г. Самара |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А72-13281/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Коршиковой Е.В., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2021 года в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Гостиница "Венец" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.03.2021, по делу N А72-13281/2020 (судья Крамаренко Т.М.),
по иску Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области (ОГРН 1157325000172, ИНН 7325133662), г.Ульяновск
к Открытому акционерному обществу "Гостиница "Венец" (ОГРН 1057325069097, ИНН 7325056175), г.Ульяновск
о взыскании 7 847 руб. 60 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Гостиница "Венец" о взыскании основного долга в размере 391 474 руб. 54 коп. за период с 01.03.2020 по 31.07.2020 по договору аренды земельного участка N 24-4-40 от 20.02.2014, 6 133 руб. 09 коп. - пени за период с 11.04.2020 по 27.08.2020, а также пени за период с 28.08.2020 по день фактической оплаты.
Определением от 28.10.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226, 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 17.12.2020 судом удовлетворено ходатайство истца об отказе от исковых требований в части взыскания основного долга и об уточнении исковых требований в части неустойки.
Согласно заявленному ходатайству истец просит взыскать с ответчика неустойку за период с 11.04.2020 по 22.10.2020 в сумме 7 847 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.03.2021, по делу N А72-13281/2020 исковые требования удовлетворены. С Открытого акционерного общества "Гостиница "Венец" в пользу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области взыскано 7 847 руб. 60 коп. - пени за период с 11.04.2020 по 22.10.2020.
С Открытого акционерного общества "Гостиница "Венец" в доход федерального бюджета взыскано 5 871 руб. 00 коп. - государственную пошлину.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, что 20.02.2014 между Администрацией г. Ульяновска (Арендодатель) и ООО "Новый Венец", ОАО "Гостиница "Венец" (Арендаторы) заключен договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендаторы принимают в аренду земельный участок (часть участка) с кадастровым номером 73:24:041901:29 из земель населенных пунктов площадью 17 203,0 кв.м., находящийся по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Спасская, д. 19/9, для использования: для размещения здания гостиницы.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
В целях реализации права по перераспределению полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации 25.06.2015 Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" N 85-ЗО от 03.07.2015.
Согласно ст. 2 (ч. 1) указанного закона, уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти (далее - уполномоченный орган) в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Днем начала осуществления уполномоченным органом указанных полномочий органов местного самоуправления является 1 января 2016 года, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (ч. 2).
В соответствии с Положением об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Агентство), Агентство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с п. 2.5 Положения Агентство в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Соответственно, с момента вступления в силу Закона Ульяновской области "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" N 85-ЗО от 03.07.20015 к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области перешли права уполномоченного органа по спорному договору аренды земельного участка, независимо от его переоформления в силу ст. 2 вышеуказанного Закона.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 N 105 "О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти" с 01.01.2019 Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области преобразовано в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области. С этой же даты Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области переданы функции в сфере строительства, промышленности строительных материалов и изделий, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также распоряжения земельными ресурсами на территории Ульяновской области.
В соответствии с п. 2.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/557-П, Министерство предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти Ульяновской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области на праве постоянного (бессрочного) пользования и иным организациям и гражданам в собственность и аренду.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 10.12.2018 N 28/633-П пункт 2.5 Положения об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с 01.01.2019 признан утратившим силу. В наименовании Агентства исключены слова "_ и земельных отношений".
Соответственно, с 01.01.2019 к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области перешли права уполномоченного органа по договору аренды земельного участка от 20.02.2014 N 24-4-40 независимо от его переоформления в силу ст. 2 вышеуказанного Закона.
Таким образом, в настоящем деле правопреемство в материальном праве произошло в силу закона, поскольку изменился распорядитель земель, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, Администрация г. Ульяновска выбыла из арендных правоотношений; права арендодателя по договору аренды земельного участка от 20.02.2014 N 24-4-40 перешли к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области.
С передачей распорядительных функций к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области перешло и право на предъявление требований по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (ст. 607 ГК РФ). Согласно части 2 пункта 6 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" помещение (жилое и нежилое) представляет собой "объект, входящий в состав зданий и сооружений". Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума ВАС N 53 от 01.06.2000).
Договор аренды заключен на срок с 16.01.2014 по 30.11.2062 (п. 4.1).
На настоящий момент спорный договор аренды между сторонами не расторгнут, является действующим.
Обязанность по своевременной уплате арендных платежей возложена на Арендаторов также разделом 3 договора.
В соответствии с дополнительным соглашением от 26.02.2019 к договору аренды в качестве Арендатора присоединено ООО "Старый Симбирск".
В соответствии с п. 3.4 договора в редакции дополнительного соглашения от 26.02.2019 арендные платежи подлежат начислению ОАО "Гостиница Венец" - с площади 13 791 руб. 64 коп. Действие п. 3.4 в новой редакции распространяется на отношения, возникшие с 24.11.2018.
В соответствии с дополнительным соглашением от 09.09.2020 к договору аренды в качестве Арендатора присоединено ООО "Дельфиния".
В соответствии с п. 3.4 договора в редакции дополнительного соглашения от 09.09.2020 арендные платежи подлежат начислению ОАО "Гостиниц Венец" - с площади 13 613 руб. 44 коп.
В соответствии с п. 3.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 26.02.2019 арендная плата вносится Арендаторами ежемесячно - до 10 числа месяца, следующего за отчетным, за декабрь - не позднее 25 декабря текущего года.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями истец указал на наличие у ответчика задолженности по арендной плате за период с марта по июль 2020 в сумме 391 474 руб. 54 коп. На сумму задолженности начислена неустойка в размере 6 133 руб. 09 коп.
В последующем, в связи с оплатой основного долга, истец уточнил исковые требования. Просил взыскать с ответчика договорную неустойку в сумме 7 847 руб. 60 коп. за период с 11.04.2020 по 22.10.2020.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 606, 614, 607, 609, 610, 650, 651, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано удовлетворил заявленные исковые требования о взыскании пени исходя из следующего.
Пунктом 5.2 договора стороны предусмотрели, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору Арендатор выплачивает Арендодателю пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Министерством в материалы дела представлен расчет договорной неустойки (л.д. 78). Из расчета следует, что неустойка начислена на задолженность с марта по июль 2020.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск, в том числе указав, что подлежит освобождению от уплаты неустойки как лицо, пострадавшее в результате распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции.
Проанализировав доводы ответчика, суд первой инстанции правомерно пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", введенной в действие Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах), Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Согласно п. 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, в частотности, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона. То есть, в том числе, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.102002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (действие которого в отношении определенных лиц продлено постановлением N 1587) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении определенных категорий должников сроком на 6 месяцев.
Так, в соответствии с абзацем первым пункта "б" части 1 постановления N 428 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении:
- организаций, включенных в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями и порядком, определенными Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;
- организаций, включенных в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.
Мораторий на банкротство является мерой адресной (то есть с ограниченным по ряду определенных законодателем признаков субъектным составом) государственной поддержки в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 Федеральной налоговой службе поручено размещать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": перечень организаций, предусмотренных перечнями, указанными в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления (с обеспечением его актуализации в соответствии с изменениями, вносимыми в указанные перечни); изменения, внесенные в перечни, указанные в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления, - в день получения от Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики изменений, внесенных в перечень, предусмотренный абзацем вторым подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления, либо в день вступления в силу соответствующего акта, которым внесены изменения в перечни, предусмотренные абзацами третьим и четвертым подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 опубликовано и вступило в силу 06.04.2020.
Согласно сведениям, размещенным в открытом доступе в сети Интернет (https://service.nalog.ru/covid/), налогоплательщику Открытому акционерному обществу "Гостиница "Венец" (ИНН 7325056175, ОГРН 1057325069097) предоставлена мера поддержки в виде моратория на банкротство.
Таким образом, включение должника в соответствующий акт Правительства Российской Федерации (перечень организаций) свидетельствует о предоставлении меры поддержки в виде моратория на банкротство.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1, абзацу десятому пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, ответу на вопрос N 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно аналогии закона в случае введения моратория требования, возникшие после его введения, являются текущими.
Как установлено, неустойка, которую просит взыскать истец по настоящему делу, начислена в связи с просрочкой оплаты арендных платежей за период с марта по июль 2020 (начиная с 11.04.2020), то есть после введения моратория.
При этом, суд первой инстанции обоснованно указал, что освобождение от начисления неустойки по текущим платежам Федеральным законом "О банкротстве" не предусмотрено.
С учетом изложенного, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При этом суд первой инстанции также верно учел, что ответчик арифметически представленный расчет не оспорил, контррасчет не представил.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 19.03.2021, по делу N А72-13281/2020, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.03.2021, по делу N А72-13281/2020 - оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Гостиница "Венец" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13281/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОАО "ГОСТИНИЦА "ВЕНЕЦ"