе медицинской организации;
- нарушаются требования пункта 13 Порядка N 384н так как пунктом 5.2.1 публичного договора-оферты установлен срок оказания медицинских услуг заказчику (иностранному гражданину) - 20 дней с момента выполнения заказчиком условий пункта 5.1 этого договора.
Именно в этой части представление оспаривается заявителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Правила N 1006 предусмотрено, что под платными медицинскими услугами понимают медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования, под заказчиком понимается физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя, а под исполнителем понимается медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги. Потребителем медицинской услуги является физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 2). Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения: а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется); для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется); б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа); г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 11). Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией (пункт 12). Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме (пункт 16). Договор должен содержать: а) сведения об исполнителе: наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа; б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя); фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица; наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица; в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором; г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты; д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг; е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика; ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора; з) порядок изменения и расторжения договора; и) иные условия, определяемые по соглашению сторон (пункт 17).
Исследованием материалов дела установлено, что платные медицинские услуги оказываются обществом на основании опубликованного публичного договора-оферты возмездного оказания медицинских услуг (л.д.147-158), в котором исполнителем указано ООО "ЦЕНТР-МЕДИЦИНА" в лице своего агента - ООО "Многофункциональный Миграционный Центр", действующего на основании агентского договора N 2/19 от 02.08.2019.
Вводная часть указанного договора-оферты содержит сведения о том, что настоящее предложение согласно пункту 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичной офертой, содержит все существенные условия оказания услуги исполнителем. Фактом, подтверждающим принятие условий, а также акцептом оферты является подписание Соглашения между исполнителем и заказчиком с перечнем услуг и оплата услуг исполнителем в полном объеме в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцепт оферты равносилен заключению договора на условиях, изложенных в оферте. Оферта вступает в силу с момента размещения текста оферты в здании многофункционального миграционного центра по адресу: г. Уфа, ул. Сарапульская, д. 58, в общем доступе, а также размещения в сети Интернет на официальном сайте ООО "Многофункциональный Миграционный Центр" по адресу: http://emc02.ru и действует до момента отзыва оферты исполнителем.
Также публичным договором-офертой возмездного оказания медицинских услуг предусмотрено, что исполнитель обязуется на условиях договора оказать заказчику медицинские услуги согласно приложению N 1 договора (Перечень услуг) (пункт 1.1). Выбор того или иного вида оказываемой услуги определяется заказчиком и указывается в Соглашении, являющемся неотъемлемой частью договора (пункт 1.2). Исполнитель оказывает услуги Заказчику в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.06.2015 г. N 384н "Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний" (пункт 1.3). По окончании оказания услуг исполнитель выдает заказчику заключение о прохождении медицинского осмотра по форме, установленной действующим законодательством Российской Федерации, либо отказывает заказчику в выдаче такого заключения при наличии выявленных заболеваний или подозрений о наличии таких заболеваний у заказчика. Перечень таких заболеваний установлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1.4). Оказание услуги осуществляется на основании подписанного между заказчиком и исполнителем Соглашения по форме, установленной в Приложении N 2 к договору, при условии 100% оплаты заказчиком услуги в порядке, установленном в пунктах 3.1-3.4. договора, с обязательным предъявлением заказчиком платежного документа, подтверждающего оплату услуги. Соглашение между сторонами подписывается в момент обращения заказчика к исполнителю с запросом оказания услуг одновременно с предоставлением Заказчиком полным комплекта документов, необходимого для подписания такого Соглашения. Один экземпляр Соглашения выдается заказчику, второй остается у исполнителя (пункт 2.1).
Таким образом публичный договор-оферта содержит все необходимые для договора возмездного оказания медицинских услуг условия.
Как указывает прокуратура, проверкой установлено, что сайт http://emc02.ru (на котором подлежал размещению публичный договор-оферта) не работал, в подтверждение чего ссылается на акт осмотра сайта от 07.02.2020 9л.д.163) и показания руководителя общества Мигранова Р.Н. При этом, подписываемое с потребителями соглашение предусмотренных пунктом 17 Правил N 1006 существенных условий договора оказания платных медицинских услуг не содержит.
Из объяснений Мигранова Р.Н. от 05.03.2020 (л.д.132-135) следует, что информация о деятельности организации была размещена по ссылке http://emc02.ru, но по непонятным причинам на момент проверки данная ссылка не работала, в настоящее время создан новый сайт http://Ctm-medicina.ru, на котором размещена информация.
Таким образом, этими показаниями, равно как и актом осмотра от 07.02.2020, не подтверждается, что на момент заключения договоров на оказание платных медицинских услуг (подписания соответствующих соглашений с потребителями) сайт с размещенным на нем публичным договором-офертой не работал.
Также в материалы дела представлено заявление Мансурова М.Х., поступившее в прокуратуру 06.02.2020 (л.д.144), из которого следует, что сайт http://emc02.ru заблокирован. Однако, из содержания этого заявления невозможно установить, когда именно был заблокирован сайт. Кроме того, само по себе указание на это обстоятельство в заявлении физического лица не является объективно достаточным для признания его подтвержденным является лишь поводом для проверки этого обстоятельства в ходе проведения надзорных мероприятий, чего сделано не было.
Иных доказательств отсутствия у потребителей возможности ознакомиться содержанием публичного договора-оферты на момент заключения сделок материалы дела не содержат.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, при проведении прокурорской проверки не был проверен факт размещения текста оферты в здании многофункционального миграционного центра по адресу: г. Уфа, ул. Сарапульская, д. 58 (составленные по результатам проверки акты государственных органом соответствующей информации не содержат).
При рассмотрении дела в суде в подтверждение факта отсутствия такого размещения текста публичного договора-оферты прокуратура вновь ссылается на содержание заявления Мансурова М.Х. Однако, как указано выше, указание в заявлении физического лица на какие-либо обстоятельства в отсутствие их проверки в ходе проведения надзорных мероприятий не является объективно достаточным для признания таких обстоятельств подтвержденными.
При этом, анализ содержания представленного в материалы дела образца Соглашения, являющегося приложением к публичному договору-оферте (л.д.155-156) следует, что при заключении дополнительного соглашения заказчик знакомится с условиями публичного договора-оферты возмездного оказания услуги.
В этой связи следует согласиться с позицией суда первой инстанции о недоказанности факта не ознакомления потребителей при подписании соглашений с содержанием публичного договора-оферты на оказание платных медицинских услуг.
Заключение публичного договора-оферты обществом в лице своего агента, действующего на основании агентского договора от 02.08.2019 N 2/19 (л.д.165-173) не противоречит положения главы 52 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 1005 этого кодекса в указанной ситуации права и обязанности по сделке возникают именно у заявителя (принципала).
То есть, довод прокуратуры о нарушении заявителем нормативных требований о заключении в письменной форме договора на оказание платных медицинских услуг, не нашел своего подтверждения. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
Прокуратура указывает на нарушение обществом требований пункта 13 Порядка N 384н, в силу которого медицинское освидетельствование, включая выдачу сертификата и медицинского заключения, проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня обращения иностранного гражданина или лица без гражданства в ответственную медицинскую организацию в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка. Как указывает прокуратура, в соответствии с пунктом 5.2.1 публичного договора-оферты возмездного оказания медицинских услуг заявитель обязался оказать услугу заказчику (иностранному гражданину) в срок, не превышающий 20 рабочих дней с момента выполнения заказчиком условий пункта 5.1 настоящего договора (о представлении необходимых документов и материалов).
Пунктом 13 Порядка N 384н предусмотрено, что медицинское освидетельствование, включая выдачу сертификата и медицинского заключения, проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня обращения иностранного гражданина или лица без гражданства в ответственную медицинскую организацию в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
То есть, этой нормой определен срок осуществления медицинского освидетельствования, тогда как пунктом 5.2.1 публичного договора-оферты установлен общий срок оказания заказчику всех медицинских услуг, к которым, в соответствии с приложением N 1 к договору, помимо освидетельствования отнесены иные услуги, в отношении которых срок оказания Правилами N 384н не установлен.
Таким образом, нарушение обществом требований пункта 13 Порядка N 384н не подтверждено.
Прокуратура указывает на нарушение обществом требований пункта 6 Порядка N 384н ввиду отсутствия в составляемом обществом медицинском заключении указания сведений об адресе медицинской организации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 384н, в регистратуре ответственной медицинской организации выдается на руки иностранному гражданину или лицу без гражданства бланк медицинского заключения о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, по форме, утвержденной приложением N 3 к этому приказу, с заполненными строками 1-7 в двух экземплярах.
В настоящем случае медицинское заключение от 17.02.2020 N 18198-17022020-М (л.д.174) заполнено по форме, требования пункта 6 Порядка N 384н исполнены, строки 1-7 (сведения о потребителе) заполнены в полном объеме. Также в заключении указано наименование медицинской организации и номер лицензии, что позволяет установить адрес медицинской организации.
Правомерно обратив внимание на эти обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности факта нарушения обществом требований пункта 6 Порядка N 384н, отметив, что не указание в заключении адреса медицинской организации при наличии наименования и номера лицензии не может быть расценено как нарушение названной нормы.
Таким образом, представление прокуратуры в оспоренной заявителем части обоснованно признано судом первой инстанции не соответствующим закону (вынесенным в отсутствие законных оснований).
Поскольку таким представлением ограничены права заявителя в сфере оказания платных медицинских услуг ввиду необоснованного вмешательства в установленный заявителем порядок заключения сделок, следует признать подтвержденным факт нарушения этим представлением прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные требования о признании представления в оспоренной части недействительным удовлетворены судом первой инстанции при наличии законных оснований.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако, не могут быть приняты, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта.
Каких-либо возражений в части распределения судом первой инстанции судебных расходов (судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" и пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", понесенные обществом при обращении в суд с заявлением расходы по уплате госпошлины возмещены за счет казны Российской Федерации) подателем апелляционной жалобы не приведено, в связи с чем оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в этой части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.04.2021 по делу N А07-11121/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокуратуры Кировского района города Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11121/2020
Истец: ООО "ЦТМ-МЕДИЦИНА"
Ответчик: Прокуратура Кировского района г. Уфы РБ, ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН